17 октября 1944 г. летчики «Нормандии» совершили 102 вылета и заявили о сбитии 16 самолетов противника (в зачет пошли 12). Рекордсменом сочли к-на Кюффо, записавшего на свой счет 4 победы (правда, позже нашла подтверждение лишь одна). Зенитным огнем была сбита машина аспиранта Эмоне. Раненый летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на нейтральной полосе. Его вытащил оттуда штурман сбитого Пе-2 135-го ГБАП ст. л-т С. Якубов. С помощью подоспевшего пехотинца он погрузил француза на проходивший танк, который и доставил Эмоне в медсанбат. За этот поступок Якубов был награжден французским Боевым крестом.
В тот же день прибыли 7 человек нового пополнения. Примечательной личностью был л-т Углофф (Углов), родившийся в казачьей семье и эмигрировавший с родителями на берега Сены после поражения белогвардейцев в гражданской войне. В последующих боях он показал себя отличным бойцом.
18 октября «Нормандии» вновь засчитали 12 побед. Наиболее примечательным стал бой, проведенный в середине дня восьмеркой Як-3, ведомой Альбером. В районе Гросс-Зоденена французские летчики атаковали группу штурмовиков Hs 129, шедшую на высоте около 2000 м, и сбили 4 «Хеншеля». Один оказался добычей Альбера, который в паре с Амаржи уничтожил еще один штурмовик, а две вражеские машины стали групповыми победами сразу пяти пилотов: Кюффо, Матра, де Жоффра, де ля Пуапа и Марши.
До конца октября в актив летчиков «Нормандии» записали еще 38 сбитых самолетов противника. Среди них был и уничтоженный 27 числа Альбером Bf 109, ставший двадцать третьей победой этого пилота и двухсотой в истории полка. (Правда, в тот день был сбит и спасся на парашюте Кюффо). В целом итог второго осеннего месяца 1944 г. оказался для «Нормандии» самым удачным за всю войну: выполнив 1060 боевых вылетов, летчики провели 59 воздушных боев, сбили 110 вражеских самолетов и еще 8 подбили.
Двухсотая победа полка совпала по времени с опубликованием Указа Президиума Верховного Совета СССР об очередном награждении орденами Советского Союза 25 французских летчиков, в т.ч. Пуйяда. Альбера, де ля Пуапа, братьев Шалль, де Сейна (посмертно). 28 октября Пуйяд сдал командование м-ру Дельфино и уехал в Москву.
На следующий день полк перелетел на новый аэродром — Дыдвиже. Жизнь на новом месте началась с неприятностей. 2 ноября около аэродрома подорвался на мине и вскоре скончался от гангрены аспирант Жан Мансо.
8 ноябре ожидался приезд в СССР де Голля. Очевидно, к этому событию советское руководство приурочило особые поощрения для «Нормандии». 28 ноября московское радио сообщило о присвоении звания Героя Советского Союза ст. л-ту Марселю Альберу и ст. л-ту Ролану де ля Пуапу. В тот же день вышел приказ Верховного Главнокомандующего, в котором, в частности, говорилось: «1-му отдельному истребительному авиационному полку Сражающейся Франции, отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на р. Неман, присвоить наименование «Неманский» и впредь именовать 1-й отдельный истребительный авиационный Неманский полк Сражающейся Франции «Нормандия». По французской традиции полк стали называть «Нормандия-Неман» (Normandie-Niemen).
9 декабря в Краснознаменном зале Центрального дома Красной Армии командующий ВВС РККА главный маршал авиации А.А. Новиков вручил награды французским летчикам. Присутствовавший на торжестве де Голль объявил, что все пилоты «Нормандии-Неман» стали кавалерами ордена Почетного легиона. Такой же награды были удостоены м-р И. Вдовин, инженер-капитан С. Агавельян, генералы С. Левандович, Г. Захаров, Ф. Фалалеев, а также врачи Центрального авиационного госпиталя. Вручение Крестов ордена Почетного легиона состоялось в тот же день во французском посольстве.
В соответствии с заключенным соглашением, после года пребывания на советско-германском фронте французские добровольцы имели право на продолжительный отпуск. Им воспользовались и уехали на родину 15 человек, в т.ч. Пуйяд, Альбер, де ля Пуап, Риссо, Кюффо. С их отъездом полк вновь переформировали в трехэскадрильный. Командиром остался Дельфино.
В конце декабря «Нормандия-Неман» приступила к выполнению вылетов на прикрытие войск, перешедших границу Восточной Пруссии. 30 декабря последний бой года провела пара Марши-Ирибар. Над г. Кляйн-Батчен летчики обнаружили четверку «Фокке-Вульфов». Марши пошел в атаку, а ведомый его надежно прикрыл. В итоге ведущий сбил два вражеских истребителя, а Ирибар — третий. Это был хороший новогодний подарок!
Всего в течение 1944 г. полк находился на фронте 8 месяцев, за которые его летчики совершили 3000 боевых вылетов, провели 78 боев, сбили 126 самолетов противника. Свои потери составили 15 пилотов и 20 самолетов.
К концу первой декады января 1945 г. в составе «Нормандии-Неман» насчитывалось 42 Як-3 (6 неисправных) и 3 Як-9 (1 неисправный). 13 января началось новое наступление войск 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, однако сильный туман приковал самолеты к земле. На следующий день погода тоже не баловала, но авиация все же работала. Летчики полка провели 2 боя, сбили 8 самолетов противника и 3 повредили. Особо отличился л-т Р. Мартэн, которому засчитали два Bf 109 и один FW 190 как достоверно сбитые, третий «мессер» — в качестве предположительной победы, а четвертый — поврежденным.
В конце дня «Нормандия-Неман» перелетела на аэродром Допенен. При этом аспирант Микель на посадке забыл выпустить шасси, в результате чего его машина получила повреждения. Восстановить ее удалось через день.
16 января французы прикрывали наступление 2-го танкового корпуса и отразили ряд налетов штурмовиков противника. В районе Гумбинена. Каушена и Шталупонена было проведено 8 боев и сбито 18 самолетов, главным образом, «Фокке-Вульфов». Особо отличился Жак Андре, в актив которого пошли 4 уничтоженных и один подбитый FW 190. По 2 победы одержали Углов, Блето, Кастен и Лорийо. Но в бою над Шталупоненом погиб Микель.
В последующие дни бои продолжались с не меньшим напряжением. Всего за первый месяц 1945 г. полк совершил 454 боевых вылета, уничтожив 49 самолетов (BI 190, FW 190. Hs 129) и 15 повредив. Наибольшее количество побед (7) одержал Андре, по 6 сбитых пошли в зачет Блето и Соважу. Из вылетов не вернулись 4 французских летчика: помимо Микеля, погибли аспиранты Женес, Пикено и Меню.
В феврале сопротивление немцев в воздухе усилилось, поскольку среди противников французов появились опытнейшие «эксперты» из JG 51 Molders («Мёльдерс») и JG 54 Grunnherz («Зеленое сердце»). «Нормандцы» не сразу сориентировались в изменившейся ситуации, что повлекло за собой новые потери. Так, 5 февраля четверка Як-3, патрулируя над портом Пиллау, подверглась нападению двенадцати FW 190. В результате погиб су-лейтенант Роже Пенверн, успевший выполнить 65 боевых вылетов и в 10 боях сбивший 4 самолета. 7 февраля де Жоффр, Матра и Лорийо отомстили за товарища, вогнав в землю «Фокке-Вульф».
11 февраля Ирибар, Соваж, Углов и Морис Шалль вступили в бой с «фоккерами». Ирибар увлекся и оторвался от своей группы. Атакуя вражескую машину, он не заметил, как другой «бош» зашел ему в хвост… Немецкий «эксперт» не допустил промаха, и его очередь поразила Ирибара прямо в кабине. В тот же день ведомая Дельфино шестерка «Яков» пришла на помощь группе советских истребителей, дравшихся с «Мессершмиттами». Комполка вместе с Гидо быстро сбили один «мессер», а Мартэн и Перрен — еще два. Затем Дельфино погнался за оставшимся в одиночестве немцем. Тот принял бой, и вскоре французскому майору пришлось оставить его в покое, так как горючего в баках «Яка» оставалось в обрез. Кипя от злости, Дельфино прилетел на свой аэродром, где узнал, что из боя не вернулся аспирант Монж. К счастью, через несколько дней сбитый летчик благополучно вернулся в часть.
15 февраля ожесточенному зенитному обстрелу над Виттенбергом подверглась четверка «Яков», пилотируемых Соважем, Марши, Угловым и Ревершоном. Все самолеты получили повреждения, а Ревершон был тяжело ранен и совершил грубую вынужденную посадку прямо у палаток советского полевого госпиталя. Летчик тут же попал на операционный стол, врачи спасли ему жизнь, хотя ампутировали ногу. Тем не менее, после войны он летал в гражданской авиации.
Тяжелый бой провела 20 февраля шестерка Як-3. повстречавшая в районе Пиллау дюжину Bf 109G. Некоторые немецкие летчики явно выделялись своей подготовкой, и один из них мастерски сбил аспиранта Блето. Тот выпрыгнул с парашютом и оказался в плену. Допрашивал француза командир группы III/JG 51 гауптман Иоахим Брендель, который и одолел его в бою (по заявлению немца, это была его 102-я победа, а войну он закончил, имея на счету 189 сбитых). Как ни странно, но Брендель не стал спешить с выполнением приказа Кейтеля и даже передал Блето некоторые вещи, принадлежавшие погибшему Ирибару. Через некоторое время французский летчик сумел бежать и присоединился к наземным частям Красной Армии.
После понесенных потерь в строю «Нормандии-Неман» осталось 24 летчика, что вынудило Дельфино перевести полк на двухэскадрильный штат. Заместителем командира части в это время стал к-н Матра. 23 февраля московское радио передало Указ о награждении 44 французских офицеров «Нормандии-Неман» различными орденами, а самого полка — орденом Красного Знамени.
Через 2 дня французы перелетели на аэродром Фридланд1 под Кенигсбергом. Это место было связано с историей боевой славы Франции. Там почти 138 лет тому назад Наполеон одержал решающую победу в войне 1805-1807 гг., разбив русскую армию во главе с графом Беннигсеном, и в городе сохранился даже дом с памятной доской: «Hier wohnte Napoleon I. 4-15 Juni 1807» («Здесь жил Наполеон I. 4-15 июня 1807 г.»). От линии фронта «нормандцев» отделяло всего 10 км, однако из-за очень плохой погоды полк практически перестал летать.
20 марта в расположение «Нормандии-Неман» прибыли генералы Пети, Захаров и Левандович. Состоялось торжественное построение, на котором полку вручили орден Красного Знамени, а также награды летчикам и механикам. В советских документах часть стала именоваться 1-м отдельным истребительным авиационным Краснознаменным Неманским полком «Нормандия».
25 и 26 марта, в связи с улучшением погоды, интенсивность боевой работы французов усилилась. Было совершено 113 вылетов, сбиты 4 самолета и 4 подбиты. Отличились Андре, Соваж, Марши, Морис Шалль, де Жоффр. Но потери продолжали выкашивать ряды «нормандцев». 26 числа погиб ведомый Марши аспирант Монж. На следующий день та же трагическая участь постигла Мориса Шалля. Кроме того, при сопровождении «пешек» были подбиты Гидо. Мерцизиен и де Жоффр. Первые два смогли перетянуть линию фронта и посадить машины «на брюхо», а де Жоффру пришлось прыгать. Он опустился на поверхность залива Фриш-Гаф и более десяти часов провел в его холодных водах, но, в конечном итоге, был спасен советским к-ном Г.Х. Назарьяном.
9 апреля пал Кенигсберг. Вылеты продолжались, но воздушный противник встречался все реже и реже. Завершающую победу полка и свою пятую одержал аспирант Жорж Анри, сбивший 12 апреля одного из «экспертов» JG 51 гауптмана Гюнтера Шака, имевшего на счету 174 победы. Сам Анри по возвращении из вылета погиб во время артобстрела от шального осколка, попавшего ему в голову. Это была последняя боевая потеря «Нормандии-Неман».
Последний раз истребители «Нормандии-Неман» применяли оружие в ходе Второй мировой войны 25 апреля, когда обе эскадрильи совершили налет на Пиллау. В полдень крепость пала. Вылеты на патрулирование французские летчики продолжали выполнять до 2 мая.
В общей сложности за время пребывания на советско-германском фронте французские летчики совершили 5240 боевых вылетов, более половины из которых на прикрытие поля боя, 18,6% — на свободную охоту, 17.2% — на сопровождение бомбардировщиков и 7,6% — на перехват самолетов противника. В 869 боях были сбиты 273 (в различных источниках также называются цифры 268, 282) и подбиты 80 германских самолетов. Цена боевых успехов оказалась высокой: 71 потерянный самолет (из них 4 — в тренировочных полетах) и 45 погибших летчиков (3 — в ходе тренировочных полетов). За время войны в полку появились 39 асов, т.е. летчиков, сбивших 5 и более самолетов. Наиболее результативными стали: Марсель Альбер — 23 победы. Ролан де ля Пуап и Роже Соваж — по 16. Жак Андре и Луи Дельфино — по 15. Жорж Лемар и Роже Марши — по 13. Марсель Лефевр и Леон Кюффо — по 11, Морис Шалль — 10. По французской традиции, в указанные числа входят как индивидуальные, так и групповые победы, а также победы, одержанные на других ТВД.
День Победы «Нормандия-Неман» встретила на аэродроме в Эльбинге. Знаменательное событие французы вместе с советскими однополчанами отметили грандиозным празднованием. Как вспоминал де Жоффр: «Восьмидесятиградусный спирт лился рекой». Вечером на По-2 прилетел Блето, который в поисках своего полка пересек половину Германии. Вскоре из отпуска вернулись Альбер и де ля Пуап, которым все были очень рады. Три недели французы «расслаблялись» в Эльбинге. Эти дни прошли как сплошной праздник, который сопровождался, по изящному выражению де Жоффра, «братанием» с представительницами прекрасного пола Германии.
1 июня «нормандцы» вылетели в Москву. Там они первым делом отдали почести павшим товарищам на одном из московских кладбищ, а затем несколько дней отдыхали и знакомились со столицей СССР, праздновали победу с москвичами. 4 июня вышел Указ о присвоении звания Героя Советского Союза ст. л-ту Марселю Лефевру (посмертно) и су-лейтенанту Жаку Андре 8 июня французские летчики вместе с советскими генералами и офицерами собрались в Центральном доме Красной Армии, где им были вручены очередные награды Французской Республики и СССР. При этом награды Лефевра передали генералу Пети.
«Нормандия-Неман» начала готовиться к отправке на родину. Сталин решил сделать французам роскошный подарок. В телеграмме де Голлю советский лидер, в частности, писал:
«… Полк пойдет на родину в полном вооружении, то есть при самолетах и авиационном вооружении, через реку Эльбу и далее на запад. Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на восточном фронте мужественно и с полным успехом…».
«Нормандцам» был передан 41 Як-3. Кроме того, по решению Государственного Комитета Обороны СССР, летному составу и семьям погибших летчиков выдали денежное пособие в долларах, несмотря на первоначальный отказ французов.
11 июня французский полк взял курс на запад. Кроме «Яков», во Францию летел Ли-2 с советским инженерно-техническим составом во главе с Агавельяном. 20 числа самолеты приземлились в Ле Бурже, где состоялась грандиозная встреча.
Дальнейшая судьба пилотов «Нормандии-Неман» сложилась по-разному. Многие продолжали летать, кто в военной авиации, кто в гражданской, кто на испытательной работе. Кое-кому пришлось вновь «понюхать пороху» в Индокитае, Алжире либо тропической Африке. Уже в первые послевоенные годы в авиакатастрофах и в боях погибли 12 летчиков: Марши, Амарже, Эмоне, Мурье, Лемар, Углов, Жанель. Шарра, Астье, Карбо, Пистрак, Мерцизиен.
Продолжила службу в составе ВВС Франции и «Нормандия-Неман» как Escadton de Chasse 2/30 Normandie-Niemen. Она воевала в Индокитае и Алжире, где выполнила 4977 и 1809 боевых вылетов, соответственно. В различные годы ее представители на своих боевых машинах прилетали с визитами в СССР, на подмосковную Кубинку. Ответные вояжи совершали и советские летчики. За послевоенное время состав авиапарка «Нормандии-Неман» неоднократно менялся, и сейчас полк летает на перехватчиках Mirage F 1С. В последнее время в печати прошла информация, что в рамках плана реформирования Вооруженных Сил Франции эта славная авиачасть подлежит значительному сокращению и, в то же время, перевооружению на новейшие истребители Rafale.
- Ныне российский г. Правдинск Калининградской области.
источник: Александр Котлобовский «Французы на востоке» Авиация и Время 2006-05