Фирма GEO BELL Helicopters (бывшая Шида Картлис Сахаэро Индустрия) в МГК
Фирма Шида Картлис Сахаэро Индустрия, прекратила выпуск истребителей Fokker D.XXI еще в 1943 г. Некоторое время после войны продолжался выпуск транспортных Noorduyn Norceman, но объемы производства уменьшались. В принципе стоял вопрос о существовании завода вообще.
Помощь пришла откуда не ждали…
Исходя из рельефа местности в Грузии использование вертолетов просто идеально для решения огромного количества задач сразу после ВМВ командование грузинской армии стало присматриваться к опыту применения вертолетов.
в период с 1948-51 приобретались единичные экземпляры разнообразных образцов, затем, после ряда испытаний было принято решение приобрести лицензию у фирмы Белл на производство вертолета BELL 47. Лучше всех для, сборки, а затем и производства подходил завод Шида Картлис Сахаэро Индустрия в Гори. Производство велось сначала из американских и итальянских комплектующих. Первая мк. вертолета — Bell 47DG собиралась / выпускалась в 1952-56 гг, и применялась помимо военных, государственных и др. едомств, также и частным порядком всего за период производства было выпущено 108 ед
Модификация GB.47DG
Диаметр главного винта, м 11.30
Длина,м 13.20
Масса, кг
пустого 781
нормальная взлетная 1007
максимальная взлетная 1340
Внутренние топливо, л 216
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming VO-540
Мощность, кВт 1 х 190
Максимальная скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 166
Практическая дальность, км 463
Дальность действия, км 390
Скороподъемность, м/мин 510
Практический потолок, м 5425
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира
В 1956 г началось производство модернизированной мк. Bell 47НG,
всего в 1956-69 г.г. было выпущено 163 ед
Модификация GB.47HG
Диаметр главного винта, м 11.30
Длина,м 13.20
Масса, кг
пустого 781
нормальная взлетная 1007
максимальная взлетная 1340
Внутренние топливо, л 216
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming VO-540
Мощность, кВт 1 х 190
Максимальная скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 166
Практическая дальность, км 463
Дальность действия, км 390
Скороподъемность, м/мин 510
Практический потолок, м 5425
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира
В пятидесятых годах, армией США был объявлен конкурс между вертолетостроительными фирмами, условия которого предполагали создание многоцелевого вертолета с возможностью его вооружения ракетами и пулеметами. Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204.
На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53.
Вертолет выпускался по лицензии итальянской Agusta SpA. Итальянский Agusta Bell AB204B оснащался двигателями Rolls Roycc Bristol H.1200 Gnome или General Electric T58-GE-3.
Именно эта модель заинтересовала командование ВВС и армейской авиации Грузии. В 1957 г было подписано соглашение о преобразовании Шида Картлис Сахаэро Индустрия в дочернее предприятие фирмы BELL HELICOPTERS, GEO BELL
После широкомасштабной реконструкции завода в 1958-61 гг., в 1962 г. началось производство модели BELL 204
Диаметр несущего винта, м 14.63
Длина, м 12.37
Высота, м 3.84
Масса, кг
пустого 2939
максимальная взлетная 4309
Тип двигателя 1 ТВД General Electric T58-GE-3
Мощность, кВт 1 х 962
Максимальная скорость, км/ч 196
Крейсерская скорость, км/ч 167
Практическая дальность, км 533
Практический потолок, м 5910
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8 солдат или 3 носилок, 2 сидячих раненых и 1 сопровождающий или 1361 кг груза в кабине или на подвеске, один 7.62-мм пулемет в дверце кабины или 4 7.62-мм пулемета на направляющих по бокам фюзеляжа, Возможно подвеска 2 пакетов с 24 70-мм НУР
Вертолет производился с 1962 по 1994, всего было выпущено около 218 ед
Выпускались как многоцелевые-транспортные, противолодочная Мк. для ВМФ, так и ударная Мк.
Именно этот вертолет, надежный и неприхотливый, стал главной рабочей лошадкой всех ведомств служб и фирм, применялся как: транспортный, патрульный, боевой и пассажирский
В 1970 началось производство вертолета Geo Bell 69 разработанный на базе Bell 47 HG
Всего в 1970-95 г.г. было выпущено 219 ед.
Geo Bell санитарный армейской авиации
Geo Bell службы "МЭДЕЯ" (горно-спасатели)
В конце 80-х начале 90-х было принято решение о производстве 2-х двигательного вертолета BELL 204. Вертолет был модернизирован аналогично 412-му, и с 1994 г в производстве мк. BELL 404
Диаметр главного винта, м 14.02
Диаметр хвостового винта, м 2.59
Длина,м 12.92
Высота ,м 4.32
Масса, кг
пустого 2760
максимальная взлетная 5100
Внутренние топливо, л 1249 + опционально 681 или 151
Тип двигателя 1 ГТД Pratt Whitney Canada PT6T-3B Turbo Twin Pас
Мощность, кВт
максимальная 1 х 1342
при взлете 1 х 1044
при полете 1 х 843
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 235
Практическая дальность, км 786
Скороподъемность, м/мин 438
Практический потолок, м 5180
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 8 солдат или 3 носилок, 2 сидячих раненых и 1 сопровождающий или 1560 кг груза в кабине или на подвеске
Вертолет производится до сего времени всего выпущено 182 ед.