0

БТ-4 – это ни что иное, как модификация танка БТ-2, разработанная в харьковском КБ под руководством инженера А.О.Фирсова. По большому счету новый БТ мало отличался от серийного образца. Колёсно-гусеничный ход на нём оставили, а вот корпус сделали клёпано-сварным, тогда как у БТ-2 он был клёпаный. Конструкцию подкосов корпуса также изменили, обеспечив снятие пружин подвески без демонтажа бокового листа и сравнительно быструю и легкую навеску брони. Буксирные крюки заменили на кольцевую конструкцию в носовой части, а жалюзи для выхода горячего воздуха теперь могли управляться механиком-водителем.

Фейк-машина - танк БТ-4. СССР 

Экипаж БТ-4 состоял из 3 человек. Вооружение, башня и приборное оборудование соответствовали серийному БТ-2, так что внешне оба танка почти не имели отличий. Первый опытный образец БТ-4 был собран и испытан в Харькове в июле 1932 г. Всего было построено три таких танка об эксплуатации которых в межвоенный период сведений не сохранилось. Можно предположить, что БТ-4 использовались как опытные машины или в качестве учебных танков и смогли дожить до начала войны. Вот что было записано в журнале боевых действий 14-й тд. 

Фейк-машина - танк БТ-4. СССР

“9.7.41г.при прорыве противника на Витебск танки, находящиеся в ремонте в РВБ и ремонтных ротах, распоряжением командира 69 СК генерал-майора Могилевец и коменданта г.Витебска подполковника Ушакова, были взяты для обороны города в количестве: 2 танка КВ, 2 танка Т-34, БТ-4, 2 машины БА-10. Из них, по имеющимся в частях данных, погибло 12, а о 6-ти танках сведений нет. Машины находились в распоряжении подполковника Ушакова, о чём командование дивизии узнало позднее.” 

Сейчас трудно сказать, действительно ли это был БТ-4 или имелось в виду 4 танка типа БТ (возможна опечатка), но в любом случае в боях под Витебском участвовали практически все модификации этой машины. 

Фейк-машина - танк БТ-4. СССР

А теперь немного юмора. Не так давно в печати появились фотографии двухбашенных БТ и текст к ним. По утверждению автора это были танки БТ-4, представлявшими собой симбиоз ходовой части и корпуса БТ-2 с башнями от танка Т-26 образца 1931 г. Вот как оказывается было дело. 

“Когда осенью 1931 г. на ХТЗ были готовы первые пять танковых корпусов БТ, производство башен к ним на Ижорском заводе задерживалось, но было большое желание показать новые танки на параде и на учениях MBО, где ожидались представители зарубежных военных миссий. Но без башен и вооружения танки не произвели бы никакого впечатления, а бутафория не годилась, так как зарубежные военные могли пожелать проехаться в танке. И тогда руководитель СКБ-6 выступил с инициативой оснастить изготовленные танки теми башнями, которые уже производились на Ижорском заводе, но для танка Т-26…

Однако заводские конструкторы, занимавшиеся серийным производством, не верили в возможность такого симбиоза, и поэтому все работы над спешным изготовлением танков проводило СКБ-6 (ВТ) собственными силами. Надзором за проведением работ от НКВД занимался П.У.Стозвонов. Всем работавшим здесь пришлось и расчетами заниматься и спешно осваивать рабочие специальности. Владимир Вольфович, например, освоил профессию клепальщика и слесаря-сборщика.

Вскоре после распоряжения М.Тухачевского об изготовлении танка на территорию «Внутренней тюрьмы» ХТЗ были доставлены пять бронированных шасси и пять моторных агрегатов танков БТ. Но одно из шасси оказалось неисправным и поэтому А.Б.Морозенков принял решение провести осмотр и тщательную регулировку всех прибывших механизмов. Регулировкой механизмов занимался бывший моторостроитель В.Д.Горлопанов, которому удалось также перевести питание танка с бензина на керосин, к тому же при небольшом приросте мощности. Бывший инженер Л.Г.Унов разработал для танка даже складные крылья, позволявшие буксировать его за бомбардировщиком на прицепе. Но эти крылья изготавливать не стали, так как для них требовался очень дефицитный металл — дюраллюминий.

Башни для танков вместе с подбашенными листами и зубчатыми венцами были доставлены с Ижорского завода по графику и также под охраной войск НКВД. Однако их установить на корпуса БТ малой силой не удалось. Пришлось спешно по месту изготавливать совершенно новые крыши корпуса танков. Также пришлось изменять расположение свечей подвески, чтобы они не препятствовали вращению башен. Первый танк был окончен сборкой 1.Х.31 г. и под управлением бывшего инженера Х.А. Путина совершил пробную поездку вокруг Харьковского Танкового Завода. В пути случилось ЧП — под гусеницы танка неожиданно бросилась свинья колхоза «Красный китобоец». Х.А.Пугин резко вывернул руль и врезался в стоящее у дороги дерево. Однако свинья тоже не уцелела. Пришлось руководству СКБ-6 (ВТ) платить штраф за потраву колхозной собственности…” 

Фейк-машина - танк БТ-4. СССР

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА БТ-4 обр.1931 г.
 

БОЕВАЯ МАССА, кг

около 11500

ЭКИПАЖ, чел.

3

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

Длина

5580

Ширина

2230

Высота

2230

ВООРУЖЕНИЕ, мм

Пушки

1×37 ПС-1

Пулеметы

1×7,62 ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ, шт

Пушки

115

Пулеметы

2709

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1

БРОНИРОВАНИЕ, мм

Лоб корпуса

13

Борт корпуса

13

Башня

13

Крыша и корма

10

Днище

6

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Тип двигателя

М-5-400, карбюраторный, 12-цилиндровый

Мощность, л.с.

1×400

Общая мощность, л.с.

400

ТРАНСМИССИЯ

механическая, с бортовыми фрикционами, 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

4 опорных катка (с приводом на задний и двумя поворотными катками), переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ, км/ч

на гусеницах

52

на колесах

80

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

250

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

0,55

Ширина рва, м

2,00м

Глубина брода, м

0,90м

СРЕДСТВА СВЯЗИ

не устанавливались

 


Данную статью про танк БТ-4 нашел на сайте aviarmor.net. Сразу хочу сказать, что эта машина — фейк, т.к. реальный БТ-4 был модификацией БТ-2 со сварным корпусом:

В июле 1932 г. здесь был разработан танк БТ-4 со сварным корпусом. После получения технической документации на «большую» башню Ижорского завода здесь попытались установить ее как на корпус БТ-2, так и на корпус БТ-4, получив в результате варианты новых танков — соответственно БТ-5 и БТ-6. После рассмотрения опытных образцов для серийного производства выбрали танк БТ-5 как наиболее простой в освоении на существующем оборудовании, который дополнили новым люком механика-водителя с наблюдательной щелью, закрытой пуленепробиваемым стеклом «триплекс».

Впрочем об этом говорит сам автор статьи:

Интересная история, не правда ли. Особенно со свиньей хорошо получилось. Как можно догадаться – всё это розыгрыш, а фотографии хорошая, но всё-таки фикция. Тем не менее, вариант с двумя башнями мог и вправду появиться, если бы на разработку соответствующей модификации было выдано ТТЗ.

источник: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-4.htm

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ProxySU
10.11.2010 12:44

Бедный, бедный Эдик…

Бедный, бедный Эдик…
Skuto
10.11.2010 14:07

Бедный, нет уж я бы с ним

Бедный, нет уж я бы с ним поменялся бы местами…Только автор не закончи повествование, тем что Эдик проснулся в холодном поту у компа с сайтом А.И., окей 😉
 
А так как всегда класс, видать тройственный союз с Р.И. в придачу, хорошенько набил мордаху Антанте. Так и вижу Османская имперея из-за нас выступила за Антанту а не Германию, как следствие в Первой мировой Войне на первом этапе разгром турков — Взятие Карской области ценой большой мясорубки, и осада Стамбула силами черноморского флота и армией самсонова. Принятие капитуляции Порты Колчаком переход Румелии в собсвенность Рос.Имп. торжественно переименование в ЦарьГрад создание там квази-органа конгресс Славян. С целью сближения с греками генерал губернатор ЦарьГрада грек….Создание базы ВМФ в Измите, как альтернативе Севастополю. Мощный тыл позволяет нанести удар чудовищной силы из частей Русской,немецкой и австрийской, + или — итальяшки по противнику во Франции. Да и сама ПМВ…началась не из-за прогулки эрцгерцога Фердинанда в Сараево…а допустим терок по поводу Османской импереии, да мало ли чего 
boroda
Администратор
10.11.2010 14:50

 
Честно говоря, я бы эту

 

Честно говоря, я бы эту тему пустил отдельной АИ мимо Эдика. РЯВ и АИ по ней мои одни из самых любимых.
Кстати говоря, в АИ довольно неосвещённое направление. Все придумывают самые разнообразные варианты победы при Цусиме, более благоприятные варианты других сражений. И почему то ни кому не приходит в голову самый вероятный вариант. Начало века, радаров нет, навигационные приборы несовершенны. Стоило опуститься туману или случиться, вообще, каким то случайностям и эскадры могли просто разменяться. Кстати, японцы этого очень боялись, то есть вероятность была совсем не маленькая. И всё, японцы теряют свой единственный шанс на победу – разбить эскадры по отдельности.
Коллега, было бы интересно почитать как 2ТЭ прорвалась ну и более подробный ход сражения у Дальнего.

 

Андрей
Редактор
11.11.2010 06:44
Ответить на  boroda

Эскадры разминуться

Эскадры разминуться практически не могли:))) Но допустим, это все же случилось.
2 Тихоокеанская приходит во Владивосток. Порт не предназначен и не оборудован для базирования такой эскадры, снарялов — нет, угля (кроме того, что привезли с собой) — тоже почти нет. Правда, слегка усилились Россией и Громобоем. Кое как поремонтировались (в основном Камчаткой) и… И что ? Вышли в море сражаться с японцами? Результат ровно тот же что при Цусиме. Или сходили несколько раз, до серьезного боя дело не дошло, пожгли весь уголь и встали на прикол до конца войны.
Вот и вся альтернатива
boroda
Администратор
10.11.2010 15:30
Ответить на  Kalambur

Надо бы какую то иллюстрацию

Надо бы какую то иллюстрацию среди фоток РЯВ подорать.

Hrolv Ganger
11.11.2010 04:00

Грамотно написано. 2

Грамотно написано. 2 нормальные базы на Ляодуне + ускорение достройки
кораблей на Балтике. Вполне достаточно для Победы. Подыгрывать не нужно.
Андрей
Редактор
11.11.2010 05:47

Эрик мне лично симпатичен, Эрик мне лично симпатичен, рассказы читаю с интересом, но коллега Kalambur штож ви так измываетесь над РЯВ?! Наши новейшие броненосцы (Суворов, Бородино, Орел, Александр III) закладывались в мае 1900 г (а Суворов — так вообще в 1901г). Стапельный период (даже в Англии) занимал не менее года, а то и все полтора-два, а достроечный (опять же в Англии) — 1,5 года — именно столько достраивался Микаса, например. Возможны были девиации — тот же Ретвизан в Америке достраивался только 1 год и 2 мес, но его стапельный период занял 2 года. Таким образом, даже при соблюдении лучших английских традиций кораблестроения — (что вообще нереально,  особенно с учетом того, что Россия впервые строила столь крупную серию столь крупных кораблей) абсолютно минимальный срок постройки — 2,5 года. А это значит, что в идеальном случае мы могли бы иметь 3 новейших броненосца к середине 1903г и к концу 1903 г — исправить многочисленные "огрехи" постройки. К этому добавим еще Ослябя, да еще пожалуй Сисой Великий (ни Наварин, ни Александр II к концу 1903 г ну никак не успевали войти в строй, а броненосный крейсер Адмирал Нахимов, не прошедший модернизацию, и вовсе был совершенно никчемным дополнением, лишь зря пополнившим количество скальпов японского… Подробнее »

Андрей
Редактор
11.11.2010 08:51
Ответить на  Kalambur

Коллега Каламбур ! Кладо — Коллега Каламбур ! Кладо — это несерьезно:)) Он ведь даже Первенца хотел на Дальний снарядить (точно не помню, одну из 2 наших первых броненосных батарей):))) В конце-концов послали же Небогатова — и чем это нам помогло? А потом герр Кладо, с высоты своего "авторитета" уже писал — что мол шансов-то и не было… На самом деле никакого значения старые балтийские корабли уже не имели — ЕМНИП Наварина и Нахимова требовалось перевооружать, Александр II и Коля первый даже  в молодости не представлял собой ничего значимого (таранный броненосец), про наши ББО вообще молчу в тряпочку. Старички во 2-ой Тихоокеанской не сделали ничего (попытались пострелять по японцам — толком ничего не вышло, не достреливали, кого утопили ночью, кто сдался) Петр… это против американских "Гуантанамо" хорошо, а установить на нем современную 305 мм артиллерию — уже нереально. С ЧМ реальную пользу могли принести разве что "Три Святителя" ну и, вероятно маленькие "Двенадцать Апостолов" и "Ростислав" — хотя насчет апостолов я не уверен. Как не уверен и в том, что Турция пропустила бы наши броненосцы через Проливы. А и пропустила бы — тормознули англичане в Гибралтаре. Так что тут соглашусь с Вами по всем пунктам. Но даже если бы удалось… Подробнее »

Андрей
Редактор
11.11.2010 10:11
Ответить на  Kalambur

Кладо отстаивал идею о Кладо отстаивал идею о стратегическом превосходстве.   С этим я не спорю, но  в данном конкретном случае стратегическое превосходство никак не достигалось появлением наших старых кораблей на Дальнем. Они могли бы принести нешуточную пользу, если б к началу войны УЖЕ были там, причем в модернизированном и оснащенном новой артиллерией варианте. А тащить их через полмира во время войны… Не зря же американцы утверждают, что каждая 1000 миль пройденного расстояния сокращает ударную мощь эскадры процентов на 15% (могу наврать — может 25% на 10 000 миль? но как-то так). Усталость экипажей, многочисленные поломки и проч и проч. При этом шансы успешного прорыва кунсткамеры во Владивосток (даже пр наличии непобежденной первой тихоокеанской эскадры) — почти что призрачны. Достаточно вспомнить, что даже после модернизации наши старички более чем 14 узловым эскадренным ходом на прорыв идти не могли — да и это из разряда ненаучной фантастики. А еще — количество вспомогательных японских "Мару" при ограниченных возможных маршрутах 2  тихоокеанской. В общем, такой прорыв равнозначен большому теологическому чуду:)))) На войне, конечно, всякое бывает, но боюсь, что за такое везение пришлось бы "расплатиться" гибелью Цесаревича и Ретвизана на собственных минах:))))))) Стратегически во время РЯВ мы оказались в "интересном положении" — будучи объективно… Подробнее »

Андрей
Редактор
11.11.2010 14:25
Ответить на  Kalambur

Просто тут есть еще один

Просто тут есть еще один момент — у нас с 1901г на Балтику с Дальнего ушли Наварин, Сисой, Нахимов… А чего ушли? На ремонт.
Ежели Царь-Батюшка решил Владивосток в человеческий вид приводить — так можно было их оставить, и капитальный ремонт затеять на вновь построенных владивостокских мощностях… А Ослябя ЕМНИП вполне реально могла бы прийти еще до войны. она же вышла с балтики вместе с Баяном, но наткнулась на злополучную банку, в результате чего ей пришлось ремонтироваться опять же ЕМНИП где-то в Алжире
Вот Вам сразу же 4 мощных корабля плюсом к первой тихоокеанской.
doktorkurgan
11.11.2010 13:52

 Эдик, Верховный Попаданец.

 Эдик, Верховный Попаданец. Следующий провал, не иначе, во времена Крымской войны…
А альтернативка занятная получилась. Картинки откуда? 
GromoBoy
11.11.2010 14:09
Ответить на  doktorkurgan

Две нижних с Цусимы. Коллега

Две нижних с Цусимы. Коллега Steve делал.
doktorkurgan
11.11.2010 16:49
Ответить на  GromoBoy

 Ага, пролистал коменты ниже,

 Ага, пролистал коменты ниже, там говорилось (насчет откуда иллюстрации взять).
Хорошо сделано!
Альтернативная История
Logo
Register New Account