Этим оружием должны были бороться с «летающими крепостями». Проект таранного перехватчика Sombold So 344. Германия

2

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в январе 2016 года.

Предисловие редакции: Во второй половине Второй Мировой войны всё большую опасность стали представлять налёты бомбардировочных соединений союзников, совершаемые большим количеством летящих в плотном порядке самолётов. В боях над Рейхом соединения немецких истребителей выполняли всё более сложные задачи. Все вышеперечисленное вынудило разра­батывать новые методы борьбы и искать новые средства, при помощи которых можно было бы бороться с бомбардировочной авиацией противника. Огромная огневая мощь самолётов союз­ников, летевших в плотных боевых порядках, сделала атаки истребителей с обычным воору­же­нием очень рискованным мероприятием, поскольку истребители для применения своего оружия должны были близко приближаться «к огненной горе».

В январе 1944 года Хайнц Г. Зомбольд (Heinz G. Sombold) (Инженерное бюро Bley [Ingenieurbüro Bley], Наумбург/Заале [Naumburg/Saale]) предложил свой проект так называемого таранного истребителя, при помощи которого предполагалось бороться с соединениями бомбардировщиков. Методика использования данного таранного истребителя на первый взгляд немного напоминала то, как предполагалось использовать Bachem Natter. Бахем планировал использовать маленький ракетный истребитель с отделяющейся кабиной пилота. В проекте Зомбольда на месте батареи ракет ВР 20 в передней части фюзеляжа, похожей на бомбу, располагались два пулемёта и одна автоматическая пушка.

В отличие от служившего для аналогичных целей перехватчика Bachem Natter этот летательный аппарат не должен был запускаться при помощи ускорителей с рампы. Его должны были поднимать в воздух и доставлять в определённый район на высоте 2000-4000 метров самолётом-буксиров­щиком. На этой высоте буксировочные тросы должны были отсоединяться, и далее истребитель при помощи собственного ракетного двигателя должен был лететь и набирать необходимую высоту, значительно превышающую высоту полёта бомбардировщиков противника.

Набрав необходимую высоту, таранный истребитель ложился на необходимый курс и под углом примерно в 45° или пикируя вертикально вниз должен был атаковать самолёты противника.

Этим оружием должны были бороться с «летающими крепостями». Проект таранного перехватчика Sombold So 344. Германия

На представленном рисунке, выполненном Гранцейером (Granzeier), представлено, каким образом таранный истребитель должен был использоваться в бою. На машине, расположенной на заднем плане, реактивный снаряд только что выпущен в цель

По мнению разработчика для выполнения атак авиационных соединений противника самолёту требовалось соответствующее прицельное оборудование. На безопасном от атакуемых самолётов-бомбардировщиков противника удалении при помощи порохового заряда перехватчик должен был сбрасывать 500-кг реактивный снаряд.

Данный реактивный снаряд должен был иметь четыре вспомогательных крыла и, возможно, еще какие-либо приспособления для стабилизации в полёте. В снаряде должны были находиться 400 кг взрывчатого вещества, подрыв которого выполнялся бы при помощи таймера. При взрыве заряда образовавшаяся воздушная волна должна была уничтожать самолёты противника, летевшие на небольшом расстоянии друг от друга. После запуска реактивного снаряда перехватчик должен был автоматически без влияния пилота пикировать и затем уже под управлением пилота переходить в горизонтальный полёт с набором высоты.

После выполнения задачи перехватчик должен был садиться подобно планеру при помощи полозьев. Для транспортировки к месту базирования консоли крыла перехватчика можно было отсоединить от фюзеляжа, и самолёт можно было перевозить при помощи небольших транспорт­ных средств.

Этим оружием должны были бороться с «летающими крепостями». Проект таранного перехватчика Sombold So 344. Германия

Снимок единственной модели этого необычного проекта, изготовленной в 1944 году

 

Хайнц Г. Зомбольд был опытным конструктором, хорошо знавшим проблему, с которой он предпо­лагал бороться таким образом. Сброс такого тяжелого реактивного снаряда, расположенного далеко спереди от центра тяжести самолёта, приводил к возникновению большого смещения центра тяжести в направлении к хвосту. На стадии предварительного проектирования конструктор предложил изучить этот вопрос на маленькой модели, выполненной в масштабе 1:5 с размахом крыла 1 метр, и только затем принять окончательную конфигурацию таранного истребителя.

Когда в январе 1944 года Зомбольд оформил свой проект на бумаге, до конца войны оставалось всего 16 месяцев. Автор статьи не имеет сведений о том, каким образом этот интересный с техни­ческой точки зрения проект был далее исследован и использован.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Одноместный перехватчик So.344 предназначался для атаки и уничтожения соединений бомбар­ди­ровщиков противника при помощи тяжелого реактивного снаряда. Проект самолета данного типа был разработан в инженерном бюро Bley, Наумбург/Заале, в 1944 году инженером Зомбольдом.

Основные элементы перехватчика должны были быть изготовлены из деревянных конструкций. Как и Bachem Natter, данный перехватчик должен был быть свободнонесущим среднепланом, способ­ным самостоятельно стабилизироваться в полёте. Самолет должен был оснащаться однокилевым хвостовым оперением и ракетной силовой установкой.

Фюзеляж

Передняя часть фюзеляжа должна была представлять прикреплённую к самолёту бомбу или корпус с реактивным снарядом, стабилизация которого должна была осуществляться при помощи четырех небольших крестообразно расположенных вспомогательных поверхностей, которые служили для стабилизации и балансировки.

Фюзеляж должен был состоять из относительно конической в передней части, где находилась бое­головка, и прямой трубы в задней части, в которой находилась кабина пилота, плавно переходящая в хвостовое оперение.

Хвостовое оперение

Вертикальное оперение, в которое должна была плавно переходить кабина пилота, состояло бы из киля и руля направления. Горизонтальное оперение состояло бы из стабилизатора и рулей высоты и крепилось бы к местам соединения фюзеляжа и расширенной нижней части киля. Законцовки гори­зонтального оперения должны были быть загнуты вверх.

Шасси

Шасси отсутствует. Самолёт должен был буксироваться самолётом-буксировщиком и затем при наборе необходимой высоты отцепляться от него. При посадке самолёт должен был садиться на полозья.

Силовая установка

Силовая установка должна была состоять из ракетного двигателя неизвестного типа с большим количеством форсунок. Данные по мощности силовой установки отсутствуют.

Несущие плоскости

Как и прочие элементы конструкции самолета свободнонесущее крыло должно было быть изготов­лено из сосны, фанеры и слоёной клееной древесины. Передняя кромка крыла должна была иметь небольшую стреловидность; само крыла имело бы небольшое поперечное V.

Элементы системы управления

Крыло самолета должно было быть оснащено элеронами, которые одновременно выполняли бы функцию посадочных щитков. Хвостовое оперение оснащалось бы рулями высоты и направления.

Во время буксировки и во время атаки для уравновешивания тяжелой боеголовки в этих фазах полёта её вспомогательные поверхности должны были быть оборудованы специальными направ­ляющими, обеспечивающими стабилизацию.

Оборудование

Соединительное устройство, к которому должен был крепиться буксировочный трос, располагалось на боеголовке и крепилось к направляющим, находящимся в передней части фюзеляжа. Затем располагалась бы основная бронированная перегородка. За сиденьем пилота должна была раз­мещаться вспомогательная бронированная перегородка, за ней должны были находиться пиро­патроны, при помощи которых сбрасывался бы фонарь кабины пилота, и баллоны с кислородом.

Вооружение

Основное вооружение перехватчика должно было состоять из боеголовки, весившей 500 кг и содержавшей 400 кг взрывчатого вещества. Подрыв боеголовки осуществлялся бы при помощи таймера. Перед крылом устанавливались два утопленных в фюзеляж пулемёта или одна автома­тическая пушка.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sombold So 344

Назначение: перехватчик

Статус: проект

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: нет данные

Размеры:

размах крыла 5700 мм
длина 7000 мм
высота 2180 мм
площадь крыла 6,0 м²
относительное удлинение крыла 5,5

Вес 

пустого 770 кг
полезной нагрузки 580 кг
взлётный вес 1350 кг
удельная нагрузка на крыло
на взлёте 225 кг/м²
при посадке 111 кг/м²

Летные характеристики [1]:

продолжительность полёта 25-30 мин

Вооружение:

ракетно-бомбовое: 500-кг реактивный снаряд или боеголовка
стрелковое: одна пушка или два пулемета


  • [1] примечательным является отсутствие данных по скорости полёта и посадочной скорости. В имеющихся в нашем распоряжении источниках об этом упоминается лишь то, что для атаки требовалась как можно более высокая скорость.

фотография: Йорк (Jork), архив: Зомбольд

Источники:

  • «Entwurf Rammschußjäger» (So.344) vom 22. Januar 1944,
  • Инженерное бюро Bley; идея, разработка проекта, подготовка и обработка: Хайнц Г. Зомбольд.

источник: Hans Justus Meier «Diese Maschine blieb nur ein Modell: Der Rammschußjäger Sombold So 344» // Luftfahrt International 12-1979

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account