Эскадренные броненосцы типа «Полтава». Реалистичная альтернатива. Часть VIII.

2

        Эскадренные броненосцы типа «Полтава». Реалистичная альтернатива. Часть VIII.

«Полтава», «Петропавловск», «Севастополь» и возможно «Адмирал Сенявин» – первая крупная серия эскадренных броненосцев Балтийского флота и на момент постройки одни из самых мощнейших кораблей мира. Строились не под какого-то конкретного противника, как это было с предшественниками: парными сериями «Наварин», «Гангут» и «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков», а составить ядро морских сил на Балтике, из 8 броненосцев, противостоящее германскому флоту. Одновременно при необходимости служить усилением флота Тихого Океана, если отношения с Китаем или Японией не дай Бог обострятся.

Эскадренные броненосцы типа «Полтава». Реалистичная альтернатива. Часть VIII.

Для этого новым броненосцам требовались хорошая мореходность, дальность действия сравнимая с противником и мощное вооружение, превосходящее врага в своем классе.

Впрочем, не все удалось реализовать. Ограничения финансового характера вынудили морское министерство ограничить планируемый прогрессивный рост водоизмещения существующим у предшественников. То есть проектным водоизмещением предшественника — броненосца «Сисой Великий», в 12480 тонн.

Главной особенностью броненосцев типа «Полтава» стали принципиально новые состав и размещение главной артиллерии. Этим самым совершался окончательный переход к мировому стандарту типа броненосца, и открывались новые возможности для его совершенствования и развития. Реализовать эти возможности оказалось сложно, и прежде всего из-за устаревших взглядов на тактику боя.

Эскизный проект разрабатывали в МТК и подготовили к январю 1891 года; утвержден 21 мая 1891 года. Орудия среднего калибра в спаренных 203-мм барбетных установках, которые уже ранее применялись, начиная с броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» и далее установ­ленные на крейсерах «Полярная Звезда», «Память Азова», «Адмирал Корнилов» и «Рюрик», предлагали установить на верхней палубе. Восемь орудий планировалось разместить в четырех установках, побортно. Но ограничения весовой нагрузки, вызванные умеренным водоизмещением и требованием иметь на всех российских броненосцах полный пояс по ватерлинии, делали такое расположение невыполнимым. Требовалось чем-то жертвовать. По предложению, озвученному великим князем Алексеем Александровичем, МТК предложил сократить нагрузки по типу, как это было сделано ранее на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов» и позже на германских броненосцах типа «Верт». То есть перенести одну из бортовых башен среднего калибра в диаметральную плоскость, тем более проект «Полтавы» основанный на предыдущих проектах «Сисоя Великого» и «Трех Святителей», имел в диаметральной плоскости погреба боезапаса средней артиллерии, расположенные между котельными и машинными отделениями. Перенос башни не вызывал серьезных изменений ни в проекте, ни в конструкции строящегося корпуса.

 Но этого оказалось недостаточно: пришлось отказаться от четырех из шести торпедных аппаратов, оставив только два надводных поворотных. И даже пойти на сокращение толщины бронирования с 406 до 357 мм (в РИ 406 и 368 мм).

Со временем проект подвергся изменениям в составе вооружения: барбетные установки всех орудий заменены башенными, причем 203-мм орудий, облегченного, американского типа. От 35-калиберных орудий перешли к 40-калиберным. В дополнение к существующему вооружению установили на батарейной палубе восемь новых патронных 152-мм орудий, в небронированном каземате.

Башни 203-мм орудий создавались с учетом продолжительной эксплуатации подобных башен в российском флоте и накопленном американо-французском опыте проектирования таких кораблей, как броненосцы «Орегон», крейсера «Латуш Тревиль», «Дюпюи де Лом», «Олимпия». Несмотря на то, что башни были далеки от совершенства (очень тесные), ряд опытно-конструк­торских работ позволил значительно повысить их скорострельность в сравнении с предыдущим поколением барбетов в российском флоте. Но и в этом случае их скорострельность была ниже, чем у 152-мм орудий в казематных установках. Впервые на них был установлен мощный электропривод, отчего скорость горизонтальной наводки значительно увеличилась.

Не оставил морской министр без внимания и результаты проведенных в Англии модельных испытаний (в РИ стоивших огромных расходов и игнорированных при проектировании), из которых следовало, что при заданных обводах корабль разовьет скорость меньшую, чем у черноморского собрата – «Три святителя» — 17,5 узлов, а только 16,5. Переработка теоре­тического чертежа по результатам испытаний и увеличение мощности машинно-котельной установки до 12000 л.с. позволили при тех же массогабаритных характеристиках и начальном проектном водоизмещении в 12480 тонн, в теории получить устойчивые 17 узлов скорости.

Постройка всех четырех кораблей началась почти одновременно: 25 февраля, 7 и 19 марта, 20 июня 1892 года.

Параметры

Три Святителя

(РИ)

«Три Святителя»

(АИ)

Полтава

(РИ)

Полтава

(АИ)

Водоизмещение

Проект. /факт. – 12480 /13318 тонн.

Проект. – 12480 тонн

Проект. /факт. – 10960 /11340 тонн

Проект. /факт. – 12480 /12297 тонн.

Длина

115,1 наибольшая х22,3 наибольшаях8,6 м

115,1 наибольшая с тараном, 113,1 по ватерлинии, 109 между перпендикулярами х22,7х8,3 средняя м

114,1 наибольшая с тараном, 112,5 по ватерлинии, 108,7 между перпендикулярами х21,34х7,6-7,9 средняя м

115,1 наибольшая с тараном, 113,1 по ватерлинии, 109 между перпендикулярами х22,7х8,3 средняя м

Бронирование

никелевая броня «Виккерс», Англия, борт от 406 до 457 мм, по моим данным вертикальные броневые плиты обработаны по способу Гарвея

башни от 406 мм,

палубы от 76 до 229 мм,

боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм

Гарвеированая.

Борт –…356мм – средняя часть; 305мм – оконечности главного пояса. 76мм – носовая и кормовая оконечности вне цитадели. Верхний пояс – 152 мм. Казематы – 127мм башни от 356 мм.

палубы от 51 плоская часть. 76 мм скосы.

боевая рубка 305 мм. казематы — 127 мм. крыша – 51 мм.

Петропавловск (Севастополь, Полтава). Гарвеированная. Крупп, никель. Борт – 406 (368) мм – средняя часть; 305 (254) мм оконечности главного пояса -102 мм верхний пояс и траверзы – 127 мм.

палуба над поясом — 51 мм

Башни ГК — 254 мм. Башни СК — 127 мм

Палубы — 51мм плоская часть, 76 мм скосы.

боевая рубка — 229 мм, крыша – 51 мм.

Полтава (Севастополь, Петропавловск, Адм.Сенявин). Гарвеированная. Крупп, никель. Борт – 305 (356) мм – средняя часть; 254 (305) мм оконечности главного пояса — 102 мм. носовая и кормовая оконечности вне цитадели.

верхний пояс и траверзы – 127 мм.

палуба над поясом — 51 мм

Башни ГК — 254 мм.

Башни СК — 127 мм

Палубы — 51 мм плоская часть, 76 мм скосы

боевая рубка — 229 мм, крыша – 51 мм

Машины

2 ПМ ВТР

14 цилиндрических котлов

Изменение на водотрубные котлы внесено и отклонено10.10.1891

2 ПМ ВТР

20 водотрубных котлов Бельвиля. Изменение на водотрубные котлы внесено и принято 10.10.1891

2 ПМ ВТР

14-16 цилиндрических котлов

 

2 ПМ ВТР

20 водотрубных котлов Бельвиля

Мощность

10 600 л.с. проектная

11 308 л.с. фактическая

10 600 л.с. проектная

11 308 л.с. фактическая

10 600 л.с. проектная

11 225 л.с. фактическая

Давление: 8,8 атм.

12 000 л.с. проектная

12 100-12 300 л.с. фактическая Давление: 17-12 атм.

Скорость хода

16 узлов проектная

16,5 узлов средняя на испытаниях.

17,5 узлов максимальная на испытаниях.

16 узл. проектн.

16,7 узлов, средняя на испытаниях 

17,5 максимальная на испытаниях

16 узл. проектная

16,38 узл. средняя на испытаниях (16,29; 15,3)

16,86 узлов максимальная на испытаниях (16,5; 16,41 узл.)

17 узлов проектная

17,5 узлов средняя на испытаниях.

17,7 узлов максимальная на испытаниях

Артиллерия

2х2х305 мм.
8х1х152 мм.
4х1х120 мм.

6х1 ТА

2х2х305 мм.
4х1х203 мм.
12х1х152 мм. Кане

2х1 ТАх357 мм. Подводных минных аппаратов

10х47 мм Гочкиса.

10х76 мм Кане

2х2х305 мм.
4х2х152 мм.

4х1 ТА х381 мм; 2х1 ТА х457 мм минных аппаратов

12х47 мм; 28х37 мм Гочкиса.

2х2х305 мм.
3х2х203 мм. 8х1х152 мм

2х1 ТА х457мм минных аппаратов

12х47 мм ;28х37 мм Гочкиса.

 

Эскадренные броненосцы типа «Полтава». Реалистичная альтернатива. Часть VIII.

Главные машины мощностью 6000 л.с. каждая заказали двум английским заводам Хомфрея и Х. Лесли, а для «Севастополя» и «Адмирала Сенявина» — Франко-русскому заводу. Водотрубные котлы Бельвиля образца 1893 года, как и в случае с машинами, часть строилась во Франции, большую часть изготовил Франко-русский завод.

Из-за технологических трудностей постройки, корабли вышли на испытания только в 1896-97 годах. Окончательный ввод состоялся в 1898 году. На испытаниях в 1897 году «Полтава» на 9-часовом пробеге, при мощности 12350 л.с. развила скорость 17,72 узла, «Севастополь» при водоизмещении 12930 тонн и мощности 12100 л.с. – 17,51 узлов.

Эскадренные броненосцы типа «Полтава». Реалистичная альтернатива. Часть VIII.

На «Севастополе», «Петропавловске», и «Адмирале Сенявине» установлена в основном гарвеированная броня, заказанная в США. Остальная броня сталеникелевая, изготовлена Ижорским заводом. «Полтава» получила главный пояс из 305-мм броневых плит, закаленных по способу Круппа, в Германии. Всего «Полтава» несла 3250 тонн брони, что на 400 тонн больше, чем в РИ, но на 200 тонн меньше, чем РИ броненосец такого же водоизмещения – «Три Святителя» (3419 тонн).

Полный броневой пояс «Полтавы» составил в средней части – 305 мм (357 мм); в оконечностях — 254 мм (305 мм). Траверзы главного пояса – 229 мм (229 мм) и 203 мм (203 мм) крупповских (гарвеированых) плит. Далее к оконечностям шла карапасная 51-мм палуба в плоской части и 76-мм на скосах. Вне цитадели пояс составил 102 мм в носу и корме. Карапасная палуба своим скосом упиралась в нижний край 102-мм пояса. Плоская палуба цитадели 51 мм. Башни и барбеты ГК имели плиты толщиной 254 мм. Верхний пояс и его траверзы – 127 мм; боевая рубка – 229 мм, крыша – 51 мм. Башни среднего калибра, барбеты и трубы подачи БК – 127 мм, крыша – 25 мм. Орудия, вспомогательного, 152-мм калибра, расположенные на батарейной палубе, ничем не защищались, кроме 76-мм подшива борта из сталеникелевой брони и 25-мм траверзов.

Вооружение броненосцев составило: 2х2 305-мм 40-калиберных орудий Обуховского завода в башнях. Привода горизонтального наведения – гидравлические; вертикального и подачи боеприпасов – электрические. Средний калибр: 3х2 203-мм 40-калиберных орудий Кане, в трех башнях с полностью электрифицированными приводами. Спроектировал их и построил Обуховский завод, и они не имели некоторых специфических недостатков 152-мм системы Кане. Вспомогательный калибр: 8х1 152-мм 45-калиберных орудий системы Кане, в одноорудийных установках на центральном штыре. Палубные установки этих орудий имели много недостатков и при стрельбе на больших углах возвышения часто выходили из строя. Все это выяснилось в самом начале войны, устранение потребовало много времени и усилий.

Противоминное вооружение состояло из 12х1 47-мм орудий и 20х1 37-мм орудий Гочкиса образца 1896 года. На начало Русско-японской войны оно уже считалось недостаточным и в ее ходе заменялось на 76-мм пушки.

 Минное вооружение состояло всего из двух минных (торпедных) надводных, поворотных 457-мм аппаратов, расположенных в шаровых установках, на броневой палубе за верхним 127-мм поясом. В минном погребе, расположенном в диаметральной плоскости между котельным и машинным отделениями, могли храниться 50 сфероконических мин заграждения, предназначенных для постановки с катеров и шлюпок. По счастливой случайности 31 марта 1904 года, в АИ, мины на борту «Петропавловска» отсутствовали. Но и штатно они располагались в ином месте, нежели при реальном подрыве броненосца.

Броненосцы несли по четыре минных катера.

Все погреба боезапаса располагались в диаметральной плоскости на большом удалении от бортов. Такая конструкция унаследована от прародителя серии, броненосца «Три святителя». На каждое орудие полагалось: 305-мм – 58 снарядов; 203-мм – 133 снаряда; 152-мм – 200 снарядов. Такое рассредоточение большого количества взрывчатки вдали от бортов при подрыве на мине 31.03.1904 не привело к детонации «Петропавловска». Броненосец, осев в воду по носовую башню ГК, сумел добраться до мелководья и сел на мель у устья фарватера Порт-Артура, вблизи Электрического утеса.

Эскадренные броненосцы типа «Полтава». Реалистичная альтернатива. Часть VIII.

Энергетическая установка состояла из 20 котлов Бельвиля тип 1893 года. Проектная мощность двух машин тройного расширения 12000 л.с., фактическая 12100 – 12300 л.с. Скорость кораблей: 17,5 — 17,7 узлов. Запас угля 1050 тонн (нормальный), 1300 тонн полный. Обеспечивал дальность 4500 миль 10-узловым ходом.

Эскадренный броненосец

«Полтава»

тонн

«Полтава»

тонн

«Три Святителя». тонн

«Три Святителя». тонн

Распределение масс:

АИ

РИ

АИ

РИ

 

 

 

 

 

Корпус

4392

3862

4392

-\\-

Бронирование

3210

2997

3419

3215

Вооружение

1390

1131

1285

-\\-

Механизмы 

1640

1640

1570

1570

Уголь

1000

900

1035,2

800

Экипаж

450

420

474

-\\-

Запас

215

10

215

-\\-

Водоизмещение проектное          

12480

10960

12480

12480

Фактическое

12297

11340

12390

13318

Полная вместимость угля

1300

 

Судьба броненосцев:

После спуска и достройки на плаву, корабли прошли испытания и в канун начала 20-го века совершили каждый свой переход на Дальний Восток: «Петропавловск» в 1898 году; «Полтава» в 1899, «Севастополь» в 1900. «Адмирал Сенявин», прибыл на Тихий Океан позже всех в 1903 году. Начало войны броненосцы встретили в Порт-Артуре, проходя текущий и внеплановый ремонт силами Владивостокского отдельного отряда судов транспортно-механических мастерских. Выполнялась не только переборка плохо построенных Франко-русским заводом машин, но и изготовление новых ответственных деталей машин, котлов и корпуса. Отряд транспортов-мастерских стал ангелом-хранителем боеспособности первой эскадры Тихого океана.

Все началось в ночь на 27 января 1904 года, внезапной атакой японских миноносцев на русскую эскадру, стоящую на внешнем рейде Порт-Артура. Торпедные попадания получили броненосцы «Ослябя», «Севастополь» и крейсер «Паллада». «Цесаревич» и «Ретвизан» в это время находились в гавани Порт-Артура и в ночном бою участия не принимали. А в последовавшем за тем дневном бою возглавили русскую колонну из броненосцев: «Цесаревич», «Ретвизан», «Пересвет», «Победа», «Петропавловск», «Полтава» и броненосных крейсеров «Громобой», «Россия», «Баян», «Ген-Адм. Апраксин».

Ночная атака явно не удалась, японцы нерешительно вели часовую перестрелку. Русская колонна из 6 броненосцев и 4 броненосных крейсеров противостояла 6 японским броненосцам и 5 броненосным крейсерам. Решительного превосходства японским силам создать не удалось, и эскадра удалилась, получив изрядную порцию стали. В дневном бою русские броненосцы тоже получили свою долю попаданий, но ни одного пробития брони пояса не было. Легкие силы, в том числе бронепалубные крейсера, в бою вообще не участвовали, и тем не менее начальник эскадры Старк был снят с должности. А вице-адмирал С.О. Макаров 24 февраля 1904 года поднял свой флаг на броненосце «Цесаревич».

Эскадра начала выходы в море, и уже 9 марта 5 русских броненосцев и 4 броненосных крейсера в течение 2 часов вели бой с 6 броненосцами и 6 броненосными крейсерами японцев. «Полтава» получила повреждения от столкновения с «Пересветом» и в бою не участвовала. Наличие в Порт-Артуре дока и четырех транспортов-мастерских с экипажами из мастеровых и инженеров позволили быстро ремонтировать корабли.

Установленная 30 марта японцами минная банка 31 марта вызвала подрыв «Петропавловска», но детонации не произошло. Получив подводную пробоину и осев по носовую башню ГК, броненосец, пройдя две мили до Электрического утеса, сел на мель. Поскольку в тот же день на другой мине получил повреждения флагман «Цесаревич», а чуть позже и «Победа», а также получил подводную пробоину крейсер «Новик», наместник царя на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев ограничил бурную деятельность адмирала Макарова исключительно оборонительными мероприятиями. Вплоть до восстановления кораблей.

Пользуясь ослаблением русской эскадры и небезызвестными запретами на выход в море, японцы в конце апреля высадились на Квантунском полуострове. Плохо защищенную с суши крепость срочно усилили за счет флота. Связанный приказами наместника и личной просьбой императора – беречь флот, адмирал Макаров ничего не мог изменить. Потери оказались громадны: четыре броненосца стояли в ремонте, пятый – «Петропавловск» без надежды на восстановление. Броненосец окружили плотным кольцом бонов, одновременно ведя восстановительные работы для перехода в Порт-Артур. Повреждения корабля оказались огромны и не утонул он просто чудом.

Тревожная обстановка на сухопутном фронте и бездействие кораблей в Порт-Артуре заставили принять меры для усиления флота на Дальнем Востоке. 17.04.1904 эскадра переименована в «Первую эскадру Тихого океана», а изготовляющиеся в Кронштадте суда составили «Вторую эскадру флота Тихого океана».

Вице-адмирал Макаров, скованный приказом свыше и не в силах терпеть бездеятельность, подал прошение об отставке. Отставка царем не принята, но предложено, до прибытия в Порт-Артур Скрыдлова, сдать дела Витгефту. Взамен принять Вторую Тихоокеанскую эскадру, где бурная натура адмирала могла найти применение. 26 апреля 1904 года вице-адмирал Макаров покинул Порт-Артур. А уже 28 апреля японцы перерезали Южно-Маньчжурскую железную дорогу и полностью блокировали полуостров. Последние эшелоны, которые успели попасть в крепость, с десятью 280-мм мортирами Круппа и боеприпасами к ним.

После установления блокады у флота оставалась надежда на максимально скорый восстановительный ремонт и быструю деблокаду крепости подходящими из центра России частями. В дополнение к четырем имеющимся транспортам-мастерским с экипажами, еще до полной блокады крепости прибыли 1200 человек мастеровых и технического персонала Балтийского и Адмиралтейского заводов во главе с Н.К. Кутейниковым. И эшелоном с запасными частями и станками. Меж тем восстановление кораблей затягивалось.

2 мая 1904 года на минном заграждении, выставленном русским минным транспортом «Амур», подорвался и затонул японский броненосец «Хацусе», а поврежденные броненосец «Ясима» и броненосный крейсер «Якумо» ушли на ремонт в Сасебо.

1 июня, в бою у Вафангоу 2-я японская армия (38 тыс. чел. при 216 орудий) нанесла поражение 1-му Восточносибирскому корпусу генерала Г.К. Штакельберга (30 тыс. чел. при 98 орудий) , направленному для снятия блокады Порт-Артура. Надежда на скорый прорыв и установление связи с материком потеряна.

10 июня русская эскадра в Порт-Артуре предприняла попытку прорыва во Владивосток. Заметив на горизонте японский флот, контр-адмирал Витгефт счел обстановку выгодной для боя. В строю находилось 8 русских броненосцев и 4 броненосных крейсера, против 4 японских броненосцев и 5 броненосных крейсеров. Броненосец «Петропавловск» в виду невозможности восстановления остался в Порт-Артуре.

Бой продолжался в течение 3-х часов, обе стороны получили тяжелые повреждения, но русская эскадра не свернула с курса. Численное превосходство русских сил решило исход боя. Японцы отвернули и после двух часов следования параллельным курсом ушли в неизвестном направлении.

Ночью японские миноносцы предприняли попытки атак, но они оказались сорваны плотным артиллерийским огнем быстро идущей эскадры.

Через 4 дня, 13 июня эскадра вошла во Владивосток.

 

Дальнейшая судьба броненосцев.

После окончания войны часть флота была переброшена на Балтику. В Европе росла напря­женность, и странам, изображающим из себя союзников, влияние России было нужно в новом месте. Эскадренные броненосцы типа «Полтава» до самого 1914 года несли службу на Дальнем Востоке. С началом Первой Мировой войны переброшены на разные театры боевых действий: «Полтава» и «Адмирал Сенявин» базировались на Николаев-на-Мурмане, израненный «Петропавловск» – на Балтике, «Севастополь» на Средиземном море. Совместно с другими силами флота броненосцы участвовали во множестве операций: «Севастополь» совместно с силами Британского флота в блокаде Дарданелл. «Петропавловск» вместе с «Цесаревичем» и броненосцами типа «Бородино» – в защите Рижского залива от наступления германского флота. «Полтава» зимой 1918 года участвовала в переходе русского флота из Архангельска в Кронштадт.

После событий революции и гражданской войны большая часть кораблей стояла на приколе и подлежала разделке. Так, был продан на металлолом угнанный в Англию «Адмирал Сенявин». В 1929 году, при буксировке из Бизерты в Гамбург, в Бискайском заливе затонул пустой «Севастополь». «Полтава» и «Петропавловск» до самой Великой Отечественной войны числились блокшивами. После ее начала переведены в разряд плавучих батарей и вели огонь по врагу во время осады Петрограда немецко-фашистскими войсками. Оба затонули, сев на грунт, от попаданий авиабомб. В ходе осады подняты и после ремонта продолжали вести огонь по врагу. В 1949 году «Петропавловск» сдан на слом. Предназначенная на слом «Полтава» уцелела и в 1952 году оказалась в списке кораблей, предназначенных после войны для увековечивания памяти грандиозных событий. Сейчас эскадренный броненосец «Полтава» совместно с линейным кораблем «Гангут» и подводной лодкой «Барс» – корабль-музей в Кронштадте, как часть мемориала обороны Петрограда.

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account