ДМБ-1648. Из дневников неизвестных солдат эпохи Реформации: выдержки в 11 частях…
На просторах рунета был найден забавный текст, который, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
I
Потом к нам привели maestre de campo — с титулом чуть ли не за битву при Рио-Саладо.
— Novios de la muerte! Пуля — дура, эспада — молодец!
— Не рви, кабальеро, глотку: угости лучше.
— А как же! Только здесь донья не достанет, не унизит идальго-де-сангре…
— Может, не надо? Помните, как в прошлый раз нехорошо получилось…
— Молчать!.. У меня ваш кондотьер в Ломбардии выгребные ямы рыл, пока я одной терцией осаду Павии снимал… Восемь рыцарских копий положил, а на мне — ни царапины! Даёшь Контрреформацию! За Габсбургов, за победу! Хлебай, внучки, агуардьенте…
Лютый дед. Таким памятники на Пуэрта-дель-Соль ставить надо, а не руки крутить — и уж точно не Инквизиции сдавать…
II
— Плохи у вас дела, камрад ландскнехт.
— А у кого они нынче хорошие? У гёзов, что ли?
— Но у вас дела не просто плохие, а ещё хуже. Как у Франциска под Павией!
— Что делать будем?..
— Будем помогать Святой Инквизиции выявлять неблагонадёжных элементов в имперской армии.
— Я как раз одного такого знаю, чтоб мне пусто было: у доппельзольдера — Библия! Идеи сугубо реформационные. Производные: 95 тезисов, пересказ Лейпцигского диспута, Аугсбургское исповедание. Как из церкви выйдет — полчаса зайти невозможно…
— Угу… понятно. Продолжайте вести наблюдение.
III
…кончилось всё это предсказуемым появлением патруля Святой Эрмандады.
— Сеньоры cuadrilleros! Я, конечно не против, если вы этого cristiano nuevo спеленаете… но он меня и моих закадык в терцию транспортирует, на защиту Бога и короля Кастилии. Если вы его заберёте — мы однозначно сбежим к гёзам Морица Оранского. Решать вам…
— Терции солдаты нужны… без солдат в терции абсурд и Реформация. Сейчас урегулируем…
С присущей всем испанцам смекалкой старший cuadrillero налил два стакана агуардьенте: один он заставил выпить маррана, а другой опрокинул сам. Марран выпил и опал, как стены Остенде…
IV
— Мне всегда задают три вопроса: почему я в банде ландскнехтов, сколько мне лет и отчего у нас знамя окрасилось. Начну с последнего: знамя окрасилось потому, что я пролил на него вино из Святых Даров. Лет мне 29, скоро юбилей. А в банде я потому, что меня шеффен хотел инквизиторам сдать, за убеждения. Видишь смысл Библию самому читать?
— Нет.
— И я не вижу. А он есть.
V
— Что, ландскнехт, сидишь?
— Чумную деву стерегу. Натуральная, зелёная: чистый изумруд. Она тут часто крутится.
— Познавательно. Но почему зелёная? Чумная дева по определению чёрная.
— Чёрная — это из протестантской бабы. А зелёная — из католички.
— Нет, зелёная — это из Магриба…
— Я догадывался. Как-то они не так на посадку заходят, не как наши ведьмы на Броккене в Вальпургиеву ночь…
— Эти опасные, я им не доверяю. Были случаи, они солдат из терций к Косарю тащили.
— Сеньор maestre de campo, я давно хотел спросить: как с huevos быть?
— Huevos? Чаще мыть.
— Да нет, я про Марию Магдалину…
— Ааа… это надо с аделантадо посоветоваться. Он Cвятого Сантьяго видел…
VI
— А теперь молитесь на латыни.
— А мы не умеем!
— Никто не умеет… дело не в умении, не в желании и не в папских буллах. Дело в самих молитвах на латыни. Контрреформация — не просто доброе слово, но ещё и очень быстрое дело. Так мы выигрывали все войны. Пока противник причащается под двумя видами, мы меняем церковные догматы. Причём вручную, без печатного станка. Когда приходит время диспута, противник теряется в незнакомых канонах и приходит в полную небоеготовность.
VII
— Сеньора, вы прекрасны.
— Как Виттория Колонна?
— Определённо. Можно я вас мягко потрогаю за талию?
— Но… талия гораздо выше!
— А разве это может быть препятствием для торжества Контрреформации?
— Это не может, но вот тот мужчина за офицерским столом, рядом с вашим сархенто майором, может. Это мой муж, капитан банды ландскнехтов: я ведь кампфрау. А вас как зовут?
— Зовите меня просто: дон Хуан Австрийский.
VIII
— Сеньоры novios de la muerte! Наш святой долг — защищать Габсбургскую династию и соблюдать правила личной гигиены! Иначе всё у нас пойдёт по-протестантски… Поэтому, для более эффективного следования в расположение терции, мы должны сесть на галеон в Валенсии и проследовать…
— Офицер-каталонец — горе в терции…
— Сеньор альферес: а вы помните, что вчера maestre de campo за офицерский шарф укусили?
— Не согласен. Погулять мог, да: ландскнехтские кампфрау, тем более… мы должны иметь некоторый угодный Папе Римскому отдых. Но чтобы maeste de campo, да ещё за такое место… у нас титулы de sangre и привилегия не снимать шляпы! За мной!
IX
— Что, солдат, Священное Писание за единственную основу веры принимаем?
— Так точно! Библию читаю!
— Ну это, солдат, не беда. Такая сегодня религиозная обстановка. Я читаю, и даже имперский фельдмаршал читает, бывает… но по ситуации. Что же нам из-за этого, последний долг Католической Лиге не отдавать? Твою позорную ересь мы в подвиг определим: пошлём в сапёры. Там ты ещё и молиться не на латыни начнёшь…
X
— Отсюда наша великая и прекрасная Габсбургская династия диктует свою непреклонную волю остальному христианскому миру…
— А может, бахнем?..
— Обязательно бахнем и не раз: все Нижние Земли в труху… но потом. У них там ещё восстание не началось…
XI
— А я тогда знамя целовать не буду!
— Эх, дружок, молод ты… не ты выбираешь терцию, а терция выбирает тебя. Айюданте, запишите эти простые, но в то же время великие слова. Жизнь без терции — это всё равно, что Реформация. Движение есть, прогресса нет. В человеке всё должно быть прекрасно: эспада, морион, исподнее. Иначе это не человек, а протестант. Есть разные люди. Одни владения Габсбургов от гёзов защищают, другие жён своих сюзеренов за сиськи по замкам таскают. И те, и другие могут служить в терции: просто первые уже служат, а вторые ещё нет.
Все данные получены из секретных иезуитских архивов
источники: