Ровно 100 лет назад, 9 ноября 1918 года, пошел в бой первый польский танк. В те времена, когда на западе Европы еще гремели последние залпы мировой войны, на востоке уже начались разборки между наследниками только что распавшейся Австро-Венгерской империи. 2 ноября вспыхнули ожесточенные бои поляков с украинцами за Львов, а через неделю польские ополченцы выложили на стол свою козырную карту — самодельный танк «Кресовец» (Kresowiez — «пограничник»), сделанный в мастерских городского железнодорожного депо.
Этот трехколесный монстр был сооружен по проекту инженеров Вильгельма Люцке-Бирки и Витольда Аулиха. К сожалению, никакой документации по его постройке не сохранилось. Предположительно, его сделали на базе мотоплуга «Прага» К5 с четырехцилиндровым бензиновым мотором мощностью 32 л.с., либо — аналогичного «Прага Эксельсиора» с 40-сильным двигателем. Такие плуги выпускали в Чехии с 1913 года и до начала мировой войны успели сделать несколько десятков штук, после чего их производитель — завод «Эрсте Бохемише Машиненфабрик» перешел на выпуск военной продукции.
Один из плугов купил какой-то прогрессивный польский помещик, чье имение находилось неподалеку от Львова. Неизвестно, каким образом ему удалось сохранить машину в течение всех военных лет, несмотря на ожесточенные бои русских с австрийцами, шедшие в окрестностях города. А в 1918 году он, проникшись патриотическими чувствами, подарил ее польским повстанцам. Мотоплуг доставили в депо, находившееся под контролем поляков, и там смонтировали на нем бронекорпус, склепанный из листов котельного железа толщиной 10 мм.
В амбразуре лобового листа и в двух боковых спонсонах установили три немецких станковых пулемета LMG-08 «Шпандау», обеспечивших «танку» круговой обстрел, а на крыше смонтировали обзорную командирскую броневую башенку. Экипаж состоял из пяти человек: командира, механика-водителя и трех пулеметчиков.
Украинцы благодаря своей агентуре заранее узнали о постройке поляками этого «уберваффе» и подготовились к его появлению, перекопав траншеями львовские улицы, по которым проходила линия противостояния. Из-за колесной схемы мотоплуга, предназначавшегося для движения по пашне, даже полуметровая канава являлась для него непреодолимым препятствием. Поэтому «Пограничник» существенной роли в боях не сыграл и использовался только как подвижная пулеметная точка для огневой поддержки наступающей пехоты.
Тем не менее, к 22-му ноября поляки захватили Львов, выбив из него украинских боевиков. А о дальнейшей судьбе первенца польского танкостроения ничего не известно.
«Кресовец», его создатели и члены экипажа.
Мотоплуг «Прага» К5 — возможное шасси первого польского танка.
Еще одна возможная кандидатура — мотоплуг «Эксельсиор».
Чертеж «Кресовца».