Это будет самый небольшой пост из серии, но с привязкой к РИ, которую надо будет обозначить.
В 1909 году завод Лесснер предложил Управлению военных сообщений наладить выпуск полноприводного автомобиля с четырьмя ведущими колёсами и предоставил к испытанию готовый экземпляр. В реальности это был, вероятнее всего, построенный в 1907 г. фирмой Daimler-Motoren-Gesellschaft автомобиль «Dernburg-Wagen». Да и представление военному ведомству данной машины вызывает массу вопросов, поскольку данный вездеход был построен в единственном экземпляре и он к тому времени наматывал километры и мили по Набии. Вероятнее всего «Лесснер» был только готов представить готовый экземпляр через какое-то время (все равно отчетов об испытаниях не сохранилось) и обозначил цену в 19 000 рублей за штуку, это предложение по причине его дороговизны было отклонено.
Собственно вот тут и развилка начинается……
Своё серийное автомобильное производство акционерное общество «Лесснер» свернуло еше в начале 1910 года, когда закончилось лицензионное соглашение с фирмой «Даймлер». Но до середины 1914 г. общество «Лесснер» косвенно продолжало свое автомобильное дело: при заводе содержался общественный гараж, а бывший моторный отдел занимался ремонтом автомобилей всех систем по казенным и частным заказам. Что касается именно производства, то завод не оставлял надежды втюхать «свой» полноприводник. Еще в 1909 году, незадолго до окончания действия соглашения, «Лесснер» заказал 2 комплекта трансмиссии, аналогичных установленным на «Dernburg-Wagen», рассчитывая построить остальные узлы самостоятельно, снизив таким образом стоимость машины.
«Dernburg-Wagen»
К объявлению конкурса шасси автомобиля, работы по которому шли не шалко не валко из-за отсутствия заинтересованности со стороны военного ведомства, было почти готово, так что конкурс оказался очень кстати.
Впрочем, называть автомобиль Лесснера копией машины Daimler будет не совсем правильно: да, от предка сохранились передний мост и коробка передач, но колесная база имела длину на 300 мм больше, задний мост представлял собой модернизированный мост от когда-то серийного «Лесснер-32», что позволило сохранить 320-мм дорожный просвет, а вместо четырехцилиндрового 6,8-литрового мотора который развивал мощность 35 л.с. при 800 об/мин, установили более мощный двигатель собственного производства, подобный установленному на предыдущем броневике завода.
Привод на все колеса был постоянным. Через короткий промежуточный вал крутящий момент от сцепления передавался на четырехступенчатую коробку передач, объединенную с раздаточной коробкой. Располагался этот узел таким образом, чтобы карданные валы приводов переднего и заднего мостов имели одинаковую длину. Главная передача укреплялась на балке моста в отдельном картере. Полуоси шли к колесам открыто, поверх балки. Поскольку до шарниров равных угловых скоростей автомобильная наука в ту пору еще не доросла, вопрос передачи вращения к управляемым колесам решался альтернативным путем, по «бесшарнирной схеме» – при помощи одних только конических шестерен. Правда, задний мост остался неуправляемым в отличие от прототипа.
Когда решили представить машину на конкурсе на пушечный автомобиль, то руководство решило запихать в свое чудо-оружие все и сразу; но поскольку за исключением постройки еще в 1908 году пулеметного броневика опыта у предприятия не было, решили обратиться к Путиловскому заводу. Тот брался выполнить заказ, при этом совершенно не заморачиваясь, что одновременно с «Лесснером» с такой же просьбой подошел завод Пузырева.
Место шофера и командира машины находилось за двигателем, за ними располагалось боевое отделение: в бортовых спонсонах установили по одному 7,62-мм пулемету «Максим» обр.1910 г., главное же оружие разместили в цилиндрической орудийной башне в виде 76,2-мм противоштурмовой пушки, которая располагалась в задней части корпуса. При этом заднего поста управления у машины не было, впрочем эту схему Путиловский завод использовал годом позднее на своем бронеавтомобиле Гарфорд-Путилов, при этом избежав большинства, ограничений которое накладывало шасси «Лесснера».
Для начала, даже удлиненной рамы было недостаточно для нормального размещения расчета и пулеметчиков: сказать, что в машине было тесно, это ничего не сказать. Это же повлияло на количество снарядов для пушки – с трудом смогли разместить всего 16 штук (на Гарфорде их было в 2 раза больше плюс пулемет, который был спарен с пушкой). К тому же масса бронекорпуса при использовании первоначальным проектом 7-мм стали выходила за все дозволенные величины, поэтому ограничились 4,5-мм броней, но даже в таком виде у машины резко снизилась подвижность, которая на дороге была хуже, чем у ижорского Маннесман-Мулаг, а на пересеченной местности не отличалась от более дешёвого Пузырев К 28-44БП. Кстати, о цене: если последний стоил 12 000 рублей, то стоимость «Лесснера» 40-76БП так и не смогли опустить ниже 20 000 рублей, что было слишком много. В итоге машина в очередной раз пролетела на смотринах Военного ведомства.
Схема артиллерийского бронеавтомобиля «Лесснер-40-76БП»
ТТХ:
Год выпуска — 1914; экипаж – 6 человек; двигатель: тип – четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров – 4, рабочий объем – 4950 см3, мощность – 40 л.с. при 1200 об/мин; число передач – 4; размер шин – 930×125 мм; длина – 5250 мм; общая ширина – около 2000 мм; высота – 2700 мм; база – 4300 мм; масса в снаряженном состоянии – около 6700 кг; скорость – около 30 км/ч. Вооружение: 76,2-мм пушка, 2х 7,62-мм пулемета.
С началом войны завод еще раз предложил свой автомобиль «для одоления неприятеля», при этом дав понять, что снизит стоимость новых автомобилей до 15 000 рублей; правда, из-за невозможности использовать комплектующие германского производства автомобиль лишался полного привода. Это, конечно же, не устроило руководство ГВИУ, поскольку за эти же деньги можно было забронировать большее количество обычных автомобилей, чем собственно и становился «Лесснер» в случае отказа от переднего ведущего моста. Впрочем, единственную машину взяли на баланс ведомства, определив в учебный бронеавтомобильный отряд; использовался он не очень активно, но осенью 1917 года нашлось дело и ему.
«Лесснер 40-76БП» в составе тяжелого бронедивизиона смерти Северного фронта, ноябрь 1917 г.
Его отправили на Северный фронт в составе тяжелого бронедивизиона смерти вместе с 3 «Гарфорд-Путилов», 5 достроенных ФВД-Путилов и 3 танками типа «Ослябя», где 17-19 октября разгорелись крупные бои с германскими силами при поддержке флота. Автомобиль показал себя не с самой лучшей стороны и в ноябре был потерян.