Сделано в СССР. Почти как танк

21

Броневые части ОГПУ-НКВД были невелики по своей численности, особенно по сравнению с Красной Армией, однако существовали весь предвоенный и военный период. Подготовкой командного состава для них занималось специальное танкетное (танковое) отделение Харьковской школы (с 1937 г. — училища). В 1940 г. автобронетанковым отделением Харьковского кавалерийского училища войск НКВД руководил майор В.Н. Комаров. Кроме того, переподготовкой танкистов войск ОГПУ-НКВД занимались и Ленинградские бронетанковые командные курсы.

Сделано в СССР. Почти как танк

Сделано в СССР. Почти как танк

Первые броневые подразделения появились в составе войск ВЧК еще во времена гражданской войны. Позднее, в 1931 г. в составе Отдельной дивизии особого назначения им.Дзержинского появился бронетанковый полк, а сама дивизия в 1934 г. переформирована в мотомеханизированную. С 1937 г. в составе дивизии был танковый батальон. На рубеже 20-30-х гг. бронетехника поступает и в войска пограничной охраны, где ею вооружаются моторизованные маневренные группы. Для этого в 1933 году был сделан заказ на 500 штук танкеток Т-27. К концу 30-х годов они были сняты с вооружения, а моторизованные подразделения стали вооружаться более современной техникой. К началу Великой Отечественной войны войска НКВД располагали 312 танками и 50 бронеавтомобилями.

Сделано в СССР. Почти как танк

Так в 1939-1941 годах на вооружение мотострелковых полков войск НКВД поступили новые средние бронеавтомобили. При реорганизации в 1939-1940 годах средние броневики получили на вооружение в пограничные войска. Так, в состав каждой маневренной группы пограничного отряда включался броневзвод из трех средних бронемашин (всего к 1941 году насчитывалось 94 погранотряда, из них 40 на западной границе).

Именно в составе бронечастей ОГПУ-НКВД советские бронемашины впервые прошли обкатку боем, принимая участие в операциях по уничтожению банд басмачей в Средней Азии. Приняли они участие и в Великой Отечественной войне.

«В начале июля 1941 года, получив задачу оказать помощь подразделениям комендатуры Гарькавого, оказавшихся в окружении, политрук Чуднов (командир 3-й погранзаставы Элинсенваарского погранотряда, действие происходило в полосе 23-й армии) стал пробиваться на трех броневиках, но сумел пробиться только на одной машине, две остальных были подбиты. После трех дней боев и отхода под прикрытием броневика подразделение Гарькавого переправилось вплавь через залив Растилахти и вышло к своим. Политрук Чернов решил бронемашину не бросать, а пробиться на ней сквозь окружение. Однако, пройдя 2 км, бронемашина была подбита, водитель и командир убиты, а противник попытался захватить броневик. Тогда Чуднов решил один вступить в бой с наседавшим противником и открыл пулеметный огонь. Расстреляв все патроны Чуднов открыл огонь из пушки и вел его, пока не кончились снаряды. Уложив до роты белофиннов, Чуднов подорвал бронемашину гранатами и вплавь через залив добрался до своих».

Сделано в СССР. Почти как танкСделано в СССР. Почти как танк

В 16 часов 23 августа 1942 года ударная группировка 6-й немецкой армии прорвалась к Волге близ северной окраины Сталинграда. И уперлись лбом в оборонительные позиции 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД, решавшей задачи по охране тыла Юго-Западного фронта, Сталинградского фронта.

В состав дивизии (общей численностью 7,9 тыс. человек), входили 5 стрелковых полков и ряд специальных подразделений. Три полка были сформированы: 271-й — в Свердловске; 272-й — в Иркутске; 282-й — в Саратове. 269-й и 270-й полки формировались в Сталинграде за счет коммунистов и комсомольцев города и истребительных батальонов НКВД. Подразделения дивизии держали оборону на фронте в 35 километров и отбили всеми попытки передовых частей 6-й немецкой армии с ходу взять Сталинград.

За 56 дней и ночей непрерывных боев дивизия уничтожила более 15 тысяч солдат и офицеров, огнем артиллерии и приданных танков и бронемашин были подбиты или сожжены 113 фашистских танков. До конца выполнив свой воинский долг 10-я дивизия НКВД была переформирована в 181-ю дивизию РККА с присвоением почетного наименования – «Сталинградская».

Максим Коломиец «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг.»

http://1917.ixbb.ru/viewtopic.php?id=2146

http://blog.fontanka.ru/posts/132749/

http://www.chekist.ru/article/4187

Альтернативная бронемашина БА-13.

Модель

БА-13

Год выпуска

1939

Экипаж

4

Масса, кг

8730

Бронирование, мм

Лоб корпуса 13 мм
Борт корпуса 10 мм
Корма корпуса 13 мм
Крыша и днище 4-6 мм
Башня 13 мм

Вооружение

45-мм пушка 20К с длиной ствола в 68,6 клб.,7,62-мм пулемет ДТ

Боезапас

114 выстрелов
3087 патронов

Двигатель

Силовой агрегат ГАЗ-203 мощностью 160 л.с.

Запас хода, км

316

Макс. скорость, км/ч

72
Преодолеваемые препятствия:
  • подъём, град
30
  • крен, град
24
  • ров, м
0,9
  • брод, м
0,65
  • высота стенки, м
0,3

Сделано в СССР. Почти как танкСделано в СССР. Почти как танкСделано в СССР. Почти как танкСделано в СССР. Почти как танк

Сделано в СССР. Почти как танк

Башня развернута по-боевому. Мехвод ведет машину с кормового поста управления.

Сделано в СССР. Почти как танк

Вариант БА-13 на укороченном шасси.

Сделано в СССР. Почти как танкСделано в СССР. Почти как танк

 

Подписаться
Уведомить о
guest

58 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account