Давно не писал ничего в этой рубрике моей АИ, но сие необходимо, поскольку сделав пост про МАРК, то есть про альтернативный тяжелый авианесущий крейсер «Киев», но с десантными возможностями, я наткнулся на проблему недостаточные возможности высадочных средств. Вот постарался таким экстравагантным способом исправить ситуацию. Как всегда много букв и я по-прежнему все дублирую у себя в ЖЖ – https://irkutskch.livejournal.com/
Появление этих машин было запоздалым решением, в принципе до 1971 года потребности в них не возникало, если бы не желание «сухопутных адмиралов». В июле 1970 года из Генерального штаба МО пришло предложение рассмотреть возможность использовать авианесущие крейсера «Киев» и «Новгород» не только для поддержки морских десантов при высадке, но и задействовать непосредственно в десантной операции. Причина была в информации, которую получили от разведки, о подготовке к постройке в США универсальных десантных кораблей типа «Тарава». Этот корабль должен был доставить к месту проведения морской десантной операции батальонную десантную группу морской пехоты с десантно-высадочными средствами на борту и летательными аппаратами для обеспечения воздушного компонента десантной операции.
Но конструкция корабля не позволяла перевозить большое количество высадочных средств: максимум, на что была способна доковая камера размером 29×18 м – это принять десантный катер ВП проекта 1206, два катера типа 1205, либо 2 десантных катера проекта 1785, что было явно мало для десантирования батальонной группы с тяжелым вооружением. В частности, требовалось перекинуть усиленный тяжелым вооружением батальон, а каждый из этих средств не мог перевезти больше одного танка.
Часть батальона, а точнее усиленную разведывательно-штурмовую роту собирались перебрасывать транспортно-боевыми вертолетами С-63ТБ; но несмотря на то, что теоретически 12 вертолетов могли перекинуть до 240 человек, реально из-за того, что также перевозились 4 полноприводных транспортера М-415Д с 82 мм орудием, одна командирская машина с мощной радиостанцией и машина мед. отделения, первая волна состояла из 156 человек.
Основную часть десанта должна была доставить плавающая бронетехника, она же должна была обеспечить огневое прикрытие и транспортировку вглубь территории. Тогда посчитали, что для этого пойдет на испытанных БТР-50 (прим. не вижу причины, почему такая машина не может быть создана в АИ), но тут вмешались моряки. Первоначально армейские умы в генштабе посчитали, что МАРКи будут подходить к берегу на расстояние до 2 миль и бронетехнике хватит 20 минут, чтобы достигнуть берега, но стало быстро ясно, что такое расстояние не будет гарантировать безопасность носителя даже от огня полевой артиллерии, если ее не сможет подавить авиация,. Опасность представляли и находящиеся в глубине материка РСЗО с дальностью до 40 км – накрытьне маленький корабль они могли с большой вероятностью. Тогда пришло решение применить метод «загоризонтной» высадки, в которой крупные корабли не подходили к берегу ближе 10 миль, а желательно находились еще дальше. Это частично решало проблему уязвимости от береговой обороны, но имеющиеся бронетранспортеры и плавающие танки для этого совершенно не годились. Во-первых, их скорость в 10 км/ч растягивала достижение береговой черты до 2 часов. Во-вторых, поскольку им пришлось бы действовать по сути в открытом море, возникали дополнительные требования к мореходности. Все это заставило приступить к созданию новой машины, которая имела бы большую скорость на плаву и лучшую мореходность. По традиции работы велись на конкурсной основе.
До состояния опытных экземпляров в начале 1972 года дошли сразу 3 машины.
- • АМО-140 московского автозавода;
- • ЯБП-700 совместной разработки ярославского автозавода и тракторного завода в Петрозаводске;
- • НАЗ-77 нижегородского автомобильного завода.
Машины для морской пехоты конкурса 1971 года, для НАЗ-77 дано первоначальное размещение десанта.
Все машины отличались по схеме и имели свои плюсы и свои минусы.
Автомобильное московское общество представило развитие своей амфибии АМО-135П (Прим. не хочу удалять хорошее, что было) схемы 8×8. Машина создавалась как часть понтонного парка, а позднее как транспортно-десантная амфибия для действия в прибрежной зоне по доставке с кораблей на берег людей и снаряжения, то есть фактически как паром-амфибия, но для боевых действий она не годилась. На ее базе и создали «сто сороковую» модель; в целом она повторяла прародителя, но имела меньшие размеры (11 600 мм против 13 800). Кроме того, вместо корпуса из полиэфирного стеклопластика сделали металлический, при этом масса снаряженного автомобиля возросла на тонну.
Автомобиль обладал хорошими мореходными качествами, включая всхожесть на волну. Мог преодолевать при входе в воду прибойной зоны волны высотой до 2,5 метров (высота автомобиля по кабине – 2,8 метра). Его скорость на воде с двумя 230-сильными двигателями осталась прежней – до 18 км/ч при спокойной воде, устраивала военных и проходимость. Кроме того, одна машина могла перевести за раз до 20 человек десанта, но были и недостатки.
Во-первых, здоровая амфибия была слишком заметной целью, да и размещение большого количества машин на корабле было невозможно – в тот же МАРК вмещалось только 10 подобных машин. Во-вторых, бронирование оставалось на уровне БТР начала 50-х и составляло 6–11 мм; притом о рациональном наклоне бронелистов, особенно по бортам, из-за особенностей конструкции можно было забыть. Наращивание брони до приемлемых в этом случае 18–20 мм сразу увеличивало массу амфибии, что снижало ее мореходные качества. Кроме того, с 7,62-мм пулеметов в башенке при огромных размерах применять машину для поддержки десанта было самоубийством, установка более мощного вооружения ситуацию не спасала.
Ярославская машина ЯБП-700 была полной противоположностью АМО. Это уже была полноценная БМП с мощным вооружением из 73-мм пушки, 3×7,62-мм пулеметов и 4 ПТУР. Броня была также не сильно больше – до 15 мм, но ее располагали под более рациональными углами, да и сама машина была меньше, что также повышало ее живучесть. Конструкция ее ходовой части представляла собой колесное шасси 4×4 с вспомогательным гусеничным движителем, который располагался между осями передних и задних колес. Гусеничный движитель применялся для повышения проходимости, для этого он опускался на грунт; в поднятом положении он также снижал гидродинамическое сопротивление при движении по воде. Выход десанта – через задние люки на крыше корпуса. Движение на плаву осуществлялось водометными движителями. Переход с колесного хода на колесно-гусеничный осуществлялся на месте или на ходу за 15–20 секунд. В принципе, как машина поддержки она была очень неплоха, но и тут не было все гладко.
Во-первых, машина ненамного превосходила по мореходным качествам все тот же БТР-50, да и скорость была всего 11 км/ч на плаву. Достаточно сказать, что во время испытаний в свежую погоду в Керченском проливе машина чуть не утонула – и это при том, что на борту не было десанта и боезапаса. Во-вторых, ЯБП-700 имел небольшую десантную вместимость – всего 10 человек, при этом располагались они очень плотно, что при длительном переходе по морю плохо влияло на самочувствие военнослужащих.
Таким образом, по итогам конкурса выбрали по сути «середнячка» Нижегородского завода НАЗ-77. Он повторял компоновку того же БТР-50, но был больше и имел более «чистый» с точки зрения гидродинамики корпус. Много внимания конструктора уделили защите экипажа и десанта: все поверхности имели большой наклон, а броня имела толщину от 7 до 20 мм. По мореходным качествам он уступал московской разработке, но тем не менее спокойно преодолевал волнение, а скорость с 450 сильным дизелем и двумя водометами достигала 15 км/ч. Десанта он также нес не мало – 14 человек. Правда, военные приняли конструкцию в качестве основы, им хотелось большей вместимости и огневой мощи; в результате окончательный вариант поступил на испытания только в середине 1973.
Схема БАМД-1
За счет более плотной компоновки моторного отсека и другого размещения экипажа удалось увеличить количество десанта до 16 человек. Механик-водитель располагался по центру, притом на плаву была возможность управлять машиной стоя в люке, как это делается на катерах. По бокам от него, чуть позади сидели два пулеметчика, но теперь они были не «пассажирами», а могли вести огонь из штатных ручных пулеметов через шаровые амбразуры. При десантировании 7,62-мм пулеметы вынимались и применялись непосредственно десантом, для их высадки были индивидуальные люки. За мехводом со смещением влево располагался командир отделения, обзор он вел с помощью командирской башенки с необходимыми приборами, с правой стороны чуть позади стрелок с 14,5-мм пулеметом в башенке с круговым вращением. Первоначально, правда, хотели установить башню подобную той, что стояла на ЯБП-700 с 73-мм гладкоствольным орудием, но она снижала вместимость машины до 12–13 человек десанта. При необходимости возможно было применение ПТУР, для этого устанавливалась направляющая на крыше башни.
Основная масса десанта располагалась по бортам позади стрелка и командира – 5 человек справа и 7 с левой стороны. Еще один мог располагаться на сиденье в проходе в корме отделения десанта, при необходимости там располагался командир взвода, либо специалист по вооружению и оборудованию. Между десантниками сохранялось место для размещения вооружения и снаряжения, что благоприятно сказывалось при длительных переходах. Высадка десанта осуществлялась через два двухстворчатых люка в крыше и далее через корму машины; для пулеметчиков и для десантников, проходящих через передний левый люк, была оборудована ступенька.
В серии машина получила обозначение БАМД-1 (бронированная амфибийная машина десанта) и была принята на вооружение к началу 1974 года. Кроме бронетранспортера изначально прорабатывались другие варианты, в частности плавающий танк, САУ поддержки десанта, командно-штабная машина и построенная в том же корпусе санитарно-эвакуационная.
Из перечисленного выше в серию не пошел только танк, это произошло из-за изменения самой концепции применения десанта. Посчитали, что как бы ни был хорош легкий танк, он не сможет сравниться с основными боевыми машинами, которые будут доставляться на танкодесантных кораблях на уже зачищенный авиацией и десантно-штурмовым батальоном берег; впрочем, такую машину все-таки создали. Легкий плавающий танк ПТ-100 построили на базе укороченного корпуса и вооружили 100-мм нарезной пушкой, броня в целом осталось той же, но толщину лба башни повысили до 25 мм. Всего была выпущена установочная партия из 10 машин. Машина испытывалась до 1977 года, но в большую серию в отличие от САУ поддержки десанта «Шторм», как уже говорилось, не пошла.
В 1979 году 9 машин из партии купили ВМС Аргентины, и уже в 1982 году они вместе с 20 «амфитраками» LVTP-7 2 батальона морской пехоты участвовали в высадке в районе Порт-Стэнли во время конфликта за Фолклендские острова. В результате боевых действий были потеряны 4 машины, но проявили они себя хорошо.
На САУ «Шторм» возложили основные обязанности по огневой поддержке десанта, его задачами было уничтожать ранее не выявленные огневые точки противника и бороться с его бронетехникой. Для решения этих задач на корпус БАМД-1 установили башню с 120-мм универсальной пушкой-гаубицей-миномётом (Прим. «Нону» тоже оставлю, не вижу причин, почему ее не могло быть), дополнительно к ней на башне стоял зенитный 7,62-мм пулемет. Экипаж боевой машины составлял 4 человека, а в составе десантно-штурмового батальона числилась батарея из четырех таких машин. Еще одной особенностью машины был дополнительный отсек за боевым отделением с возможностью дополнительно разместить 5 человек десанта.
Последней серийной модификацией стали командно-штабная машина БАМД-1КШ и практически идентичная ей бронированная санитарно-эвакуационная машина БММ «Ланцет». Все они отличались надстройкой корпуса, что обеспечивало высоту в отделении 1,8 м, то есть внутри машины можно было находиться в полный рост. Для улучшения условий работы штабных офицеров и медперсонала в бортовом листе рубки размещены по два окна, закрываемые бронированными крышками, между ними были прорезаны входные люки. Внешние различия, кроме специфики окраски, между БАМД-1КШ и БММ были незначительны. На командно-штабной машине было установлены подъемное телескопическое антенно-мачтовое устройство и две дополнительные антенны. БММ дополнительно оборудовали двумя люками в кормовом листе рубки для установки носилок в два яруса по бортам; кроме того, сохранялись 4 места для сидения, как для медперсонала, так и легко раненых. Обе модификации выпускались в незначительных количествах, притом медицинская машина входила в состав только медицинских рот бригад морской пехоты и не участвовала в высадке первой волны.
Схема размещение экипажа и десанта в различных модификациях машины (А – БАМД-1, Б – САУ «Шторм», В – БАМД-1КШ, Г – БММ, Д – БАМД-2).
В составе десантно-штурмового батальона, которые собственно и создавались для размещения на МАРКах, 10 БАМД-1, 4 «Шторма» и БАМД-1КШ; эти машины (с учетом размещения десантников на САУ) позволяли обеспечить десантирование 180 морских пехотинцев (без звена управления на КШМ и экипажей машин) в течение 1.2 часа с корабля, находящегося на расстоянии 10 миль от береговой черты.
В 1979 была предпринята попытка модернизировать амфибию. Морская пехота считала, что штатный крупнокалиберный пулемет слабоват для огневой поддержки. Поэтому решили главным образом повысить огневую мощь и улучшить бронирование. Был установлен модернизированный многотопливный дизель мощностью в 480 л.с. Сам корпус остался практически без изменения, была только увеличена лобовая броня до 22 мм. Главное отличие было в применение однотипной с БМП-2 башни с 30-мм пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом и уже штатным ПТУР, на БАМД-1 ракета устанавливалась опционально. Машина была построена в кратчайшие сроки, но имела существенный недостаток: установка массивной башни привела к уменьшению перевозимого десанта до 7 человек, а увеличение и так почти 9-метрового корпуса посчитали нецелесообразным. В итоге машина, получившая обозначение БАМД-2, не стала массовой. В начале 90-х приступили к проектированию совершенно новой боевой машины десанта, которая, впрочем, поступила на вооружение только в начале этого века.
Семейство боевых амфибийных машин десанта БАМД-1
Всего с 1974 по 1987 годы было произведено 1542 машины всех модификаций: больше всего пришлось на БАМД-1 (837 машин) и САУ «Шторм» (365 установок), далее следуют БАМД-2 (220 машин) и БАМД-1КШ и БММ (62 и 48 соответственно). Танков ПТ-100, как было сказано, выпущено всего 10 экземпляров. Отдельные опытные образцы машин ПВО и носителей ПТУР в это число не входят.
Из-за специфики применения БАМД-1 и ее потомки применялись в основном в составе морской пехоты, небольшая партия (28 машин) была поставлена также войскам пограничной стражи. Экспортный потенциал машины также был ограничен. Тем не менее кроме 9 ПТ-100, которые купила Аргентина, еще в 1979 году, тогда же 30 БАМД-1 досталось 12-й военно-морской пехотной бригаде ВМС Югославии. 120 БАМД-1 и 35 БАМД-2 в 1986 и 1994 гг. купила морская пехота Индонезии, где они дополнили и частично заменили поставленные ранее БТР-50. Тогда же 70 бронетранспортеров и 20 САУ были переданы ВМС Вьетнама, в счет арендной платы за пользование ВМБ Камрань в 1982 г.
Непосредственно в России БАМД-1 входили в состав всех 11 бригад морской пехоты – в среднем по 70 БТР и 25 САУ, не считая вспомогательных машин на их базе, однако уже в конце 80-х часть из них, главным образом на Балтике и каспийской флотилии, начали заменять модернизированными колесными БТР. Высвободившиеся машины частично сдавали на хранение, частично ушли на экспорт в Индонезию; кроме того, до 40 машин поступили в состав МЧС, где их применяли для эвакуации в случае наводнений и других ЧС – для этого на них устанавливалась пластиковая надстройка и машины внешне соответствовали БММ. В настоящее время почти все машины заменены в составе морской пехоты БАМД-3.
ТТХ БАМД-1 и «однокласников»