Броненосный крейсер «Слава» в боях Русско-японской войны.
Ранней весной 1899 года, за пару месяцев до спуска на воду крейсера "Громобой", Морское министерство России, было озадачено вопросом : какой корабль закладывать в освобождающемся эллинге ? Проект ЭБР типа "Бородино" был ещё не готов и закладка первых двух кораблей серии планировалась на осень. Оставались следующие проекты: ЭБР типа "Пересвет"(в варианте ЭБР "Победа") и три проекта броненосных крейсеров, разработки Балтийского завода. Последние имели водоизмещение от 12400т до 15000т.
В итоге различных обсуждений, МТК и вслед за ним, руководство Морского министерства, остановились на проекте броненосного крейсера водоизмещением 12400т. Принятию такого решения способствовала относительно небольшая стоимость крейсера и обещание Балтийского завода спустить корпус вышеупомянутого корабля через 11-12 месяцев, после закладки, а именно, в апреле 1900 года.
Проект БрКР, был выполнен Балтийским заводом на основе корпуса крейсера "Громобой", но без медно-деревянной обшивки(этим и объяснялся короткий стапельный период постройки) с применением двухвальной котельно-машинной установки по типу , строящегося во Франции ЭБР "Цесаревич", — котлы предполагалось изготовить без изменений, а в машину внести улучшающие изменения(на взгляд инженеров БЗ). За счёт понижения межпалубных расстояний и отсутствия дерево-медной обшивки и фальшборта, удалось снизить вес корпуса на 190 тонн. Последний также, ещё уменьшился на 83т за счёт облегчения фундаментов под машины и котлы, отсутствия подкреплений под 8"-ые и часть 6"-ых орудий, а также из-за отсутствия элеваторов и труб ручной подачи снарядов для вышеупомянутых орудий. Вся эта экономия, была израсходована на устройство подкреплений под башни ГК (210т) и на устройство стального настила верхней палубы толщиной четверть дюйма(по проекту на КР "Громобой" настил был только из сосновых досок в 3" толщиной).
Башни ГК предполагалось установить, аналогичные двухорудийной башне БРБО "Ген.-Адм. Апраксин".
Таким образом, проектировщики Балтзавода, предполагали достичь неплохой скорости в 20,5 узла, сильного вооружения в 8 — 10"/45 пушек главного калибра и большой дальности плавания в 8000 миль экономическим ходом 10 узлов(на полном запасе топлива), при хорошем бронировании, защищающем БрКР как от бронебойных, так и от фугасных снарядов. Само собой, сохранялась достаточная мореходность, для действий в океане.
Кроме ГК в 8 — 10"/45 пушек в четырёх башнях расположенных ромбом, БрКР нёс столько же 6"/45 орудий среднего калибра в казематах, а также 20 — 75мм и 8 — 47мм пушек ПМК и четыре пулемёта. Минное вооружение состояло из четырёх подводных минных аппаратов и 30 мин заграждения.
Нормальный запас угля составлял 1700т, полный — 3000т. Крейсер мог идти 10-ти узловым ходом до 33-х суток, расходуя до 90т угля в сутки. Бронирование и др. смотрим на рис. :
В апреле 1900г, корпус крейсера "Слава", был спущен на воду. Но дальше, начались разного рода задержки в строительстве. Машины и котлы были погружены только через год после спуска, башни ГК собраны ещё через год, а 10" орудия заняли места в башнях только летом 1903 года. На Дальний Восток, БрКР прибыл осенью 1903 года, в компании с "Баяном" и "Цесаревичем", став флагманом Владивостокского отряда крейсеров.
В первый же день войны с Японией, 27 января, все пять русских крейсеров, базирующихся во Владивостоке, вышли в боевой поход. "Пошумев" у входа в Сангарский пролив, крейсера направились к Цусимскому проливу. Отпустив на базу относительно тихоходный "Рюрик", остальные четыре крейсера, вошли в восточный пролив, где после полудня встретились с отрядом японского в.-адм. Катаоко, состоящего из устаревших кораблей, в числе БР "Чин-Иен" и трёх КР типа "Мацусима". В результате трёхчасового боя, японцы потеряли потопленными один броненосец и два крейсера, один крейсер выбросился на берег и на полгода вышел из строя. Русские же крейсера, серьёзных повреждений не получили и немного потрёпанные, продолжили крейсерство в южной части Цусимского пролива. На следующий день , к вечеру, с шедшего головным "Богатыря", заметили два дыма. Отряд, увеличив ход до предела, пошел навстречу дымам и вскоре, в приближающихся кораблях опознал японский крейсер типа "Нийтака" и торговое судно, оказавшееся впоследствии, русским пароходом "Манчжурия", захваченном ещё в первый день войны около Артура. На "Нийтака" никак не ожидали в этой части моря встретить русские крейсера и припозднились с опознаванием идущих навстречу кораблей. Определившись, кто перед ним, командир "Нийтаки", развернулся на обратный курс, и не сняв японскую призовую партию с "Манчжурии" форсировал машины по максимуму. Но , "Богатырь", имевший преимущество в ходе, быстро нагонял японский крейсер и вскоре, с 35 кабельтовых, открыл огонь. Кроме того, по уходящему крейсеру вела огонь и "Слава", из 4-ёх десятидюймовок, впрочем, попаданий не добилась. Зато "Нийтака" был вынужден маневрировать под огнём тяжёлых орудий и расстояние между ним и "Богатырем сокращалось. Через час погоня была прекращена , в связи с наступлением темноты, по русским данным артиллерия "Богатыря" достигла трёх попаданий во вражеский крейсер, получив от него два снаряда. Т.о. русским удалось отбить свой пароход, захватить в плен японскую призовую партию, после чего отряд взял курс на базу, дойдя туда без приключений.
Второй и третий, боевые походы оказались мало результативными, четвёртый и пятый походы дали более лучшие результаты. Шестой поход к Токийскому заливу через Сангарский пролив, также принёс неплохие итоги. Помимо нескольких захваченных и утопленных пароходов, удалось захватить американский пароход "Корея" с более чем одним миллионом долларов японского займа в США, также был разрушен огнём 10"-ых орудий мост у города Хамамацу. Следует отметить, что в один из дней крейсерства, 14 июля, русские находились всего в 25-30 милях от отряда адм. Камимуры, подошедшего ко входу в Токийский залив из Озаки.
Тяжёлый бой пришлось выдержать русским крейсерам в седьмом походе, на соединение с артурской эскадрой. В этом сражении был потерян крейсер "Рюрик". Японцы же потеряли только лёгкий крейсер "Нанива". Но важным результатом попаданий русских бронебойных 10"-ых снарядов в японские броненосные крейсера, явились серьёзные повреждения МКУ кораблей и 8"-ых башенных установок. Так "Идзумо" получил снаряд в машину(не взорвавшийся), который вывел из строя ЦНД, поршень и шатун, к тому же немного повело всю машину, при этом получила ожоги вся машинная команда, находившаяся в данном МО. Машину пришлось срочно заказывать в Англии, крейсер вышел из ремонта только через четыре месяца. Котлы были повреждены на "Токива" и "Адзума"(находились в ремонте более трёх месяцев). Башенные установки 8"-ого калибра были выведены из строя на "Якумо" и "Идзумо", первый ремонтировался почти три месяца. Меньше всех пострадал "Ивате", отделавшийся уничтоженным казематом 6"-ого орудия, из-за взрыва находившегося в нем боезапаса по неустановленной причине. Русские крейсера ремонтировались около трёх месяцев. В ходе ремонта, на "Россию" и "Громобой" было установлено по шесть 6"-ых орудий дополнительно, в казематах на верхней палубе, а на "Славу" — четыре таких же орудия, в каземате на батарейной палубе.
Ещё одной яркой страницей в боевой истории Владивостокских крейсеров, стали два похода к Артуру с подкреплениями для крепости.
В первый поход, , 20 ноября, крейсера доставили около трёх тысяч солдат и 15 пулемётов, что сыграло решающую роль в отбитии штурма японцами г. Высокой 22 ноября. Высадка производилась следующим образом: крейсера, подойдя примерно на пять миль к мысу Ляотешань, остановились, спустили баркасы и паровые катера, посадили десант в спущенные плавсредства, после чего, катера , взяв баркасы на буксир, пошли к берегу и затем вдоль него, ко входу в порт. 21 ноября крейсера обстреляли причалы Дальнего, где в результате бомбардировки были уничтожены значительные запасы боеприпасов, боевого снаряжения и прочего имущества.
Через неделю, 27 ноября, корабли доставили в осаждённый Артур ещё почти три тысячи человек, что позволило и далее удерживать Высокую и другие важные пункты обороны.
29 ноября русские крейсеры пришли в Шанхай и узнав, что Вторая эскадра пришла в Джибути, на следующий день двинулись на соединение с ней по направлению к берегам Аннама. До этого, вторая эскадра, выйдя 2 октября из Либавы и пройдя Кильским каналом, Средиземным морем, Суэцким каналом и Красным морем, 25 ноября пришла в Джибути. Встреча Владивостокского отряда и Второй тихоокеанской эскадры произошла в Сабанге 2-ого января 1905 года, откуда соединившиеся силы двинулись в Камрань. Командование соединившимися силами, принял в.-адм. Скрыдлов, находившийся на "Славе", с самого её выхода из Владивостока.
Простояв в Камране неделю, русские двинулись в Шанхай, куда и пришли 25 января. Здесь узнали, что Порт-Артур, капитулировал пять дней назад.
Бывший командующий 2 ТОЭ предлагал прорываться во Владивосток Цусимским проливом. Командующий отрядом крейсеров возражал и предлагал Сангарский пролив. В итоге, эскадра пошла прорываться Цусимским проливом, но нехитрый план ЗПР был несколько видоизменён командующим Тихоокеанским флотом в.-адм. Скрыдловым. Предполагалось, что эскадра, немного не доходя до южной оконечности о.Цусима, разделится на две части : два отряда броненосцев повернут налево и увеличив скорость до 12 узлов пойдут западным проливом, крейсера и ВспКР продолжат идти восточным проливом, а чтобы сделать разделение незаметным для противника, крейсера отгонят суда противника. Позднее, когда крейсера обнаружат главные силы противника, ВспКР повернут назад и полным ходом отправятся в назначенные районы крейсерства. Бывший же Владивостокский отряд( называемый теперь Первым крейсерским отрядом) с другими русскими крейсерами, пользуясь преимуществом в ходе, постарается соединится с главными силами, не вступая, по возможности в бой.
План удался лишь отчасти: поворот броненосцев влево, действительно остался незамеченным, а из-за ограниченной видимости, русских не видели и с о.Цусима, основные японские силы погнались за русскими крейсерами, уходящими на юг, но были остановлены радиограммой с японской канонёрской лодки 7-ого боевого отряда, на которую нарвались русские броненосцы. Канонёрку, конечно же утопил КР "Изумруд", но своё дело она сделала, главные силы японцев развернулись и бросились догонять уходившие русские броненосцы.
Во время нападения русских крейсеров, на следующие по бокам, идущей русской эскадры, японские лёгкие крейсера, последние сильно пострадали от огня 10"-ых и 8"-ых русских орудий. Получил снаряд в кормовой погреб и в результате взрыва затонул КР "Нийтака". Вышла из стоя часть котлов на КР "Оттова", а КР "Акицусима" выбросился на берег из-за затопления правого машинного отделения. Также получили серьёзные повреждения крейсера: "Сума", "Идзуми", "Читосе". Все перечисленные не принимали участия в последующих боестолкновениях.
Вечером того же дня состоялся часовой бой на закате главных сил противников, не принёсший решительных результатов из-за больших дистанций стрельбы, ночные минные атаки противников тоже ничего не дали.
Основное сражение разгорелось в середине следующего дня у о. Дажелет. Зашедшие за ночь дальше на север, японцы пытались поставить палочку над "Т" головному русскому броненосцу, вследствие чего русские сначала повернули к берегам Кореи, а затем описав круг влево, вновь взяли курс на Владивосток. Японская эскадра , пользуясь преимуществом в ходе, опять пыталась резать курс русским броненосцам, но была контратакована Первым крейсерским отрядом, при этом крейсера получили серьёзные повреждения.
К трём часам дня, сражение вступило в решающую фазу : противники находились на параллельных курсах и дистанция неуклонно сокращалась. К заходу солнца, русские потеряли потопленным ЭБР "Ослябя", а ЭБР "Суворов" потерял управление и пытаясь управляться машинами двигался в направлении между корейским берегом и Владивостоком. Командующий флотом в.-адм. Скрыдлов получил тяжёлое ранение и был перегружен на миноносец. Командующий вторым броненосным отрядом, в.-адм. Рожественский был легко контужен и после потопления "Осляби" и последующего спасения из воды, также находился на одном из миноносцев эскадры. Сильно пострадали от огня противника, все без исключения броненосцы и БрКР русских.
Японские корабли отряда адм. Того серьёзных повреждений от русских снарядов не имели, но пострадали от взрывов собственных снарядов в стволах орудий.
Гораздо тяжелее пришлось БрКР в.-адм. Камимуры, — ещё в середине первой фазы сражения, вышел из строя "Асама" и не смог присоединится к своим силам до темноты. В течении последнего получаса артиллерийской дуэли, вышли из строя четыре котла носового КО на "Идзумо", из-за разрыва русского 10"-ого снаряда, пробившего кожух передней дымовой трубы. Паропроводы также получили повреждения и "Идзумо" отставая , вышел из боя. Ставший головным, "Якумо", был обстрелян с КР "Слава" и на нём, вероятно, из-за попадания 10"-ого снаряда в носовые погреба, произошёл их взрыв, — через несколько минут "Якумо" ушел под воду, погружаясь носовой частью.
После этого, оставшиеся четыре японских крейсера второго боевого отряда быстро увеличили дистанцию и вышли из боя. До темноты, "Слава" успела ещё попасть несколькими снарядами в концевой крейсер первого боевого отряда "Ниссин", и один из попавших снарядов, привёл вражеский крейсер к гибели от опрокидывания через несколько часов. Роковой снаряд попал в середину корпуса , достигнув левого машинного отделения и вызвав затопление его и рядом находящихся бортовых отсеков. Нежелание командира крейсера контрзатопить МО правого борта(т.к. корабль лишался хода) и нераспорядительность судового состава, привели к опрокидыванию "Ниссина".
Ночью, японскими миноносцами , были потоплены, тяжело повреждённые в дневном бою ЭБР-ы "Сисой Великий", "Наварин", БрКР "Адм. Нахимов", а также КР "Вл. Мономах". На следующий день, был затоплен командой ЭБР "Кн. Суворов", ввиду приближения превосходящих сил неприятеля. До Владивостока дошли почти все крейсера и три ЭБР типа "Бородино", от встречи с неприятелем, их спасло отклонение от курса на Владивосток на Ост.
Несколько лучше обстояли дела на суше. Используя численное и артиллерийское превосходство, русские войска, 1-ого февраля перешли в наступление под Мукденом. Чтобы парировать русское продвижение, японскому командованию пришлось "с колёс" вводить в бой срочно перебрасываемые из-под Артура части 2-ой Армии, ещё не отдохнувшие от заключительных, очень напряжённых боёв по штурму крепости .
В результате двухнедельных кровопролитных боёв, японцы отошли к реке Тайцзыхе. обе стороны понесли огромные потери, но к русским подходили резервы, японские же сухопутные силы были фактически обескровлены и в ближайшие месяцы наступать не могли.
После ремонта и до начала перемирия в июне 1905г, теперь уже многочисленные русские крейсера, действовали на коммуникациях противника, ведущих из портов Японии в Дальний и Артур и на торговых путях, идущих в Японию.
Под угрозой нового русского наступления на суше, Япония в апреле 1905г тайно запросила мира, прикрываясь посредническими услугами президента САСШ.