Британская раскладушка. Экспериментальная летающая лодка Blackburn B-20. Великобритания
Летающие лодки составляли неотъемлемую часть военно-воздушных сил всех прибрежных государств. С самого начала боевая деятельность летающих лодок заключалась в основном в ведении разведки как в прибрежных водах, так и в открытом море, атаки подводных лодок и надводных кораблей противника и относительно редкое нанесение ударов по вражеским наземным целям. Летающие лодки-истребители, принятые на вооружение такими странами как Италией и Францией в начале 1930-х годов, утратили свое значение еще до начала Второй Мировой войны.
За все время своего существования летающие лодки страдали одним «врожденным» недостатком: а именно более низкой скоростью по сравнению с машинами наземного базирования. В открытом море это не имело особого значения, но в районах, где действовали авианосцы противника, в состав авиагрупп которых входили истребители. Источниками повышенного лобового сопротивления были высокий фюзеляж с широким глиссирующим днищем, размещенные под консолями крыла выравнивающие поплавки и их стойки, а также подкосы, которые были необходимы в тех случаях, когда крыло необходимо было устанавливать крыло выше более тонкого фюзеляжа. Последнее было вызвано необходимостью размещать пропеллеры как можно дальше от водной поверхности для защиты от брызгообразования.
Во Франции в конце 1930-х годов были проведены испытания по уборке во время полета подкрыльевых поплавков и редана корпуса летающей лодки. Позднее обычным явлением стали убирающиеся поплавки – особенно у американских и немецких гидросамолетов, – но долгое время никто не знал, что делать с высоким лодочным корпусом.
Майор Дж. Д. Ренни, работавший в компании Blackburn Aircraft Ltd. (Blackburn) главным конструктором и отвечавший за разработку летающих лодок, уже в феврале 1935 году запатентовал способ уменьшения поперечного сечения корпуса летающей лодки в полете. Нижняя часть лодочного корпуса с помощью стоек опускалась вниз и в полете втягивалась в выемку, расположенную на нижней поверхности верхней части корпуса.
На бумаге все выглядело просто, но майора Ренни ожидали трудности, когда он изо всех сил старался воплотить свою идею в жизнь. Когда в 1936 году британское Министерство авиации выпустило спецификацию R.1/36 на разработку средней двухмоторной летающей лодки, компания Blackburn представила проект B-20 с упомянутой выше компоновкой лодочного корпуса; также у гидросамолета убирались и стабилизирующие подкрыльевые поплавки. Победу в конкурсе по спецификации R.1/36 одержала компания Saunders-Roe, создавшая летающую лодку A.36 Lerwick, но в 1936 году Министерство авиации поручило компании Blackburn изготовить прототип B-20 для проверки революционной идеи.
Проектирование и изготовление прототипа были непростым делом. Созданный компанией Blackburn пятиместный патрульно-противолодочный самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с двумя 24-цилиндровыми X-образными рядными двигателями жидкостного охлаждения Rolls-Royce Vulture, развивавшими мощность 1830 л.с. (1345 кВт) каждый. В носовой оконечности корпуса лодки и на его верхней части планировалось установить вращающиеся башни, каждая из которых была бы вооружена двумя 7,7-мм пулеметами; в задней оконечности корпуса должна была размещаться четырехпулеметная башня. Внутри крыла между корпусом лодки и двигателями должны были размещаться четыре 227-кг бомбы. Однако вооружение на летающую лодку не устанавливалось.
Однако самой интересной была конструкция корпуса летающей лодки. Под достаточно низким фюзеляжем с плоской нижней частью на системе стоек располагалась крупная цельнометаллическая лодочная конструкция с глиссирующим днищем, вертикальные перемещения которой контролировались посредством четырех гидравлических цилиндров. Синхронизация работы этих цилиндров заняла много времени, пока не была решена с помощью американской компании Lockheed, которая не имели никакого отношения к знаменитой авиастроительной компании. Понтон был разделен на девять водонепроницаемых отсеков и использовался для размещения топлива. Полностью снаряженный понтон весил 2590 кг.
Работы над прототипом B-20 заняли много времени, поэтому машина с военным номером V8914 только в марте 1940 года была cпущена на воду на реке Клайд для выполнения ее первого полета. 27 числа этого месяца летающая лодка под управлением летчика-испытателя компании Blackburn флайт-лейтенанта (капитана) Гарри Бэйли совершила первый подскок. Первые три полета представляли собой небольшие по пройденному расстоянию пролеты, совершенные на малой высоте. Во время четвертого полета, который состоялся 4 апреля 1940 года, пилот решил выполнить подъем понтона и балансировочных поплавков. Если уборка поплавков прошла штатно, то понтон, имевший массу более 2000 кг, поднимался медленно, и во время подъема летающая лодка совершала колебания по тангажу. Похоже, что гидравлические цилиндры работали неравномерно. Однако это не доставило пилоту особых проблем; колебания по тангажу имела малую амплитуду, и он сумел сохранить балансировку машины. После полета посадка на выпущенное глиссирующее днище прошла без проблем.
Пятый полет состоялся 7 апреля, и неожиданно пришла команда во время испытаний выполнить пятиминутный пролет на максимальной мощности. В Бро прибыл инженер компании Rolls-Royce и настоял на таком испытании двигателей. Пролет на полной мощности был выполнен на высоте 1830 метров с убранными поплавками и глиссирующим днищем. Через две минуты самолет достиг скорости 458 км/ч. После достижения максимальной скорости начался флаттер элеронов, который не прекратился даже после остановки двигателей. Машина потеряла управляемость, и рухнула в море. Три члена экипажа выбросились с парашютами и спаслись, а флайт-лейтенант Бэйли и еще один член экипажа погибли.
До самого окончания Второй Мировой войны компания Blackburn была настолько перегружена военными заказами, что не могла вернуться к программе B-20. В ходе войны майор Ренни разработал проект оснащенной выдвижным поплавком летающей лодки-истребителя B-44, но проект не пошел дальше чертежной доски.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blackburn B-20
Назначение: экспериментальная летающая лодка
Статус: прототип
Компания-производитель: Blackburn Aircraft Ltd., Бро, Йоркшир
Экипаж: 5 человек
Силовая установка: два 24-цилиндровых X-образных рядных двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce Vulture, развивавших мощность 1830 л.с. (1345 кВт) каждый и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага de Havilland Hydromatic
Размеры:
размах крыла
• с убранными поплавками 25,06 м
• с выпущенными поплавками 23,15 м
длина 23,18 м
высота
• с убранным глиссирующим днищем 7,50 м
• с выпущенным глиссирующим днищем 9,10 м
площадь крыла 99,16 м²
Масса:
взлетная 15890 кг
Летные характеристики (расчетные):
максимальная скорость
• на высоте 1750 метров 463 км/ч
• на высоте 4575 метров 492 км/ч
крейсерская скорость 322 км/ч
дальность полета 2414 км
ПРИЛОЖЕНИЕ
Более подробно об экспериментальной летающей лодке Blackburn B-20 можно прочитать в статье
Экспериментальная летающая лодка Blackburn B-20. Великобритания
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 BLACKBURN B-20» «L+K» 15/87, стр.32/592
фотографии – http://www.airwar.ru/enc/sww2/b20.html