Экспериментальная летающая лодка Short S.14 Sarafand. Великобритания

17
Экспериментальная летающая лодка Short S.14 Sarafand. Великобритания

Экспериментальная летающая лодка Short S.14 Sarafand. Великобритания

В 1928 году один из основателей компании Short Brothers (Short) Хью Освальд Шорт (Hugh Oswald Short) представил более крупного преемника созданной той же компанией летающей лодки Singapore II. Освальд Шорт считал, что компания Short может спроектировать и построить элегантную летающую лодку, которая будет такой же большой, как 12-тимоторный гидросамолет Dornier Do X (самый большой самолет в то время), но с лучшими характеристиками. Этот новый самолет получил обозначение S.14, и в компании Short для поиска финансирования подготовили эскизные чертежи. После продолжительных обсуждений компания Short смогла заручиться поддержкой Министерства авиации для финансирования создания S.14 в соответствии со спецификацией R.6/28.

летающая лодка Short Sarafand в своем четвертом полете, который состоялся 10 июля 1932 года, недалеко от Кингснорта (Kingsnorth)

летающая лодка Short Sarafand в своем четвертом полете, который состоялся 10 июля 1932 года, недалеко от Кингснорта (Kingsnorth)

Главным конструктором Short S.14 был Артур Гуж (Arthur Gouge). Самолет представлял собой гигантскую летающую лодку-биплан, способную обеспечить трансатлантическое пассажирское сообщение. Силовая установка S.14 состояла из шести двигателей, размещенных в трех тандемных парах, каждая из которых была размещена в обтекаемых гондолах. Модель в масштабе 1/14 была испытана в аэродинамической трубе Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment) с удовлетворительными результатами, и в середине 1931 года началось строительство самолета.

Имевшие равный размах и небольшую стреловидность крылья были покрыты полотном. Из-за нагрузок, воздействующих на крупные крылья, их лонжероны изготовлены из нержавеющей стали, а не из дюралюминия (алюминиевый сплав, который для повышения прочности содержит медь, марганец и магний). У законцовок консолей нижнего крыла прикреплены концевые подкрыльевые поплавки. Днища поплавков были сделаны из нержавеющей стали, но они также имели приспособления для установки съемных листов цинка. Цинковые пластины использовались в качестве анодом для предотвращения коррозии на остальных частях самолета.

летающая лодка Short Sarafand пришвартовалась на реке Мидуэй у цехов компании Short; 1932 год. Обратите внимание на обтекаемые гондолы двигателей Rolls-Royce Buzzard

летающая лодка Short Sarafand пришвартовалась на реке Мидуэй у цехов компании Short; 1932 год. Обратите внимание на обтекаемые гондолы двигателей Rolls-Royce Buzzard

Верхнее и нижнее крылья были соединены рядом межплоскостных стоек; центральные стойки служили местами крепления объединенных моторных гондол. В каждой гондоле два двигателя Rolls-Royce Buzzard III были расположены вплотную друг к другу и их радиаторы размещены ниже моторных гондол. Двигатели Buzzard III имели диаметр 6 дюймов (152 мм), ход поршней 6,6 дюймов (168 мм) и общий рабочий объем 2239 куб. дюймов (36,7 л). Каждый из шести двигателей развивал 825 л.с. (615 кВт) при 2000 об/мин и 930 л.с. (699 кВт) при 2300 об/мин и вращал деревянный двухлопастный винт фиксированного шага. Передние двигатели вращали пропеллеры диаметром 15 футов (4,57 м), а задние – диаметром 14 футов (4,27 м).

Двухреданный корпус летающей лодки был изготовлен из дюралюминия и имел планирующее днище, изготовленное из нержавеющей стали. Большой сервотриммер Флеттнера был установлен позади руля направления S.14 и управлял им. Горизонтальное оперение имело балансировочные аэродинамические поверхности, установленные на верхние и нижние поверхности рулей направления. Вспомогательные кили установлены на каждой консоли стабилизатора и их угол атаки мог быть изменен пилотом чтобы компенсировать рыскание, вызванное отказом двигателя.

на данном снимке хорошо видны хвостовое оперение летающей лодки с сервотриммером Флеттнера, установленным позади руля направления, балансировочные аэродинамические поверхности на рулях высоты и вспомогательные кили на консолях стабилизатора. Обратите внимание на заднюю стрелковую позицию, расположенную позади руля направления, и на массивные подкосы, поддерживавшие стабилизатор. Эта фотография была сделана после того, как обшивка глиссирующего днища летающей лодки Sarafand была заменена на листы из алькледа (антикоррозийное алюминиевое листовое покрытие)

на данном снимке хорошо видны хвостовое оперение летающей лодки с сервотриммером Флеттнера, установленным позади руля направления, балансировочные аэродинамические поверхности на рулях высоты и вспомогательные кили на консолях стабилизатора. Обратите внимание на заднюю стрелковую позицию, расположенную позади руля направления, и на массивные подкосы, поддерживавшие стабилизатор. Эта фотография была сделана после того, как обшивка глиссирующего днища летающей лодки Sarafand была заменена на листы из алькледа (антикоррозийное алюминиевое листовое покрытие)

Летающая лодка S.14 получила серийный номер S1589 и в конечном итоге название Sarafand. Размах крыльев самолета составил 120 футов (36,6 м), длина – 89,5 футов (27,3 м), а высота – 30,3 фута (9,2 м). Верхнее крыло вмещало 2110 галлонов (7987 л) топлива, а нижнее крыло – 1272 галлона (4825 л). Каждый из шести двигателей Sarafand имел отдельные баки для 28,5 галлонов (45,9 л) воды (для системы охлаждения) и 16 галлонов (25,7 л) масла. Вес снаряженной летающей лодки составлял 44740 фунтов (20293 кг), а вес полностью загруженной – 70000 фунтов (31752 кг). Гидросамолет имел дальность полета 1450 миль (2334 км) и практический потолок 13000 футов (3962 м). Максимальная скорость летающей лодки Sarafand составляла 153 миль в час (246 км/ч).

На момент своего создания летающая лодка S.14 по габаритам была второй в мире – немецкая лодка Dornier Do X сохранила свой титул самого большого самолета. Однако летающая лодка Sarafand никогда не предназначалась для использования в качестве коммерческого транспортного самолета. Гидросамолет S.14 предназначался исключительно для военного использования в качестве дальнего бомбардировщика или самолета-разведчика. Хотя установка пулеметов на гидросамолет представляется маловероятной летающая лодка Sarafand была оборудована несколькими стрелковыми позициями: одной в носу, двумя позади крыла в верхней части фюзеляжа и одной позади хвостового оперения. Экипаж самолета из десяти человек имел достаточно места во внутреннем пространстве летающей лодки S.14; для членов экипажа были предусмотрены кают-компания, шесть складных койко-мест в различных отсеках, камбуз, зона обслуживания и туалет. Рабочие места членов экипажа были оборудованы система внутренней телефонной связи. Секция верхней задней части фюзеляжа могла быть удалена, чтобы можно было загрузить запасной двигатель внутрь гидросамолета для последующей транспортировки. Также летающая лодка Sarafand была оборудована съемной стрелой грузоподъемного крана для замены двигателя во время нахождения гидросамолета на плаву в море. Первый пилот и второй пилот были размещены тандемом в полностью закрытой кабине.

летающая лодка Short Sarafand маневрирует на воде перед летными испытаниями

летающая лодка Short Sarafand маневрирует на воде перед летными испытаниями

Гидросамолет Sarafand был построен в Рочестере в прибрежном цеху №3 компании Short, однако этот цех не обладал достаточной высотой, чтобы вместить летающую лодку с ее верхними крыльями. В результате 15 июня 1932 года частично завершенный самолет был спущен на воду и по реке Медуэй был доставлен на верфь, где было прикреплено верхнее крыло.

Полностью собранный гидросамолет S.14 был повторно спущен на воду 30 июня и в тот же день под управлением Джона Паркера (John Parker; первый пилот) и Освальда Шорта (второй пилот) впервые поднялся в воздух. Во время полета было установлено, что элементы управления были легкими и хорошо сбалансированными, и требовались лишь незначительные корректировки. До того как самолет 11 июля был продемонстрирован прессе, он выполнил несколько полетов. Для этого полёта Sarafand поднялся в воздух за 19 секунд и затем развил максимальную скорость около 150 миль в час (241 км/ч) и летал в течение примерно сорока минут.

летающая лодка Short Sarafand пролетает мимо представителей прессы, собранных 11 июля 1932 года на пароходе «Эссекс-куин» (Essex Queen). За гидросамолетом можно увидеть еще один самолет; справа на снимке можно увидеть еще одну летающую лодку (сидит на воде)

летающая лодка Short Sarafand пролетает мимо представителей прессы, собранных 11 июля 1932 года на пароходе «Эссекс-куин» (Essex Queen). За гидросамолетом можно увидеть еще один самолет; справа на снимке можно увидеть еще одну летающую лодку (сидит на воде)

Самолет совершил несколько дополнительных испытательных полетов и 2 августа 1932 года был доставлен в Экспериментальный центр морской авиации (Marine Aircraft Experimental Establishment – MAEE), Феликстоу. Эксперты MAEE определили, что летающая лодка Sarafand при большой полезной нагрузке имеет чрезвычайно большую длину разбега, вибрации от тянущих и толкающих винтов и тенденцию к барсению при выполнении посадки в определенных условиях. Также эксперты MAEE полагали, что у самолета будут проблемы с охлаждением, если он будет эксплуатироваться в более теплом климате.

В конце 1933 года было обнаружено, что нижняя часть глиссирующего днища из нержавеющей стали подверглась коррозии и была заменена на листы из алькледа. Дальнейшие изменения были внесены в крыльевые расчалки и конструкцию корпуса с целью решения проблем вибрации и барсирования. После решения этих проблем 29 апреля 1934 года летающая лодка S.14 была вновь спущена на воду и использовалась MAEE для различных экспериментов, хотя больше времени этот гидросамолет провел на швартовке, а не в воздухе. К 1936 году Sarafand и его конфигурация гидросамолета-биплана были признаны устаревшими, и летающая лодка S.14 была списана. Гидросамолет Short S.14 Sarafand фактически был не более чем экспериментальным самолетом, который внес большой вклад в совершенствование конструкций самолетов. Летающая лодка S.14 оказалась была надежной и легкой в управлении и помогла проложить путь к созданию еще более крупных самолетов.

летающая лодка Short Sarafand на стоянке на берегу; вероятно снимок был сделан в конце карьеры этого самолета. Руль направления лишился красных, белых и синих полос, а двигатели Buzzard получили усовершенствованные выпускные коллекторы

летающая лодка Short Sarafand на стоянке на берегу; вероятно снимок был сделан в конце карьеры этого самолета. Руль направления лишился красных, белых и синих полос, а двигатели Buzzard получили усовершенствованные выпускные коллекторы

источники:

Shorts Aircraft since 1900 by C. H. Barnes (1967/1989)
British Flying Boats by Peter London (2003)
The Seaplane Years by Tim Mason (2010)
Jane’s All the World’s Aircraft 1934 by C. G. Grey (1934)
Jane’s All the World’s Aircraft 1935 by C. G. Grey and Leonard Bridgman (1935)
British Piston Aero-Engines and Their Aircraft by Alec Lumsden (1994)
“The Short Sarafand” Flight (13 June 1935)

источник: https://oldmachinepress.com/2015/02/09/short-s-14-sarafand/

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account