Ближний корабельный разведчик Nakajima Тип 15 (E2N)
В 1925 году японский Императорский флот разработал концепцию, согласно которой в состав авиазвеньев крупных кораблей должны были входить два типа катапультных разведчиков-гидропланов, дальние и ближние. Судить, на сколько это было разумным с позиции нашего времени довольно сложно. Но на тот момент даже в сравнении с концепциями применения поплавковых разведчиков других стран подобное решение японских адмиралов выглядело не слишком разумным. По мнению командования ближние разведчики должны были иметь экипаж из двух человек обладать автономностью 4-5 часов. Дальние разведчики должны были быть крупнее, иметь три человека экипаж, автономность порядка 9 часов и быть способны самостоятельно атаковать противника бомбами. То есть, строго говоря, назначение ближнего разведчика, кроме собственно разведки, подразумевало еще и корректировку артиллерийского огня «своего» корабля, а дальнего разведчика – стратегическую разведку в интересах эскадр.
В процессе развития этих типов машин специализация их стала достаточно размыта, во многом пересекаясь. К концу 30-х годов класс ближнего разведчика был фактически упразднен, уступив место новому классу – корабельных артиллерийских корректировщиков с возможностью обеспечения также бомбоштурмовых операций и даже ПВО, чему способствовало наличие «переднего» стрелкового вооружения. Но в середине 20-х годов это было еще в будущем.
В описываемый период времени основным корабельным разведчиком японского флота являлся поплавковый биплан «Ro-go Ko-gata», разработанный в морском арсенале Yokosho. Машина надежная и вполне современная для конца 10-х годов. Но стремительное развитие авиации в 20-е годы уже через пять лет оставило этот самолет в аутсайдерах. Развитие концепции, заложенной в проекте «Ro-go Ko-gata», позволило арсеналу Yokosho к 1925 году запустить в производство очень удачный разведчик Тип 15, позднее получивший обозначение Е1Y. Огромная дальность этой машины и приличная боевая нагрузка оптимально вписывали E1Y в концепцию дальнего разведчика. А вот с ближним разведчиком не все было так радужно. Состоявший на вооружении катапультных звеньев небольшой моноплан Hansa-Brandenburg W.33, строившийся по лицензии фирмами Аичи и Накадзима, этой концепции соответствовал лишь отчасти. Не смотря на довольно прогрессивную конструкцию, он обладал целым букетом недостатков. Ввиду этого, в 1924 году японский Императорский флот разработал техзадание на замену ближнего корабельного разведчика «Тип Ганза».
Задание предусматривало устранение главного недостатка немецкого гидроплана — недостаточную мореходность. Проектные задания были выданы в первую очередь фирмам Аичи и Накадзима, как наиболее хорошо знакомым с немецким самолетом и освоившим технологию его производства. В качестве подстраховочного варианта, вероятно, не желая целиком полагаться на частный бизнес, подобное же задание получил государственный арсенал в городе Йокосука, авиастроительное отделение которого на тот момент называлось «Йокошо» — Yokosuka Kaigun Ko-sho. Если конструктора Аичи и арсенала Йокошо построили свои варианты, обозначенные как «Mi-go» и «Tatsu-go» соответственно, в целом, очень похожие на немецкий прототип, повторявшие его концептуально, то на Накадзима решили пойти своим путем.
К середине 20-х годов фирма, основанная талантливым конструктором Чикухеи Накадзима (Chikuhei Nakajima), уже имела немалый опыт в разработках гидропланов. Накадзима, еще работая на военно-морском арсенале Йокошо, в соавторстве другим флотским офицером, тайи (ст. лейтенантом) Кишичи Умакоши принимал активное участие в разработке вышеупомянутого корабельного разведчика «Ro-go Ko-gata». Позднее в компании Накадзима строились по лицензии гидропланы «Ганза», учебно-тренировочные гидросамолеты Avro 504S и Тип 13 K1Y, была закуплена лицензия на французский поплавковый разведчик Breguet 19-A2. Короче говоря, у молодой компании уже был определенный опыт.
После получения приглашения в участии в конкурсе на разработку ближнего морского разведчика, Накадзима, проанализировав недостатки «Ганзы», в отличие от двух своих конкурентов сразу отбросил идею ограничиться модернизацией немецкой машины, остановив свой выбор на достаточно традиционной в то время схеме цельнодеревянного биплана. Такая схема, хоть и не несла в себе ничего особо прогрессивного, но зато была испытана временем и практически исключала любые риски. Кроме того, бипланная схема также была лучше с точки зрения хорошего обзора вниз, автоматически устраняя один из недостатков «Ганзы», на который часто жаловались строевые летчики.
Руководителем проекта был назначен новый главный конструктор фирмы Такао Йошида. И, надо сказать, что сделанная ставка на простоту и отработанную конструкцию оправдалась. Прототип самолета был готов в начале 1926 года и вскоре сёса (капитан-лейтенант) Хисакичи Акаиши поднял его в воздух. Подробных отчетов об испытаниях не сохранилось, но судя по всему, не все шло гладко. Самолет отличался неважной устойчивостью. На его счастье у конкурентов дела обстояли еще хуже и поэтому флот был вынужден принять именно проект Накадзимы.
Доводка машины заняла несколько месяцев — серийное производство было развернуто лишь в мае 1927 года и машина была официально принята на вооружение как «Морской разведывательный гидросамолет Тип 15 модель 1» или короткое E2N1.
В целом, E2N1 представлял собой классический продукт своей эпохи – цельнодеревянный одностоечный полутораплан с полотнятой обшивкой и открытыми отдельными кабинами двух членов экипажа. Двигатель 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения Mitsubishi «Тип Hi» — лицензионный французский Hispano-Suiza 8F мощностью 300-320 л.с. В задней кабине располагалась кольцевая турель с пулеметом Льюис калибра 7.7 мм. Под нижнем крылом самолет мог взять до четырех 30-кг бомб.
В 1928 году был запущен в производство учебно-тренировочный вариант E2N2 или Тип 15 модель 2, в котором в задней кабине располагался второй комплект управления, а вместо пулеметной турели сдвижной колпак-капюшон для обучения слепым полетам. Эти две версии выпускались параллельно. Всего в период с 1927 по 1929 год на Накадзиме было построено 47 самолетов обеих модификаций. К этому количеству стоит добавить еще два или три гражданских гидроплана, выпущенных на базе E2N в 1930 году в качестве рыборазведчиков для рыболовецких артелей. В 1929 году производство корабельных разведчиков E2N было передано на фирму Каваниши, где в период 1929 – 30 гг. было собрано еще 30 машин.
Служба разведчиков Е2N1 была не долгой. Уже в начале 30-х они почти полностью исчезли из боевых эскадрилий, будучи замененными своими более совершенными преемниками E4N. Сказалась все же достаточно архаичная для конца 20-х цельнодеревянная конструкция и не слишком выдающиеся летные данные. Тем не менее, разведчикам E2N1 посчастливилось стать первыми в японском флоте, для взлета которых использовалась катапульта. Все предыдущие поплавковые машины взлетали с орудийных башен линкоров и крейсеров флота. Кроме того, E2N стал последним цельнодеревянным боевым самолетом в японском флоте. Все более поздние машины уже имели смешанную или цельнометаллическую конструкцию.
А вот учебным версиям E2N2 повезло несколько больше. Они довольно активно использовались на авиабазе Касамигаура в составе одноименного кокутай вплоть до середины 30-х.
Гражданские версии Е2N. Вверху — пассажирский с закрытой задней кабиной. Внизу — в роли рыболовного разведчика
ЛТХ: |
|
Модификация | E2N1 |
Размах крыла, м | 13.52 |
Длина, м | 9.565 |
Высота, м | 3.688 |
Площадь крыла, м2 | 44.0 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 1409 |
максимальная взлетная | 1950 |
Тип двигателя | 1 ПД Mitsubishi «Тип Hi (Hispano-Suiza 8F) |
Мощность, л.с. | 1 х 320 |
Максимальная скорость, км/ч | 172 |
Крейсерская скорость, км/ч | 138 |
Практическая дальность, км | 640 |
Продолжительность полета, ч | 5 |
Скороподъемность, м/мин | 95 |
Практический потолок, м | 5400 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение | Один 7.7-мм пулемет на задней турели 4х30-кг бомб |
Красивые машины! Умели
Красивые машины! Умели поляки — когда хотели — делать маленькие технические шедевры!
А причем здесь
А причем здесь поляки?
Техническая основа то Австрийская, а вот дизайн и исполнение кузова с декоративными элементами красивое, только нет Австрийского предка, чтоб сравнить.
А причем здесь
Действительно, роль немцев и венгров, пожалуй, более значительна:
http://er33.narod.ru/6M.htm
Австрияк: http://www.dieselpunks.org/profiles/blogs/sunday-streamline-62-torpedo-de-luxe
Спасибо за ссылки, очень
Спасибо за ссылки, очень интересно, но ответа на свой вопрос я не получил. А Ваши мутные маневры меня настораживают!
Настораживает другое:
—
Настораживает другое:
— выдать Нечто (давно известное) за Писк прогресса (с привязкой к конкретному региону) — ну не серьёзно же;
— лягнуть ни за что ни про что Красную Армию и СССР — зачем?
На Ваш вопрос ответа сразу быть и не может — надо озадачиваться тогда историей девайса от начала и до конца,-автор поста определил же только конкретный отрезок времени и конкретное место.
What is it?
Во второй ссылке и своих
Во второй ссылке и своих замечаниях Вы тоже типа лягнули СССР. Вот и вспомнил за метод "передергивания", извините что ошибся, но для тупых(меня
) пишите по подробней. Хотел привести пример Заамурца-Орлика, но подожду друго го раза.
но подожду друго го
Коллега, может, и по нижеуказанному девайсу что-нибудь в загашнике имеется?
http://aeromamont.livejournal.com/15163.html
Это наш последний бронепоезд
Это наш последний бронепоезд БП-1 принят на вооружение в1970-1971годах. Похоже платформа с спаренными 23мм пушками и четырьмя пулеметами. Источник: И.Г. Дроговоз — крепости на колесах. А пыли в загашнике ужась, хоть проветрил!
Похоже платформа с
А не 25мм морские автоматы, уж сильно похожи.
Ну я привел источник, а че
Ну я привел источник, а че там влипили в ходе модернизации…. Хотя сам за сомневался, но на суше-где 25мм снаряды брать?
Хотя сам за сомневался, но
Морской калибр это конечно очень весело, а с боеприпасами совсем смешно. А кого из конструкторов это волнует. Ну не похоже они на 23мм, если только не какя нибудь другая модель. Может 14,5 мм КПВТ.
Спасибо, коллега.
Спасибо, коллега. Оказывается, этот вопрос уже был обсужден:
http://alternathistory.org.ua/bronepoezda-rossii
Всё же, надеюсь, Вы не смахнули вместе с пылью мотоброневагон "За родину!"?
А вот эта хрень, мне больше
А вот эта хрень, мне больше всего не нравится, и везде ее пихают! Вооружени для растрела толп тупых танков, лучше перед низ 76мм, верх 107-или лучше 122 слабенькую, а на зад 37 зенитный автомат. Или 37 и 122 поменять местами, тогда и пехоту и танки и самолеты. А на рубку малую башню с двумя 12, 7мм с броне катеров, ух разошелся!
ух разошелся!
Хороший замах
Хороший замах на альтернативу.
Меня, в общем-то, лишь сама платформа интересует — но это ещё НТД надо поискать и перелопатить.
Интересно, спасибо.
Интересно, спасибо.
«Красная Армия, которая
"Красная Армия, которая отбила вагоны у нацистов, вернула их социалистическом польскому правительству в непригодном для пассажирском движения виде."
Конечно, оккупационная Красная Армия вернула эти чудеса техники, но, надо полагать исключительно под давлением мирового общественного мнения. А в "непригодном виде"- наверняка по личному указанию Сталина кровавая гэбня испоганила замечательный салон 1-го класса, в котором катались культурные, толейрантнейшие немцы…
Без этого какашного выпада, статья, наверное, была бы "неформат"…
Ув. коллега Вик! Отличная ведь статья и техника очень интересная, но один последний абзац в "традиционном духе", превращает её в… чёрт знает что.
Коллега Ансар не ищите черную
Коллега Ансар не ищите черную кошку в темной комнате тем более что ее там нет.
С уважением
Коллега Ansar, тут, я
Коллега Ansar, тут, я считаю, вы перегибаете палку. Сказано просто "вернула в непригодном виде". Нигде не сказакно и даже не подразумевается, что это было сделано по вине красной армии. Я полагаю, что виной был элементарный износ — если уж в строй сумели вернуть только одну.
Тогда зачем было вообще
Тогда зачем было вообще уточнять, что это именно РККА вернула их в негодном виде?
это как в советское время.
это как в советское время. тогда про партию нужно было что-то хорошее написать — теперь у них — в ссср и россию грязью кинуть. пятая категория©
Ну, наверное потому что
Ну, наверное потому что именно РККА их отбила и вернула?
Ув. коллега, автор написал
Ув. коллега, автор написал именно то, что хотел и в "верных" трактовках едва ли нуждается. Был факт — машины после войны оказались в негодности. Автор конкретно указал — после чьих рук, поскольку данное уточнение посчитал удачным ходом.
С уважением, Ансар.
О-бал-деть! Надо взять в
О-бал-деть! Надо взять в копилку
Спасибо за статью, очень
Спасибо за статью, очень интересно.
—сейчас по моему в Европе
—сейчас по моему в Европе чтото подобное эксплуатируют.?
Дизельные трамваи?
сейчас на Украине проходит
сейчас на Украине проходит испытания чешский рельсовый автобус, правда, без ракетного дизайна. Мудрое правительство имеет планы заменить такими девайсами все электрички и пригородные поезда