Приветствую, уважаемые коллеги. Сегодня я с отчасти шуточным, а отчасти и серьезным вариантом уж которого по счету издевательства над Российским императорским флотом времен русско-японской войны, притворяющимся своего рода нырком в ближайшее еще не наступившее будущее из одной параллельной вселенной, где многое было не совсем как у нас…
Данный текст найден 28 января 2023 года в одном из личных «дневников» российского кластера информсети «ОмниНет»:
«… Принято считать, что эпопея с радикально новыми калибрами русской морской артиллерии началась с проекта броненосцев типа «Полтава». Во многом именно так оно и было. Однако сперва моряки просто не захотели совсем уж поступаться массой снаряда – и, обкатав идею на затеянной на пару с армейцами 254-мм 45-калиберной пушке, в целом пришли к единым (вместо прежних «легких» и «тяжелых») боеприпасам с близким для всех калибров артиллерийским коэффициентом в районе 13,6-13,8.
А вот уже потом их не устроила замена 203-мм орудий будущих «полтав» на предлагавшиеся шестидюймовки Канэ – хотелось чего-то помощнее. И этим «помощнее» стала созданная на базе купленных сугубо для ознакомления с нюансами конструкции пары образов тех же французских 152-мм пушек и документации на них уже полностью русская 178-миллиметровая, имевшая длину в 45 калибров, раздельно-гильзовое заряжание и превосходившая по дульной энергии 35-калиберную восьмидюймовку.
У Канэ в итоге разжились и другим орудием – 120-миллиметровым, тоже со стволом в 45 калибров. Но оно рассматривалось русскими скорее как «большой» противоминный калибр и второй крейсерский. А основным «малым» противоминным (и единым миноносным) калибром определили созданную не без сотрудничества с Гочкисом 63,5-мм 45-калиберную пушку.
Зато новые главные орудия российских броненосцев явно были навеяны уже американскими мотивами, так как стали 13-дюймовыми. Правда, ограничения оборудования Обуховского завода на длину обрабатываемых заготовок (не более чем в 500 дюймов) заставили обойтись всего 37,5-калиберными их стволами, что сказалось и на начальной скорости снаряда. В итоге эти пушки даже чуть уступали десятидюймовкам в предельной дальности стрельбы. Но могучий снаряд в 1200 фунтов весом примирял флотских артиллеристов с этим небольшим недостатком.
Под стать новым пушкам была и выработанная тактика флота. Резонно считая, что их лучшие качества проявят себя прежде всего на дальних дистанциях, именно на них русские сделали ставку, с ходу восприняв такие новшества, как дальномеры и оптические прицелы.
А еще о реальном калибре своих главных орудий наши моряки предпочли скромно умолчать. Их не демонстрировали на выставках, не показывали в ходе визитов российских кораблей в иностранные порты даже союзникам, а во всех документах эти пушки числились как 12-дюймовые. Разумеется, что-то на уровне слухов просачивалось наружу – но Морское министерство вкупе с иными компетентными органами прилагало небывалое рвение, чтобы именно слухами эти обрывки сведений и продолжали восприниматься.
Такой подход к охране государственной тайны немало поспособствовал успехам Российского императорского флота в начавшейся в 1904 году войне с Японией, когда почти полутонные «чемоданы» с броненосцев Макарова (по иронии судьбы больше всех возражавшего против их введения) отменно ломали и корежили противостоявшие им корабли Страны восходящего солнца.
Довелось артиллерии флота, сумевшего ценой ряда болезненных потерь все же свести вничью дальневосточную кампанию (враг был отнюдь не прост, скажем честно, и заслужил свое право на определенный военный успех), сказать свое громкое слово и в годы Мировой войны. Впрочем, к тому времени у нее уже появились достойные преемники в лице нового поколения морских артсистем – но и условно старые пушки, когда доходило до дела, отнюдь не были статистами в гремевших на Балтике и Черном море баталиях.
А уже после завершения боевых действий Российское общество сохранения воинского исторического наследия (РОСВоИН) сумело сберечь для потомков почти в первозданном виде героические корабли обеих этих войн – миноносец «Громкий», крейсер «Аврора» и эскадренный броненосец «Слава». И сегодня, стоя на Неве, они являются живыми памятниками той ушедшей эпохи – как и отнюдь не канувшей в века славы русского оружия…».
Вот такая очень сильно «мини»- и очень сильно «позитиво»-альтернатива, уважаемые коллеги. 🙂 Что же до описанных в оной авторских технических заскоков, то о них – ниже.
Основные артиллерийские орудия Российского императорского флота в период войны с Японией (1904-1905 годы):
1. Орудие 330х37,5 – масса орудийного ствола 3225 пудов (52,8255 метрической тонны), масса снаряда 1200 фунтов (491,4 кг, артиллерийский коэффициент – 13,65), масса порохового заряда 330 фунтов (135,135 кг), начальная скорость снаряда 746,76 м/с (2450 ф/с), дальность стрельбы 109 кабельтовых при угле возвышения 30 градусов, стоимость орудия (орудийного ствола) 95500 рублей.
2. Орудие 254х45 – масса орудийного ствола 1685 пудов (27,6003 метрической тонны), масса снаряда 550 фунтов (225,225 кг, артиллерийский коэффициент – 13,74), масса порохового заряда 160 фунтов (65,52 кг), начальная скорость снаряда 777,24 м/с (2550 ф/с), дальность стрельбы 110 кабельтовых при угле возвышения 30 градусов, стоимость орудия (орудийного ствола) 55500 рублей.
3. Орудие 178х45 – масса орудийного ствола 565 пудов (9,2547 метрической тонны), масса палубного станка с центральным штыром (без щита) 675 пудов (11,0565 метрической тонны), масса снаряда 190 фунтов (77,805 кг, артиллерийский коэффициент – 13,84), масса порохового заряда 55 фунтов (22,523 кг), масса гильзы 55 фунтов (22,523 кг), начальная скорость снаряда 792,48 м/с (2600 ф/с), дальность стрельбы 75 кабельтовых при угле возвышения 25 градусов (максимальный угол возвышения палубного станка с центральным штыром), стоимость орудия (орудийного ствола) 23500 рублей, стоимость станка с центральным штыром 14500 рублей.
4. Орудие 120х45 – масса орудийного ствола 190 пудов (3,1122 метрической тонны), масса палубного станка с центральным штыром (без щита) 215 пудов (3,5217 метрической тонны), масса снаряда 58 фунтов (23,751 кг, артиллерийский коэффициент – 13,74), масса порохового заряда 18 фунтов (7,371 кг), масса гильзы 21,5 фунта (8,804 кг), начальная скорость снаряда 792,48 м/с (2600 ф/с), дальность стрельбы 61 кабельтов при угле возвышения 20 градусов (максимальный угол возвышения палубного станка с центральным штыром), стоимость орудия (орудийного ствола) 9500 рублей, стоимость станка с центральным штыром (без щита) 9250 рублей.
5. Орудие 63,5х45 – масса орудийного ствола 32,75 пуда (536,445 кг), масса палубного станка со щитом 47,25 пуда (773,955 кг), общая масса установки 80 пудов (1,3104 метрической тонны), масса снаряда 8,5 фунта (3,481 кг, артиллерийский коэффициент – 13,6), масса разрывного заряда бронебойного снаряда 0,125 фунта (0,051 кг, бездымный порох), масса порохового заряда 2,25 фунта (0,921 кг), масса гильзы 5,25 фунта (2,15 кг), начальная скорость снаряда 792,48 м/с (2600 ф/с), дальность стрельбы 40 кабельтовых при угле возвышения 20 градусов (максимальный угол возвышения палубного станка), стоимость орудия (орудийного ствола) 4000 рублей, стоимость палубного станка со щитом 2750 рублей.
Помимо указанных орудий, на кораблях с новой артиллерией применялись 47-мм и 37-мм одноствольные пушки Гочкиса.
Краткие ТТХ отдельных кораблей Российского императорского флота периода русско-японской войны 1904-1905 годов:
1. Эскадренные броненосцы «Полтава», «Сисой Великий», «Петропавловск», «Севастополь», «Три Святителя», «Ростислав»: 10625/11375 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 16,5 узла (скорость фактическая), неполные пояс по ватерлинии (до 356 мм) и верхний пояс (152 мм), 4-330х37,5 (в двух двухорудийных башнях с 254-мм броней), 6-178х45 (в нижнем каземате со 152-мм броней), 4-120х45 (в верхнем каземате с 76,2-мм броней), 12-47, 16-37, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные, 8 торпед).
2. Броненосные крейсера «Рюрик», «Россия», «Диана», «Паллада», «Аврора», «Громобой»: 9000/9250 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 20,0 узлов (скорость фактическая), полный пояс по ватерлинии (до 152 мм), 12-178х45 (10 в закрытой батарее со 102-мм броней, погонное и ретирадное – на верхней палубе со щитами со 102-мм лобовой плитой), 20-63,5х45 («Рюрик» до перевооружения в 1901 году на 63,5-мм пушки нес 4-120х45 и 12-47), 12-37, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 12 торпед – кроме «Рюрика», у которого все аппараты надводные).
3. Броненосцы-крейсера «Пересвет», «Ослябя», «Победа»: 12000/12750 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 18,5 узла (скорость фактическая), полный пояс по ватерлинии (до 229 мм), неполный верхний пояс (152 мм), 4-254х45 (в двух двухорудийных башнях с 229-мм броней), 8-178х45 (в каземате со 152-мм броней), 24-63,5х45, 8-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 12 торпед).
4. Броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин»: 4500/5000 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 16,0 узлов (скорость фактическая), неполный пояс по ватерлинии (до 229 мм), неполный верхний пояс (76,2 мм), 4-254х45 (в двух двухорудийных башнях со 178-мм броней), 6-120х45 (в каземате с 76,2-мм броней), 8-47, 12-37, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные, 8 торпед).
5. Башенные бронепалубные крейсера «Светлана», «Баян», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Олег», «Очаков», «Кагул»: 6500/6750 тонн (водоизмещение по проекту/фактическое), 22,0 («Светлана», «Баян», «Очаков», «Кагул») или 23,5 узла («Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Олег») (скорость фактическая), 35-мм палуба с 70-мм скосами, 8-178х45 (в четырех двухорудийных башнях со 127-мм (130-мм на «Светлане» и «Баяне») броней), 16-63,5х45, 2-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 4-450-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 12 торпед – кроме «Светланы», у которой все аппараты надводные).
6. Эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич», «Князь Потемкин-Таврический»: 12625/13000 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 18,0 узлов (скорость фактическая), полный пояс по ватерлинии (до 229 мм), неполный верхний пояс (152 мм), 4-330х37,5 (в двух двухорудийных башнях с 254-мм броней), 10-178х45 (в каземате со 152-мм броней), 24-63,5х45, 2-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 4-450-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 8 торпед).
7. Эскадренные броненосцы «Бородино», «Орел», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Слава»: 13750/14500 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 18,0 узлов (скорость фактическая), полный пояс по ватерлинии (до 229 мм), полный верхний пояс (до 152 мм), 4-330х37,5 (в двух двухорудийных башнях с 254-мм броней), 12-178х45 (в шести двухорудийных башнях со 152-мм броней), 12-120х45 (в казематах с 76,2-мм броней), 8-63,5х45, 2-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 4-450-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 8 торпед).
8. Бронепалубные крейсера «Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд»: 3125/3250 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 23,5 («Боярин», «Жемчуг», «Изумруд») или 25,5 («Новик») узла (скорость фактическая), 30-мм палуба с 50-мм скосами, 8-120х45, 6-63,5х45, 2-37, 2 пулемета, 4-450-мм т.а. (надводные, 8 торпед).
9. Минные заградители «Амур», «Енисей», «Нева», «Волга»: 2625/2750 т (водоизмещение по проекту/фактическое), 18,0 узлов (скорость фактическая), 12,7-мм палуба с 25,4-мм скосами, 2-120х45, 8-63,5х45, 2-37, 2 пулемета, 400 мин.
10. Миноносцы «150-тонного» типа (12 единиц): 150 т (водоизмещение по проекту), 26,0-27,0 узлов (скорость фактическая), 2-63,5х45, 2 пулемета, 1х2-450-мм т.а. (поворотный, 4 торпеды).
11. Миноносцы «250-тонного» типа (27 единиц): 250 т (водоизмещение по проекту), 26,5-27,5 узла (скорость фактическая), 4-63,5х45, 2 пулемета, 2х1-450-мм т.а. (поворотные, 4 торпеды).
12. Миноносцы «350-тонного» типа (29 единиц): 350 т (водоизмещение по проекту), 26,0-28,5 узла (скорость фактическая), 6-63,5х45, 2 пулемета, 2х1-450-мм т.а. (поворотные, 4 торпеды – у 6 миноносцев, построенных в Германии, 3х1-450-мм т.а. (поворотных) с боекомплектом из 6 торпед).
Перевооруженные (довооруженные) перед войной с Японией и во время боевых действий устаревшие корабли:
броненосные крейсера «Минин» и «Генерал-Адмирал» – по 4-178х45, 2-120х45, 4-63,5х45, 4-47, 8-37, 2-63,5-мм десантных, 2 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные, 4 торпеды);
броненосные крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» – по 4-178х45, 4-120х45, 8-63,5х45, 8-47, 8-37, 2-63,5-мм десантных, 2 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные, 4 торпеды);
бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» – 6-178х45, 8-63,5х45, 2-37, 4 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные, 4 торпеды);
броненосный крейсер «Память Азова» – 8-178х45, 6-63,5х45, 2-37, 4 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные, 4 торпеды);
канонерская лодка «Уралец» – 2-178х45, 4-63,5х45, 2-37, 2 пулемета;
эскадренные броненосцы «Наварин», «Император Николай I» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» – по 8-63,5х45 (довооружение);
броненосные канонерские лодки «Грозящий», «Гремящий», «Отважный», «Храбрый» и бронепалубный крейсера «Рында» – по 4-63,5х45 (довооружение).
Ключевые особенности реализации кораблестроительной программы в описываемом альт-мире в сравнении с реальностью:
1. Из-за секретности 330-мм пушек все корабли с данными орудиями строятся в России. При этом «Ретвизан» сооружается в новом каменном эллинге Балтийском заводе вместо реального «Громобоя», а «Цесаревич» в большом деревянном эллинге Нового адмиралтейства вместо «Авроры». Альтернативные «Аврору» и «Громобой» строит завод Крампа в Америке.
Башни ГК «Ретвизана» и «Князя Потемкина-Таврического» выпускают, как и в реальности, соответственно Металлический и Николаевский заводы, «Цесаревича» – Путиловский завод (вместо башен реальной «Победы»).
2. «Новик», «Аскольд» и «Богатырь», как и в действительности, строятся в Германии, «Светлана» и «Баян» – во Франции. Также во Франции (вместо Дании) строится по отдельному французскому проекту «Боярин», а в Германии – «Варяг» по проекту альтернативного «Богатыря».
8 башен 178-мм пушек у «Светланы» и «Баяна» французские, выполненные вместо всех башенных установок реальных «Баяна» и «Цесаревича» (2 двухорудийных 12-дюймовых, 2 одноорудийных 8-дюймовых и 6 двухорудийных 6-дюймовых).
16 башен «Аскольда», «Варяга», «Богатыря» и «Олега» – производства Обуховского завода (собственный проект), вместо того же числа реальных 6-дюймовых башенных установок «Полтавы», «Петропавловска», «Севастополя» и «Ростислава».
8 башен «Очакова» и «Кагула» – тоже производства ОСЗ, но уже по проекту Металлического завода, вместо аналогичного количества реальных башен «Богатыря», «Олега», «Очакова» и «Кагула» (в действительности 2 башни для «Богатыря» делал Металлический завод, а 6 для трех остальных крейсеров – Обуховский по проекту Металлического и в кооперации с ним).
3. Для всех трех броненосцев-крейсеров типа «Пересвет» башни ГК выполняет Металлический завод (лишнюю пару – вместо отобранного у него здесь заказа на башни для «Богатыря»).
Шесть ранних броненосцев с 330-мм орудиями не получают башен СК, уходящих в пользу башенных крейсеров. Производители башен ГК у них не меняются в сравнении с реальностью (для четырех кораблей – Металлический завод, для двух – Обуховский).
4. Башни ГК и СК здешних «бородинцев» – производства тех же заводов и в том же числе, что и в действительности. Только они более четко разделяются по предприятиям-строителям. «Адмиралтейские» «Бородино» и «Орел» получают башни Путиловского завода, а «балтийские» «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Слава» – Металлического.
При этом, как и все прочие здешние русские броненосцы, «бородинцы» являются гладкопалубными и ведут свою родословную от броненосцев типа «Полтава». Также они не имеют продольной противоминной переборки – вместо наличия таковой усилена артиллерия СК и ПМК.
С уважением. Стволяр.