1

 Представляю на ваш суд, коллеги, альтернативный вариант ТАВКР пр. 1143.3.

 

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

 

Итак, наша история (которой никогда не было) начинается летом 1975 г., когда с тогдашним секретарем ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым, курировавшим ВПК, случился инсульт. Вовремя предпринятые усилия медиков в сочетании с изначально крепким здоровьем не довели дело до скорбных мероприятий и урны в кремлевской стене, но на пост министра обороны СССР Дмитрий Федорович не попал по состоянию здоровья…

 По этой причине у командующего флотом СССР Сергея Горшкова не нашлось достаточно авторитетных оппонентов, когда он зимой 1975 г. поднял на ЦК поднял вопрос о несовершенстве перспективных советских авианесущих кораблей.

— Товарищи! — в частности сказал он, — Доколе?! Доколе мы будем без полноценных авианесущих кораблей, способных прикрыть с воздуха наши стратегические ракетные субмарины? Способные дополнить и вывести на новый качественный уровень ударные противоавианосные силы флота? Ведь наш новейший ТАВКР "Киев" при примерно одинаковом водоизмещении и размерениях с французскими авианосцами типа "Фош" (да что там "Фош"! с американскими "Орискани" тоже…) несет совершенно недостаточное по численности, и несоизмеримо худшее по характеристикам авиакрыло! КБ Яковлева обещает построить сверхзвуковую вертикалку Як-41 уже не первый год, но нет даже опытного образца! А ведь и американские, и французские корабельные самолеты способны нести в том числе ядерное оружие!

ЦК реально подахренело от такой перпективы, а поскольку Д.Ф. Устинов в это время отлеживался под капельницами и активно занимался ЛФК, то оппонировать оказалось некому, и принципиальное решение закладывать полноценные авианесущие корабли было принято.

Но, поскольку на стапелях Николаевского ССЗ в разной степени готовности находились корпуса двух систершипов "Киева" — соответственно пр. 1143 "Минск" и пр. 1143.3 "Новороссийск", было решено максимально использовать имеющийся задел по корпусам и механизмам.

Корабелы Невского ПКБ решили применить в глубокой модернизации наработки по проекту 1153 (авианесущий корабль водоизмещением 70 тыс. тонн  с авиакрылом в 50 ЛА и ракетным противокорабельным вооружением). 

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

Первоначально предполагалось за счет отказа от ПКР и ЗРК "Шторм" облегчить корабль и высвободить необходимые площади и энергерезервы. Основным вариантом старта предполагалось использовать запуск при помощи двух паровых  катапульт, правда военные моряки попросили учесть, что авианосец большую часть времени будет проводить в северных широтах, что сильно снизит эффективность этих самых паровых катапульт. Так что разработчики почесали репу, и решили ограничитьтся только одной катапультой, вместо второй использовать трамплин в носовой части корабля. В качестве основного корабельного самолета планировалось использовать корабельную версию МиГ-23К (шифр "Вихрь").

В итоге получилось вот чего:

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

ТТХ проекта были следующие:

Длина 280 м., ширина 52 м., осадка 9.42 м.

Водоизмещение полное должно было возрасти и составить 45 тыс. т., против 42.1 тыс. т. у исходного проекта.

Размерения подпалубного ангара были увеличены до 140 х 24.5 х 6.6 м. (но, кстати, теснота в ангаре все равно была изрядная, посему дежурное звено в составе 4-х самолетов и 2-х вертолетов приходилось постоянно держать на летной палубе, под чехлами), подьемников было установлено два — перед надстройкой малый, на 12 т. (для вертолетов), и позади надстройки, на 20 т., для самолетов. Нужно сказать, что конструкцию кормового подьемника потом неоднократно крыли непечатными словами и летчики и обслуживающий персонал: самолеты хранились в ангаре в положении вдоль бортов корабля с крыльями приведенными в максимальный угол стреловидности, поднимались в аналогичном положении, а потом еще разворачивались буксировщиком для последующего размещения на стартовой позиции. В дальнейшем это потребовало серьезной доработки данного оборудования на новых проектах.

Паровая катапульта позволяла поднимать в воздух взлетным весом до 18 т., размещалась на боковой летной палубе.

ГЭУ котлотурбинная, суммарной мощностью 180000 л.с. Электроэнергетическая система аналогична "киевской", управлялась автоматизированной системой "Терек-2".

Скорость полного хода составила 31.5 уз., экономичного 18 уз. 

Радиоэлектронное вооружение было представлено РЛС общего обнаружения и управления "Восход", "Фрегат-МА", а также радиолокационной системой "Привод". Данные от РЛС общего обнаружение вкупе со стрельбовыми РЛС обрабатывались БИУС "Лесоруб". Кроме "Привода" в навигации самолетов и обеспечении полетов использовались комплексы "Резистор" и комплекс управления авиацией "Тур-433". Также имелись 3 навигационные РЛС "Вайгач".

Связь обеспечивалась за счет комплекса "Тайфун" и станции космической связи "Кристалл".

 Вооружение: авиакрыло в составе 34 ЛА, в т.ч. 24 истребителя МиГ-23К "Вихрь".

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

Нужно сказать, что корабельную версию МиГ-23 (под обозначением МиГ-23А, шифр "Молния") начинали прорабатывать еще в начале 70-х.

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

В середине 70-х возможность взлета истребителя МиГ-23 с трамплина была подтверждена на наземном испытательном комплексе, имитировавшем летную палубу (а кроме этого, трамплинный старт весьма заинтересовал "сухопутчиков" на предмет возможности взлета самолетов фронтовой авиации с аэродромов подскока ограниченных размеров):

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

В перспективе планировалась (во время плановой модернизации) замена самолетом МиГ-23К на МиГ-29К.

Вертолетная группировка была представлена 10 вертолетами:  4 поисково-спасательными Ка-25 ПС, 2 Ка-25 РЦ и (ввиду отсутствия самолетов ДЛРО) вертолетами радиолокационного дозора и управления Ка-252 РД (впоследствие переименованными в Ка-27 РД) с адаптированным радиолокационным комплеком "Заслон-К" (оборудование РЛК "Заслон" с перехватчика МиГ-31 в сочетании с оборудованием обработки и распределения данных).

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

Ввиду увеличения размеров обтекателя нарушилась аэродинамика базовой машины, опять-же нарушилась продольная развесовка (даже несмотря на смещение оборудования управления и связи в хвостовую часть фюзеляжа, пришлось дополнительно размещать балласт в хвостовой балке). В общем получилось отнюдь не великолепно, но на тот момент это была единственная машина, способная обеспечить одновременное сопровождение 10 ЛА аппаратов вероятного противника и навести на них 4 своих самолета. Весьма ограничееный угол обзора радара (70 град. в носовой полусфере) компенсировали тактическим приемом — пара Ка-252 РД ходила над походным ордером "восьмеркой". Но в планах по строительству перспективного авианосца добавили пунктик о форсировании разработки палубного самолета ДЛРО.

Ну а поскольку места в ангаре под вертолеты ПЛО уже не осталось, предполагалось при формировании эскадры (к примеру для походов в Средиземное море) дополнять либо "Киевом", либо вертолетоносцем пр. 1123 ("Москва" или "Ленинград"). В результате флотские остряки обозвали такой походный ордер "Мы с Тамарой ходим парой…".

Ударное ракетное вооружение на корабли не устанавливалось, зенитное вооружение было представлено 4 ПУ ЗРК "Оса-М" с соответствующим количеством антенных постов СУО. Для того, чтобы хоть как-то обеспечить распределение целей при зенитной стрельбе использовали подсистему "Квартет", завязанную на общекорабельную БИУС. Система изрядно глючило, что добавило хохму: призванный на флот студент МГУ, которому доверили настройку и наладку "Квартета", электронные блоки обозвал соответсвенно Проказница Мартышка, Осел, Козел и Косолапый Мишка, намекая на соответствующую басню (мать у него было филологиней, кандидатскую по творчеству баснопица Крылова защитила). В дальнейшем ЗРК "Оса-М" в процессе модернизации были заменены на ЗРК "Кинжал", а для новых кораблей пришлось разрабатывать АСБУ с использованием единой шины данных.

Кроме это ПВО дополнялось 8 30 мм. АУ АК-630М, сведенных в 4 батареи.

Также установили ГАК "Платину" (на предложение разработчиков разместить на корабле ГАК "Полином" военные моряки поинтересовались: "А нафуа? Дальнобойных ПЛРК на корабле один хрен нема!" ), а с целью самообороны от вражеских торпед поставили два РБУ-6000 (по одному с каждого борта). Этим противолодочное вооружение корабля и ограничилось…

Несколько фотографий строящихся кораблей:

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск" Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

Ввиду того, что переработка проекта заняла некоторое время, "Минск" вошел в строй не в 1978, а в 1980-м году. "Новороссийск" вступил в строй в 1983 г.  

"Баку" при таких раскладах был заложен уже по новому проекту, 11435, вместе с систершипом "Ташкентом" (фактически тот-же пр. 11435, по которому в реальности был заложен "Тбилиси", но без ракетного вооружения).

Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера "Минск"

Следует еще добавить, что основным назначением авианесущих кораблей предполагалось выполнение боевых задач по прикрытию отечественных атомных ПЛ, вооруженных баллистическими ракетами, а также субмарин с ПКР в период их боевого развертывания (т.е. перехват вражеских патрульных и противолодочных самолетов). Кроме этого предполагалось использовать их для экспедиционных формирований в составе ТАВКР, вертолетоносца, 2-3 БПК пр. 1134Б (позднее в ордере дабавился РКР типа "Слава"), 1-2 АПЛ (как правило, одна торпедная пр. 671 РТМ и одна ракетная, пр. 675), плюс суда снабжения.

 

Вот такая вот фантазия на тему.

 

Исходные чертежи и цветные изображения кораблей взяты из номеров "Морской коллекции", соответственно посвященных ТАВКР "Киев" (http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_07/index.htm) и ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2005_07/index.htm).

Основная идея модернизации  и общекорабельные характеристики заимствованы от проекта индийского АВ "Викрамадитья" (экс-"Адмирал Горшков"), подробнее здесь  http://militaryrussia.ru/blog/topic-368.html , с этого-же сайта информация о авианесущем крейсере пр. 1153 и его изображение( http://militaryrussia.ru/blog/topic-360.html ) 

Изображение МиГ-23К взято из статьи "Крылья над морем", опубликованной в  журнале "Техника и вооружение"  (http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut09/WngODeck/WngODeck005.htm), исходное изображение Ка-27 — с сайта "Уголок неба" (www.airwar.ru).

Ч/б фотографии сторящихся авианосцев взяты на сайте "Военно-морская коллекция" (http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Carriers/TAKR_Proect_11435/main.html)

Не обошлось без помощи Гугла.

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account