Альтернативный вариант тяжелого авианесущего крейсера «Минск»
Представляю на ваш суд, коллеги, альтернативный вариант ТАВКР пр. 1143.3.
Итак, наша история (которой никогда не было) начинается летом 1975 г., когда с тогдашним секретарем ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым, курировавшим ВПК, случился инсульт. Вовремя предпринятые усилия медиков в сочетании с изначально крепким здоровьем не довели дело до скорбных мероприятий и урны в кремлевской стене, но на пост министра обороны СССР Дмитрий Федорович не попал по состоянию здоровья…
По этой причине у командующего флотом СССР Сергея Горшкова не нашлось достаточно авторитетных оппонентов, когда он зимой 1975 г. поднял на ЦК поднял вопрос о несовершенстве перспективных советских авианесущих кораблей.
— Товарищи! — в частности сказал он, — Доколе?! Доколе мы будем без полноценных авианесущих кораблей, способных прикрыть с воздуха наши стратегические ракетные субмарины? Способные дополнить и вывести на новый качественный уровень ударные противоавианосные силы флота? Ведь наш новейший ТАВКР "Киев" при примерно одинаковом водоизмещении и размерениях с французскими авианосцами типа "Фош" (да что там "Фош"! с американскими "Орискани" тоже…) несет совершенно недостаточное по численности, и несоизмеримо худшее по характеристикам авиакрыло! КБ Яковлева обещает построить сверхзвуковую вертикалку Як-41 уже не первый год, но нет даже опытного образца! А ведь и американские, и французские корабельные самолеты способны нести в том числе ядерное оружие!
ЦК реально подахренело от такой перпективы, а поскольку Д.Ф. Устинов в это время отлеживался под капельницами и активно занимался ЛФК, то оппонировать оказалось некому, и принципиальное решение закладывать полноценные авианесущие корабли было принято.
Но, поскольку на стапелях Николаевского ССЗ в разной степени готовности находились корпуса двух систершипов "Киева" — соответственно пр. 1143 "Минск" и пр. 1143.3 "Новороссийск", было решено максимально использовать имеющийся задел по корпусам и механизмам.
Корабелы Невского ПКБ решили применить в глубокой модернизации наработки по проекту 1153 (авианесущий корабль водоизмещением 70 тыс. тонн с авиакрылом в 50 ЛА и ракетным противокорабельным вооружением).
Первоначально предполагалось за счет отказа от ПКР и ЗРК "Шторм" облегчить корабль и высвободить необходимые площади и энергерезервы. Основным вариантом старта предполагалось использовать запуск при помощи двух паровых катапульт, правда военные моряки попросили учесть, что авианосец большую часть времени будет проводить в северных широтах, что сильно снизит эффективность этих самых паровых катапульт. Так что разработчики почесали репу, и решили ограничитьтся только одной катапультой, вместо второй использовать трамплин в носовой части корабля. В качестве основного корабельного самолета планировалось использовать корабельную версию МиГ-23К (шифр "Вихрь").
В итоге получилось вот чего:
ТТХ проекта были следующие:
Длина 280 м., ширина 52 м., осадка 9.42 м.
Водоизмещение полное должно было возрасти и составить 45 тыс. т., против 42.1 тыс. т. у исходного проекта.
Размерения подпалубного ангара были увеличены до 140 х 24.5 х 6.6 м. (но, кстати, теснота в ангаре все равно была изрядная, посему дежурное звено в составе 4-х самолетов и 2-х вертолетов приходилось постоянно держать на летной палубе, под чехлами), подьемников было установлено два — перед надстройкой малый, на 12 т. (для вертолетов), и позади надстройки, на 20 т., для самолетов. Нужно сказать, что конструкцию кормового подьемника потом неоднократно крыли непечатными словами и летчики и обслуживающий персонал: самолеты хранились в ангаре в положении вдоль бортов корабля с крыльями приведенными в максимальный угол стреловидности, поднимались в аналогичном положении, а потом еще разворачивались буксировщиком для последующего размещения на стартовой позиции. В дальнейшем это потребовало серьезной доработки данного оборудования на новых проектах.
Паровая катапульта позволяла поднимать в воздух взлетным весом до 18 т., размещалась на боковой летной палубе.
ГЭУ котлотурбинная, суммарной мощностью 180000 л.с. Электроэнергетическая система аналогична "киевской", управлялась автоматизированной системой "Терек-2".
Скорость полного хода составила 31.5 уз., экономичного 18 уз.
Радиоэлектронное вооружение было представлено РЛС общего обнаружения и управления "Восход", "Фрегат-МА", а также радиолокационной системой "Привод". Данные от РЛС общего обнаружение вкупе со стрельбовыми РЛС обрабатывались БИУС "Лесоруб". Кроме "Привода" в навигации самолетов и обеспечении полетов использовались комплексы "Резистор" и комплекс управления авиацией "Тур-433". Также имелись 3 навигационные РЛС "Вайгач".
Связь обеспечивалась за счет комплекса "Тайфун" и станции космической связи "Кристалл".
Вооружение: авиакрыло в составе 34 ЛА, в т.ч. 24 истребителя МиГ-23К "Вихрь".
Нужно сказать, что корабельную версию МиГ-23 (под обозначением МиГ-23А, шифр "Молния") начинали прорабатывать еще в начале 70-х.
В середине 70-х возможность взлета истребителя МиГ-23 с трамплина была подтверждена на наземном испытательном комплексе, имитировавшем летную палубу (а кроме этого, трамплинный старт весьма заинтересовал "сухопутчиков" на предмет возможности взлета самолетов фронтовой авиации с аэродромов подскока ограниченных размеров):
В перспективе планировалась (во время плановой модернизации) замена самолетом МиГ-23К на МиГ-29К.
Вертолетная группировка была представлена 10 вертолетами: 4 поисково-спасательными Ка-25 ПС, 2 Ка-25 РЦ и (ввиду отсутствия самолетов ДЛРО) вертолетами радиолокационного дозора и управления Ка-252 РД (впоследствие переименованными в Ка-27 РД) с адаптированным радиолокационным комплеком "Заслон-К" (оборудование РЛК "Заслон" с перехватчика МиГ-31 в сочетании с оборудованием обработки и распределения данных).
Ввиду увеличения размеров обтекателя нарушилась аэродинамика базовой машины, опять-же нарушилась продольная развесовка (даже несмотря на смещение оборудования управления и связи в хвостовую часть фюзеляжа, пришлось дополнительно размещать балласт в хвостовой балке). В общем получилось отнюдь не великолепно, но на тот момент это была единственная машина, способная обеспечить одновременное сопровождение 10 ЛА аппаратов вероятного противника и навести на них 4 своих самолета. Весьма ограничееный угол обзора радара (70 град. в носовой полусфере) компенсировали тактическим приемом — пара Ка-252 РД ходила над походным ордером "восьмеркой". Но в планах по строительству перспективного авианосца добавили пунктик о форсировании разработки палубного самолета ДЛРО.
Ну а поскольку места в ангаре под вертолеты ПЛО уже не осталось, предполагалось при формировании эскадры (к примеру для походов в Средиземное море) дополнять либо "Киевом", либо вертолетоносцем пр. 1123 ("Москва" или "Ленинград"). В результате флотские остряки обозвали такой походный ордер "Мы с Тамарой ходим парой…".
Ударное ракетное вооружение на корабли не устанавливалось, зенитное вооружение было представлено 4 ПУ ЗРК "Оса-М" с соответствующим количеством антенных постов СУО. Для того, чтобы хоть как-то обеспечить распределение целей при зенитной стрельбе использовали подсистему "Квартет", завязанную на общекорабельную БИУС. Система изрядно глючило, что добавило хохму: призванный на флот студент МГУ, которому доверили настройку и наладку "Квартета", электронные блоки обозвал соответсвенно Проказница Мартышка, Осел, Козел и Косолапый Мишка, намекая на соответствующую басню (мать у него было филологиней, кандидатскую по творчеству баснопица Крылова защитила). В дальнейшем ЗРК "Оса-М" в процессе модернизации были заменены на ЗРК "Кинжал", а для новых кораблей пришлось разрабатывать АСБУ с использованием единой шины данных.
Кроме это ПВО дополнялось 8 30 мм. АУ АК-630М, сведенных в 4 батареи.
Также установили ГАК "Платину" (на предложение разработчиков разместить на корабле ГАК "Полином" военные моряки поинтересовались: "А нафуа? Дальнобойных ПЛРК на корабле один хрен нема!" ), а с целью самообороны от вражеских торпед поставили два РБУ-6000 (по одному с каждого борта). Этим противолодочное вооружение корабля и ограничилось…
Несколько фотографий строящихся кораблей:
Ввиду того, что переработка проекта заняла некоторое время, "Минск" вошел в строй не в 1978, а в 1980-м году. "Новороссийск" вступил в строй в 1983 г.
"Баку" при таких раскладах был заложен уже по новому проекту, 11435, вместе с систершипом "Ташкентом" (фактически тот-же пр. 11435, по которому в реальности был заложен "Тбилиси", но без ракетного вооружения).
Следует еще добавить, что основным назначением авианесущих кораблей предполагалось выполнение боевых задач по прикрытию отечественных атомных ПЛ, вооруженных баллистическими ракетами, а также субмарин с ПКР в период их боевого развертывания (т.е. перехват вражеских патрульных и противолодочных самолетов). Кроме этого предполагалось использовать их для экспедиционных формирований в составе ТАВКР, вертолетоносца, 2-3 БПК пр. 1134Б (позднее в ордере дабавился РКР типа "Слава"), 1-2 АПЛ (как правило, одна торпедная пр. 671 РТМ и одна ракетная, пр. 675), плюс суда снабжения.
Вот такая вот фантазия на тему.
Исходные чертежи и цветные изображения кораблей взяты из номеров "Морской коллекции", соответственно посвященных ТАВКР "Киев" (http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_07/index.htm) и ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2005_07/index.htm).
Основная идея модернизации и общекорабельные характеристики заимствованы от проекта индийского АВ "Викрамадитья" (экс-"Адмирал Горшков"), подробнее здесь http://militaryrussia.ru/blog/topic-368.html , с этого-же сайта информация о авианесущем крейсере пр. 1153 и его изображение( http://militaryrussia.ru/blog/topic-360.html )
Изображение МиГ-23К взято из статьи "Крылья над морем", опубликованной в журнале "Техника и вооружение" (http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut09/WngODeck/WngODeck005.htm), исходное изображение Ка-27 — с сайта "Уголок неба" (www.airwar.ru).
Ч/б фотографии сторящихся авианосцев взяты на сайте "Военно-морская коллекция" (http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Carriers/TAKR_Proect_11435/main.html)
Не обошлось без помощи Гугла.