Альтернативный танк Объект 280 «Комсомолец». СССР

0

С лёгкой руки коллеги Тангстена (очень рад что он вернулся) узнал о конкурсе на лучший АИ танк на форуме WoT. Естественно, машинам с этого конкурса самое место у нас на сайте. Вот я и буду их потихоньку размещать. А свой проект коллега Тангстен обещал разместить чуть попозже, когда доработает статью. Кстати приглашаю всех форумчан проголосовать за нашего коллегу – ссылка выше. Его танк под номером 54 (ссылка на голосование размещена выше).

В 1962 году Главным автобронетанковым управлением Советской Армии были разработаны новые тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить танк Т-10М. Таким должен был стать тяжелый танк «объект 280». Данную машину разработали в КБ Арза­мас­ского секретного танкового завода под руководством В.А. Волкова – главного конструктора. Были использованы наработки и опыт создания таких машин, как Объект 277, Объект 278, Объект 770. На вооружение танк не принимался и был изготовлен в единственном опытном экземпляре.

Главной целью проекта было усиление бронезащиты танка и огневой мощи путём создания новой башни и установки орудия М-65,а также усиления лобовых деталей корпуса.

Альтернативный танк Объект 280 «Комсомолец». СССР

Корпус танка выполнялся из катаных и штампованных броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Верхняя лобовая деталь достигала толщины 140 мм, борта выполнялись из верхних наклонных и нижних прямых деталей толщиной 180 мм в верхней части и 100 мм в нижней. Башня была цельнолитой, с переменными углами наклона и толщиной стенок, которая в лобовых частях достигала 290 мм (угол наклона – 30 градусов). Стык башни и корпуса защищался. Для монтажа оптического прицел-дальномера лобовую часть башни расширили, а корму удлинили для установки полуавтоматического механизма заряжания и более рационального размещения боекомплекта. Крыша башни в фронтальной части достигала 90 мм. Это во многом продуманное решение хоть и увеличило вес танка, но защитило его от беспрепятственного пробивания кумулятивными гранатами, что часто происходило в городских условиях боя, приводившего к потерям.

Вооружение опытного танка «Объект 280» состояло из 130-миллиметровой пушки М-65 и 14,5-мм пулемета КПВТ, спаренного с ней. Спаренная установка оснащалась двухплоскостным стаби­ли­затором «Гроза», а также механизированной боеукладкой с электромеханическим досылателем, которое обеспечивало скорострельность 6-8 выстр/мин, и автоматизированной системой наведения. У наводчика имелись прицел-дальномер ТПД-2М, ночные и дневные приборы наблю­дения и прицеливания (ночной прицел ТПН). Боекомплект пушки состоял из 45 выстрелов, 20 из которых находились в башне в механизме заряжания. Боекомплект пулемета – 250 патронов.

Силовая установка танка составляла 1000-сильный двигатель. 10-цилиндровый, двухрядный, четырехтактный дизельный ДТН-10 с водяным охлаждением, наддувом от компрессора и вертикальным расположением цилиндров устанавливался в кормовой части перпендикулярно продольной оси танка

Альтернативный танк Объект 280 «Комсомолец». СССР

 

Разрезной макет дизеля ДТН-10

В ходовой части применялись гидропневматическая подвеска, гусеницы с открытым металлическим шарниром и гидравлический механизм натяжения гусениц, На каждый борт приходилось по 6 опорных катков большого диаметра, имеющих внутреннюю амортизацию. Ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами было расположено сзади. Особенностью конструкции гусеничного движителя было отсутствие поддерживающих катков.

Также «Объект 280» был оборудован противоатомной защитой, термодымовой аппаратурой, автоматической противопожарной системой, ночными приборами, а также системой обогрева обитаемых отделений. Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-115М, внутренняя — танковым переговорным устройством Р-125С.

Альтернативный танк Объект 280 «Комсомолец». СССР

Тактико-технические характеристики опытного тяжелого танка «Объект 280»:

Боевая масса – 57,5 тонн;
Экипаж – 4 человека

Габаритные размеры:
Длина с пушкой вперёд – 12145 мм;
Длина корпуса – 7590 мм;
Ширина корпуса 3400 мм
Высота – 2420 мм;
Клиренс – 430 мм;

Бронирование:
Тип брони – литая, катаная;
Бронирование:
Лоб корпуса (верх) – 140 мм /110 мм/85 мм ;
Лоб корпуса (низ) – 150 мм ;
Борт корпуса (верх) – 180 мм ;
Борт корпуса (низ) – 100 мм ;
Лоб башни – 290 мм /180 мм /90 мм ;
Борт башни – 240 мм /180 мм/80 мм;

Вооружение:
Марка и калибр пушки – М-65, 130 мм;
Тип пушки – нарезная;
Длина ствола – 59 калибров;
Боекомплект пушки – 45
Прицелы ТДПС, ТПН-1
Пулемёт – КПВТ калибра 14,5 мм;

Двигатель – дизельный ДТН-10

Максимальная мощность 1000 л.с. (735 кВт)

Максимальная скорость по шоссе – 55 км/ч;
Запас хода по шоссе – 300 км;
Преодолеваемые препятствия:
– подъём – 35 град.;
– брод – 1,0 м.

После затянувшихся госиспытаний 1966 года «Комсомолец» (как его называли конструкторы) был секретно отправлен во Вьетнам, где недавно разгорелся конфликт. Там его хотели опробовать против новеньких американских М48А3, которые так сильно хвалили на Западе.

Из воспоминаний наводчика – старшего лейтенанта Мартиросяна Б.В:

Первое столкновение нашего «Комсомольца» с 48-ми произошло в джунглях близ Дананга. Тогда американцы подходили под покровом ночи к укреплениям северовьетнамских военных. Но уже на подступах к базе встретили жесточайшее сопротивление вьетнамцев и нашего экипажа. От вспышек взрывов и пламени было светло будто днём, поэтому ночные приборы использовать не пришлось. Американцы наступали, не зная, что им предстоит воевать с совершенно новым противником, нежели с «дедовскими» Т-34-85. Первый Паттон появился около южного моста пересекавшего реку, наш танк под командованием старшего лейтенанта Алексея Сподина навёл орудие в лобовую часть М48 (нужно было испытать пробивные качества орудия), через несколько секунд М-65 произвела точный выстрел. Следует отметить, что расстояние до Паттона было приличное, около 1500 метров. На таком расстоянии танк успешно поразил цель, американцу зацепило боеукладку, после чего она сдетонировала, озарив всё вокруг. Второй М48 и лёгкий М41 ворвались с тылу и, не заметив «Комсомольца», ринулись в подмогу окружающим базу американцам. Через минуты 3-4, переждав, пока «Джоны» и «Майклы» отъедут на приличное расстояние, не упуская их силуэты из перископа, механик-водитель Хахалев по приказу командира завёл двигатель и потихоньку поехал за ними. После нескольких сотен метров наш танк замаскировался в зарослях и стал наводиться на М41, который ехал перед Паттоном. Произведя успешный выстрел, лейтенант Сподин поторопил заряжающего, молодого лейтенанта Никиту Мезина, чтобы тот быстрее тащил очередной бронебойно-трассирующий снаряд. «М48 вращает башню в нашу сторону!» – воскликнул я. Заряжающий ускорил свои действия, но всё же американский танк успел выстрелить. По броне танка ударила болванка, которая принесла с собой только скрежет брони и ничего более. Очередной раскат дала М-65, и тут же М48 распрощался со своей башней. Можно было считать, что бой был окончен, так как закопанные ПТ-76 и Т-34-85 отбили всё желание американской пехоты захватить точку северян. А оставшиеся М48 и бронетранспортёры М113 отступили, медленно сдавая назад. Можно было сказать точно, что американцы в этом бою понесли большие потери…

(…) Ещё пару раз «Комсомольца» применяли на подступах к Сайгону, там «Объект 280», заняв хорошую позицию на холме, беспрепятственно расстреливал наступающих американцев, получив множественные попадания в броню – в основном рикошеты от щучьего носа и безрезультатные попадания в толстую башню. Были повреждения гусениц и триплексов.

Из-за выдающихся характеристик, размеров и прочной брони танк получил во Вьетнаме прозвище «Envoy tối», что означало «Тёмный посланник».

Вывод: В боевых условиях танк показал хорошие результаты, но Советское Танковое командование отказалось от тяжёлых танков как от класса, отдав предпочтение более мобильным машинам – ОБТ, сочетавшим в себе лучшие качества, как от тяжёлых, так и от средних танков.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account