Альтернативные корабли типа «Дойчланд». Альтернативы боя
Альтернативные корабли типа «Дойчланд». Альтернативы боя
13 декабря 1939 года, противники в этих южных атлантических водах обнаружили друг друга практически одновременно. Вот только для командора Хэрвуда, эта встреча теперь (ключевое слово теперь) не была сюрпризом. Он к ней готовился, и смог убедить командование, что немецкий рейдер будет именно здесь, поэтому и решил сосредоточить свою эскадру именно у берегов Южной Америки.
Однако, как оказалось, что-то пошло не совсем так, как планировалось…
Сейчас, соотношение сил не оставляло немецкому рейдеру шансов на победу – 2 тяжелых («Камберленд» и «Экстер») и 2 легких крейсера («Аякс» и «Ахилес») – 14 203-мм и 16 152-мм орудий (общий вес залпа 13006 кг) против одного немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шпее», имеющего 6 283-мм и 8 150-мм (общий вес залпа 7040 кг).
Вот только, первоначально, Хэрвуд замышлял схватку в стиле охоты на медведя. Английские крейсера держались бы на большой дистанции, иногда делали бы рывки, отходили бы, вынуждая «Адмирала Шпее» постоянно переносить огонь с одного противника, на другого. А тем временем, подходят охотники – линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Роял».
Но, на авианосце неожиданно (???) внезапно (!!!), необъяснимо (КАК???) возникли проблемы с машиной (ну как простое указание координат куда должен идти авианосец приведёт к поломке – этого вроде как Хэрвуд понять не мог). С «Ринауном» вышло и проще, и хуже – переданные координаты оказались с ошибкой (и снова вопрос, как так можно было ошибиться – проблема с радио, радистом, или в деле другой попаданец?!).
С другой стороны, у него было 4 крейсера, и теперь лучшим решением была стремительная атака. Надо отдать должное немцам, они сопротивлялись изо всех сил, смогли повредить «Аякс» (хотя из боя крейсер не вышел), но исход сражения был предрешен. На близкой дистанции, сначала сказалось преимущество англичан в скорострельности их орудий, ну а затем и торпед. Немецкий крейсер постепенно терял огневую мощь, а затем и плавучесть…
В последствии «Камберленд» и «Ахилес» были переведены на Тихий океан (при этом, «Камберленд» потопил еще и вспомогательный немецкий крейсер «Карморан»). В феврале 1942 года, состоялась битва в Яванском море, в которой сводная англо-американо-голландский эскадра добилась победы разгромив японскую эскадру и сорвав высадку десанта…
История пошла по новому пути.
Гораздо лучшему, чем была….
Все началось с того, что у англичан было только три крейсера («Экстер», «Аякс» и «Ахилес»), и вместо сближения, они выбрали бой на дальней дистанции (причем они и не собирались дожидаться «Ринаун»). Последствия такого решения не замедлили сказаться: сказались преимущества немцев в мощности и дальности стрельбы их крупнокалиберных орудий. Сначала был тяжело поврежден (взорвалась вторая носовая башня), и позднее затонул тяжелый крейсер «Экстер». Затем, немцы не пытаясь охотиться за двумя зайцами, сосредоточили огонь из всех орудий на легком крейсере «Ахилес» — и его знаменитая пята не замедлила сказаться. «Греческий герой» получил попадания в кормовую часть, потерял ход…с закономерными печальными последствиями…
«Аякс», понимая, что дальнейший бой грозит лишь очередной потерей английского корабля, благоразумно выходит из боя (хотя в последствии были и те, которые утверждали, что английский капитан струсил).
Несмотря на то, что «Аякс» вышел из боя, преследование немецкого корабля он не бросил, держась в отдалении. Держался естественно он не просто так – исправно передавал координаты, где находится он и/или немецкий крейсер. Дальше все зависело от удачи – координаты известны и к ним спешат английские «Камберленд», «Ринаун» и «Арк Роял», но и океан большой, погода не постоянная, дальность крейсеров различна; в общем немецкий крейсер вполне мог бы как оторваться от противника, так и погибнуть…
Однако, капитан Лангсдорф не полагался на удачу: под покровом ночи, он развернул «Шпее» и направился туда, где, по его мнению, мог быть «Аякс». Хотя ночной бой и следует отнести к удаче (на «Аяксе» предпочли изменить курс, и были готовы к бою, но немцы первыми нашли и первыми удачно атаковали англичан), суть не изменилась — «Аякс» был потоплен.
Новый Коронель был символическим (Адмирал Шпее и «Адмирал Шпее», разгром англичан), но новыми Фолклендами он не стал — немецкий крейсер, хоть и с трудом, но вернулся в Германию.
Великобритания прилагает большие усилия что бы утопить злосчастный рейдер, и это удаётся сделать в апреле. Линкор «Уорспайт», при поддержке эсминцев потопил «Шпее» в Нарвике. Вот только сам «Уорспайт» оказывается тяжело поврежден в ходе боя (основные повреждения все же нанесла подводная лодка U-46), и так и остался в Нарвике. Как оказалось навсегда – уже немецкая авиация (и опять же подводные лодки) не дали английскому линкору прорваться (но вот выйти в море и утонуть под британским флагом они помешать не смогли).
Однако, английские неприятности только начинаются – летом 40-года на английские коммуникации выходят новые немецкие рейдеры.
А 1941 год, приносит новые неудачи.
Сначала бой в датском проливе, когда с одной стороны англичане не пустили немцев («Бисмарк», «Огейн и «Хиппера») в Атлантику, но с другой стороны контр-адмирал Лангсдорф утопил «Худ» и «Принц Уэльский». А затем, по осени, немцы, собрав флот отправились в Атлантику во второй раз. При этом, англичане стали проигрывать уже и итальянцам – около мыса Мапатан. Ну а в 1942 году, уже и японцы показали, что могут топить флот Владычицы морей – одержав победы у Куантана и в Яванском море…
***
— Дорогой, а разве не было способа по-проще? Например, немцы вместо фугасных снарядов используют сначала полубронебойные, это приводит к тому, что «Экстер» сражается дольше. При этом, англичане смогли ранить / контузить Лангсдорфа, и он не совсем адекватно оценивает обстановку. Вместо сосредоточения огня, он напротив его распределяет и не топит ни одного противника. Даже «Экстера»! Потом, учитывая повреждения и пережитый ужас, Лангсдорф принимает решение затопить корабль.
Ох уж эти женщины, что они понимают в морском деле!