Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

0

 1943г. СССР.

 

Летом 1943 года, были успешно завершены испытания ОСА-76. Машина была принята на вооружение. В сентябре завод №38, выпустил 15 предсерийных ОСА, 12 штук были отправлены на войсковые испытания в фронтовые части 1-го и 2-го Украинских фронтов. 2 ОСА-76 были переданы на испытательный полигон НКАП для изучения возможностей их авиационной транспортировки в интересах ВДВ.

Учитывая, что себестоимость и трудоемкость производства двух ОСА, была равна аналогичным затратам на производство одной СУ-76 при почти равной боевой эффективности,к началу 1944 года, СУ-76 была снята с производства и все заводы перешли на выпуск ОСА.

Советская армия к концу Великой войны, стала самой моторизированной в мире.

Общий выпуск ОСА и всех ее модификаций за всю историю, составил около  120 000 единиц. Сделав ОСА-самой массовой и популярной бронемашиной в мире.

 

 

 

Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

Фронтовики встретили ОСА с восторгом, испытания прошли на-отлично.

 

Учитывая высочайшую потребность армии в подобных машинах, приказом ГКО СССР от 12.10.43 г. производство ОСА-76 развернули на нескольких заводах НКТП, в замен сворачиваемого производства танков Т-70. Для ускорения поставки ОСА-76 в войска, на начальном этапе, шасси ОСА поставлялись без орудий в армейские рембаты, где в них монтировались штатные ЗИС-3, изъятые из армейских подразделений. Срочно было организовано переучивание водителей грузовиков в механиков -водителей ОСА-76.

 

ОСА-76, поступали в первую очередь в артиллерийские дивизионы гвардейских мотострелковых и механизированных бригад . Три батареи по 4 орудия ОСА-76. С лета 1944г. в артиллерийских дивизионах гвардейских стрелковых дивизий и бригад. В воздушно-десантных бригадах.

 

Модификации ОСУ-76.

 

 

 Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

ОСА-57.

Создана на базе ОСУ-76, путем установки 57- мм противотанкового орудия ЗИС-2. Боезапас- 42 снаряда.

 

 Для компенсации энергии выстрела мощной 57- мм пушки, орудие было оснащено реактивным дульным тормозом с эффективность 40% , а шасси ОСУ получила складные упоры, установленные в корме корпуса. Огонь с хода строго не рекомендовался, но естественно, что в боевых условиях допускался.

 

 

В составе истребительно-противотнковых артиллерийских бригад РГК . Три полка по шесть четырех орудийных батарей ОСА-57. С 1945 года в 12 бригадах один полк был перевооружен на ОСА-100.

 

В составе истребительно-противотнковых артиллерийских дивизионов, гвардейских мотострелковых и механизированных, стрелковых дивизий и бригад. В воздушно-десантных бригадах.

 

Зарекомендовала себя, как одно из лучших противотанковых средств  Второй мировой войны.

 

Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе. 

 

 

ОСА-З

 

 

Самоходный зенитный 12,7 мм пулемет ДШК. Боезапас- 1000 патронов. Возможна установка пулемета в вырезе лобовой бронепилты рубки. Предусмотрен легкий демонтаж пулемета и возможность ведения огня вне транспортера, стандартный зенитный станок в комплекте.

 

 

В составе зенитно- артиллерийских дивизий РГК, армейских зенитно- артиллерийских полков и зенитно-пулеметных ротах гвардейских  мотострелковых, механизированных и воздушно-десантных бригад.

 

 

ОСА-Т

 

 

Универсальный транспортер.

 

 

Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

 

Самоходный 82-мм миномет. Боезапас – 40 мин.Вооружение – 1 пулемет ДП-27. Предусмотрен легкий демонтаж миномета и возможность ведения огня вне транспортера. Стандартные сошки и плита в комплекте.

 

 В минометных дивизионах гвардейских мотострелковых и механизированных, воздушно-десантных   бригад.

 

 

Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

 

Применялся, как транспортер 120- мм миномета. Возимый боезапас-30 мин.

 

 

В составе моторизованных минометных полков РГК (36 шт.), артиллерийских дивизиях прорыва ( 108 шт.).

 

 

В минометных дивизионах гвардейских мотострелковых и механизированных, воздушно-десантных бригад.

Использовался, как транспортер боеприпасов в составе артиллерийских и минометных дивизионов ОСА-76/57.

 

 

Применялся, как ПНП авиа-наводчиками и артиллерийскими корректировщиками, саперами, вывозил раненых с поля боя.

 

В войсках, получил прозвища “оса-трудяга”,“гусеничный виллис”и “везде пройдет”.

 

 

ОСА-БМ-8-24

 

 

 

 Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

 

ОСА-БТР-43

 

 

 

 Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

 

Большой интерес к ОСА проявило и ГВИУ РККА. По их требованию, на заводе №38, на базе ОСА-Т был создан легкий БТР. Получивший расширенный бронекорпус, с дверью в корме и бортовые лючки для стрельбы из личного оружия. Вооружение один пулемет ДШК или СГ-43.

 

Поступал на вооружение моторезированых штурмовых инженерно-саперных бригад (ШИСБр РВГК).

 

 

ОСА-БТР-44

 

 

 

Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

 

При оценке боевого применения машин ОСА на фронте и особенно успешного дебюта БТР-43 в частях ШИСБр, армейцы инициировали создание нового БТР рассчитанного на 6 человек десанта. Машина была создана в рекордно короткие сроки, удлинением базы ОСА на один каток и удлиненого бронекорпуса по типу БТР-44. Поступила на вооружение в части ШИСБр и мотопехотные гвардейские корпуса.

Со временем, стала основным легким БТР в СА. Прошла несколько модернизаций.

На универсальной базе ОСА-БТР-44, было создано много специальных  боевых машин и носителей вооружения. Находилась на вооружении армии и флота СССР до 1960 г. В ВДВ до 1965г. В армиях союзников до сих пор.

Выпускалась и конверсионная, гражданская небронированная версия многофункционального вездехода “ПЧЕЛКА”. Которая, за свою надежность и не прихотливость, сыскала, себе славу во всех труднодоступных уголках мира, от полюса до полюса. 

 

 

ОСА-100

 

 

 

Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.

 

 


ОСА-БТР-44 с установленной 100 мм противотанковой пушкой БС-3. Самое мощное противотанковое орудие сухопутных войск РККА (Бронепробиваемость снаряда на дальности в 900 м – 160 мм). На фронте с конца 1944г. Поставлено 585  единиц. В составе отдельных полков истребительно-противотнковых артиллерийских бригад РГК.

 

Не смотря на то, что шасси было несколько перегружено, ОСА-100,  обладала, приемлемой проходимостью и маневренностью. Прекрасно зарекомендовала себя как эффективное средство борьбы с тяжелыми танками и САУ, многократно усилив  ПТО войск.  

 

 

 На фронте получила прозвища “слонострел”, “мини Элефант” и “ОСА с царь-пушкой”.

В некоторых странах пройдя модернизацию, до сих пор стоит на вооружении.

 Моторный агрегат ГАЗ порой свободно "нарабатывал" 400 моточасов и более и при этом часто не требовал ремонта.

В эксплуатации они были очень неприхотливы, просты в освоении личным составом, подвижны и маневренны во время маршей. Несмотря на то, что максимальная скорость ОСА была ниже, чем у Т-34, благодаря более удачному распределению передач подвижность ОСА была выше, чем большинства иных танков и САУ.

 Но главное преимущество ОСА было в том, что она позволяла решать практически все задачи, которые только можно было придумать для дивизионной и противотанковой пушки, обладая при этом более устойчивой базой и высочайшей маневренностью. В умелых руках ОСА на Днепре, под Кенигсбергом, в Берлине и на Карельском перешейке двумя-тремя выстрелами прямой наводкой попадали снарядом в амбразуру ДОТ и ДЗОТ.

 

 На "линии Кароля" в Румынии ОСА-76 проявили себя как прекрасные "кочующие батареи" для проведения артналетов и контрбатарейной борьбы, так как ОСА-76 могла вести огонь даже с закрытых позиций по установкам полевой артиллерии, причем командиры легких ОСАУ имели в среднем лучшую артиллерийскую подготовку, чем командиры СУ-85, которых учили "по-танковому".

 В Венгрии, за Тиссой ОСА-76 прикрывали плацдарм от яростных атак мадьярской пехоты и конницы, ведя губительный огонь шрапнелями, поставленными "на картечь". А уж в навыке сбивать немецкие пулеметы, обстреле живой силы и т.д. равных ей не было.

 Количество уничтоженных вражеских танков и САУ, расчетами ОСА-57- доподлинно не известно. Но оно очень велико. Расчеты ОСА-57 смело вступали в схватки с тяжелыми Пантерами, Тиграми и Королевскими тиграми, успешно уничтожая более сильного и бронированного противника.

 Конструкторы КБ завода №38 инженеры Чирков и Мизонов, за разработку ОСА, были отмечены орденами и премиями. Главный инженер Щукин получил Сталинскую премию и Звезду Героя Советского Союза.

 С уважением,

Сергей Сыч

 Рисунки: Сергей Сыч

 

 
 
 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account