Альтернативная БМД — 1 и БМД-2

0

В конце 1960-х годов, с появлением и широким распространением тактического ядерного оружия, встала задача максимально быстрого и эффективного использования результатов ядерного и огневого поражения противника. Одним из ключевых инструментов выполнения этой задачи становились Воздушно-десантные войска, оснащенные бронированными транспортно-боевыми машинами, обеспечивающими транспортировку десантников, ведение ими боя на зараженной местности без спешивания, а так же борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. По концепции новая боевая бронированная машина для воздушно-десантных войск была аналогична принятой на вооружение Сухопутных войск боевой машине пехоты БМП-1. Разработка новой боевой машины была начата в 1969 году в КБ Волгоградского тракторного завода, а в 1971 году она была принята на вооружение Воздушно-десантных войск Советской Армии под обозначением БМД-1.

Альтернативная БМД - 1 и БМД-2

БМД-1 представляет собой боевую бронированную гусеничную плавающую машину, десантируемую парашютным и посадочным способом самолетами военно-транспортной авиации и посадочным способом тяжелыми транспортными вертолетами. Боевой расчет (экипаж и десант) машины составляют 7 человек: командир, механик-водитель, наводчик-оператор и четыре десантника.

Корпус представляет собой коробчатую конструкцию, имеющую в поперечном сечении Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами, сужающимися в носовой части, сваренную из листов алюминиевого сплава АБТ-101. Лобовые листы имеют большие углы наклона, бортовые и кормовые листы вертикальные. Коническая низкопрофильная башня сварена из стальных броневых листов. Бронирование корпуса и башни обеспечивает круговую защиту от пуль калибра 7,62-мм, а в лобовой проекции от пуль калибра 12,7-мм. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.

Внутреннее пространство машины условно делится на два отделения боевое и моторно-трансмиссионное. В носовой части боевого отделения оборудованы рабочие места механика-водителя, командира и пулеметчика над каждым из которых имеется люк. Сиденье механика-водителя позволяет занимать положения по-боевому и по-походному. В средне части боевого отделения расположена башня с подбашенной корзиной, в которой установлено основное вооружение машины и оборудовано рабочее место наводчика-оператора, над которым имеется люк. В задней части боевого отделения размещены места трех стрелков для посадки и высадки, которых служит кормовой люк. Все рабочие места расчета оборудованы перископическими приборами наблюдения ТНПО-170. При вождении машины в ночных условиях на рабочем месте  механика-водителя устанавливается ночной перископический активно-пассивный прибор наблюдения ТВНЕ-4. Для увеличения дальности видения используется фара с инфракрасным фильтром. Рабочие места командира и пулеметчика дополнительно оборудованы перископическими приборами наблюдения-прицелами ТНПП-220.

Основное вооружение включает 73-мм гладкоствольную полуавтоматическую пушку 2А28 «Гром». Боекомплект состоит из 40 унитарных активно-реактивных выстрелов ПГ-15В с кумулятивными боевыми частями, размещенных в механизированной боеукладке по периметру подбашенной корзины. Спаренный с орудием 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект 2000 патронов. Максимальные углы наведения установки в горизонтальной плоскости 360° в вертикальной плоскости от −5 до +30°. Наведение установки осуществляется электромеханическим приводом со скоростью наведения установки до 20° в секунду в горизонтальной и до 6° в секунду в вертикальной плоскости, или дублирующим ручным приводом. Наведение установки на цель осуществляется при помощи комбинированного перископического прицела ТПН22М1 «Щит». Для поражения бронированных целей машина оснащена ПТРК 9К11 «Малютка» который  включает: пусковую установку, управляемые ракеты 9М14 и аппаратуру управления 9С428. Боекомплект три ракеты, заряжание пусковой установки производится вручную.

Ходовая часть содержит по пять опорных и четыре поддерживающих односкатных полых катка с резиновыми бандажами. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса от 110 до 450 мм и натяжения гусениц, управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.

В МТО расположены V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 мощностью 240 л.с. с эжекционной системой охлаждения в которую, включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения, трансмиссия с обслуживающими их системами и два водометных движителя. Главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота объединены с двигателем в одном силовом блоке. Топливная система включает в себя три расположенных в моторно-трансмиссионном отделении бака общей емкостью 280 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 500 км. Движение и управление машиной на плаву обеспечивается двумя водометами размещенными в кормовой части корпуса по бортам машины. Крутящий момент к ним передается от коробки передач через коробки отбора мощности и редукторы водомета. При движении на плаву поднимается волноотражательный щит и выдвигается воздухозаборная труба.

Предусмотрена защита от оружия массового поражения с использованием система коллективной защиты включающейся автоматически или вручную (с пульта механика-водителя). Противопожарное оборудование состоит из автоматической установки ППО с системой термодатчиков, расположенных в МТО и ручных огнетушителей. Для внешней связи на БМД-1 установлена приемопередающая радиостанция Р-123 «Магнолия» и интегрированное с ней танковое переговорное устройство  Р-124 на пять абонентов.

В 1971 году на базе БМД-1 была создана командирская боевая машина десанта БМД-1К предназначавшаяся для обеспечения надежности и оперативности управления подразделениями. В отличие от линейной машины на командирской были дополнительно установлены вторая радиостанция Р-123М с антенным фильтром для работы двум радиостанциям на одну антенну, танковое переговорное устройство на шесть абонентов, навигационная аппаратура ТНА-3, два съемных столика для работы с документами и бензоэлектрический агрегат автономного питания.

В 1978 году были приняты на вооружение модернизированные модификации БМД-1П и БМД-1ПК. Главным отличием новой машины стала установка более совершенного ПТРК 9К111 «Фагот» в состав которого входили: пусковая установка 9П135, три управляемые ракеты 9М111 «Фагот» в одноразовых транспортно-пусковых контейнерах и аппаратура управления 9С451М. Пусковая установка в крепилась на правой стороне башни и при необходимости, могла быть установлена на отдельной огневой позиции вне БМД. Так же в состав боекомплекта этих машин был введен выстрел ОГ-15В с осколочно-фугасной боевой частью, стрельба которыми должна была осуществляться с использованием таблицы поправок, крепившейся на корпусе прицела.

Альтернативная БМД - 1 и БМД-2

Первый опыт боевого применения БМД-1 и БМД-1П в Афганистане показал, что даже с помощью модернизированного комплекса вооружения с большим трудом решались огневые задачи по поражению танкоопасной живой силы, легких оборонительных сооружений и высоко расположенных целей. Поэтому в условиях армейских ремонтных мастерских ОКСВА во время прохождении плановых или капитальных ремонтов большое количество БМД-1П было доработано до уровня БМД-1Д. Вместо штатного комплекса вооружения в башне БМД-1П устанавливался комплекс вооружения бронетранспортера БТР-70 включавший 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение вооружения осуществляется штатными электромеханическим и дублирующим ручным приводами. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического оптического прицела ПП-61АМ обеспечивавшего ведение огня из КПВТ на дальности до 2000 метров и ПКТ на дальности до 1500 метров. Кроме того для наблюдения за местностью в распоряжении наводчика-оператора имелись перископические приборы наблюдения ТНП-350Б, в ночных условиях использовался перископический бинокулярный бесподсветочный прибор ТВНЕ-4. КПВТ имел боекомплект 1000 патронов размешенный в двух лентах снаряжённых патронами с бронебойно-зажигательными и бронебойно-трассирующими пулями или зажигательными пулями мгновенного действия. ПКТ имеет боекомплект в 2000 патронов размешенный в одной ленте. Бункеры с лентами к пулеметам размещались на полу подбашенной корзины и подавались к пулеметам по специальным рукавам. На корме башни установили шесть дымовых гранатомётов системы  902В «Туча» с электрическими цепями стрельбы. Анализ ведения боевых действий показал, что серьезную опасность для машины представляют ручные и станковые противотанковые гранатометы. Усилить уровень защиты БМД-1 с помощью дополнительных стальных экранов, как это сделали на БМП-1Д, не представлялось возможным, поэтому в НИИ Стали был разработан комплект решетчатых экранов прикрывающих корпус и частично ходовую часть. Комплект крепился на машине при помощи штатных петель крепления парашютной системы что позволило сделать его быстросъемным.

Альтернативная БМД - 1 и БМД-2

Как уже говорилось опыт эксплуатации и боевого применения БМД-1 показал, что штатный комплекс вооружения, машины не отвечал предъявляемым к нему требованиям. Появление кустарным способом БМД-1Д решало проблему только частично. Поэтому в КБ ВгТЗ была разработана башня с новым комплексом вооружения которая с 1986 года устанавливалась как на новых так и на выпушеных ранее машинах.

Комплекс вооружения включающий 30-мм автоматическую пушку 2А42 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ имел углы наведения по вертикали от -6° до +60° и был стабилизирован в двух плоскостях. Боекомплект включал 100 бронебойно-трассирующих, 200 осколочно-трассирующих или осколочно-футасно-зажигательных снарядов к пушке и 2000 патронов к спаренному пулемету. Для борьбы с бронированными целями, огневыми точками и низколетящими воздушными целями на дальностях до 4000 м в состав вооружения включался комплекс управляемого ракетного вооружения 9К113 «Конкурс», бронированая пусковая установка которого содержит две готовых для стрельбы ракеты 9М113 размещена с правой стороны башни и жестко связанная с основным комплексом вооружения. Наведение установки на цель осуществлялось с помощью основного прицела БПК-1-42 и  зенитного прицела ПЗУ-5. Для наведения ПТУР используется аппаратура управления 9С451 состоящая из аппаратного блока 9С474 размещенного внутри башни и прибора наведения 9Ш119М совмещенного с прицелом БПК-1-42 в одном бронированном блоке. По бортам башни в передней ее части установлены два блока по три дымовых гранатомета 902В «Туча». Эти машины получили название БМД-2.

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account