В четвертом своем полете, многоразовый космический корабль «Starship» компании «SpaceX» сумел подняться в Космос и вернуться на Землю.
Запуск системы «Старшип-Суперхэви» состоялся 6 июня 2024 года с космодрома Бока-Чика, в 12.50 UCT (15:50 МСК). Ускоритель «Superheavy» с бортовым номером B11 поднял громадную ракету в небо, и — несмотря на то, что один из 33 двигателей так и не зажегся — благополучно разогнал корабль «Starship» S29 до скорости 1,56 км/с и высоты 74 км, на которой произошло «горячее» разделение ступеней.
После успешного разделения, ускоритель сбросил более не нужный переходный отсек, чтобы избавиться от лишней нагрузки, и выполнил прожиг двигателей для входа в атмосферу:
Приводнение ускорителя в Мексиканском Заливе состоялось спустя семь минут после старта. Хотя один из тринадцати двигателей опять подвел, остальные с задачей справились, и гигантская ракета мягко опустилась на воду. Это — первый в истории случай пропульсивной посадки объекта такого размера, вернувшегося с суборбитальной траектории.
В это время, космический корабль «Старшип» продолжал подъем. Его двигатели продолжали работать до высоты 150 километров и скорости 7,3 километра в секунду, после чего отключились, и корабль вышел на суборбитальную баллистическую траекторию.
Улучшения, внесенные инженерами «SpaceX» в тепловую защиту «Старшипа» оправдали себя; на старте практически не наблюдалось потери керамических плиток, и защита корабля на орбите выглядела значительно «целее», чем в предыдущем полете. Правда, уже на орбите возникли некоторые проблемы с камерами наружной трансляции: сигнал с них (передаваемый через систему связи «Старлинк» с помощью четырех терминалов на носу корабля) пропал и долго не хотел возвращаться. Впрочем, телеметрия с приборов корабля продолжала идти, и в итоге картинку удалось восстановить.
Самая захватывающая стадия полета наступила примерно через час после старта — когда траектория привела «Старшип» обратно в атмосферу. Именно благополучный вход в атмосферу, преодоление точек предельных тепловых и динамических нагрузок и торможение до дозвуковой скорости были основной целью нынешнего полета.
Вскоре, как и в прошлый раз, мягкое сияние плазмы охватило корабль. Однако была заметна существенная разница — в этот раз «Старшип» не кувыркался, а сохранял стабильную ориентацию, входя в атмосферу покрытым теплозащитой пузом:
Очень сложно передать словами этот переход от мягкого, почти нежного лилового свечения к яростной огненной буре, охватывающей весь корабль. «Старшип» вошел в атмосферу на скорости более 7 километров в секунду, используя трение о воздух, чтобы замедлить свой полет. И это было совершенно потрясающе:
На высоте 56 километров, теплозащита у основания носового крыла не выдержала. Плитки одна за другой оторвались, и плазма вместе с гиперзвуковым воздушным напором обрушилась на обнаженный металл. Сталь крыла прогорела насквозь; и все-таки металл выдержал и НЕ оторвался.
На высоте около 50 километров, объектив камеры не выдержал, и треснул, поврежденный отлетающими обломками. И тем не менее, сигнал продолжал — хоть и с перерывами — поступать, и «Старшип» жил, с неколебимым упорством проламываясь сквозь все более плотную атмосферу. Температура обшивки достигла предела — и начала снижаться, по мере того, как падала скорость, и набегающий воздух уносил все больше тепла.
На высоте около 20 километров, скорость корабля упала до дозвуковой. Теперь «Старшип» уже не падал, а планировал. Снизившись до двух километров корабль приступил к посадочному маневру — и совершенно потрясающе, прогоревшие, искалеченные крылья по-прежнему работали и развернули корабль вертикально. Включились два посадочных двигателя, и спустя час пять минут после старта, «Старшип» управляемо опустился в волны Индийского Океана.
Итак, четвертый полет «Старшипа» состоялся. И был он полностью успешным. И ускоритель, и корабль благополучно сумели вернуться на Землю — причем корабль пережил вход в атмосферу, получив при этом повреждения, но сохранив управляемость. Нержавеющая сталь наглядно продемонстрировала, что она и только она является материалом космонавтики завтрашнего дня)
P.S. И в завершение хотел бы процитировать мой ответ (несколько отредактированный) уважаемому Мише Котову:
«Империи пройдут; все великие нации и их конфликты рано или поздно станут лишь короткими ссылками в будущих аналогах Википедии. Но Спутник, Гагарина и Армстронга человечество будет помнить и через много-много лет после того, как в большинстве своем забудет и Холодную Войну и противостоявшие в ней страны»
источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/328589.html
Замечательно! Мои поздравления.
1)Не было орбитального полета. Но автор использует это понятие, почему-то.
Необходима скорость 7,9 км/с
а достигнута 7,3 км/с.
Это не маленькая разница как может показаться — кинетическая энергия которую нужно воспринять в качестве тепловой нагрузки больше почти на 20%.
Уже после возвращения из суборбитального полета он прожарен сверх меры.
А после орбитального что будет?
2) Целым Старшип явно не долетел до воды. Смотри пункт 1 про прожарку.
И было видно как уничтожен один из плавников.
А что ещё не показано?
3) Не было вывода полезной нагрузки. Даже массо-габаритного макета.
Когда планируется — неизвестно.
4) 4 полет, а так и не видно конца «испытаниям.
Можно было бы его считать успешным только если бы в 5 м полете планировался
полноценный полет с многоразовостью — посадка и последующий повторный рейс.
Сколько будет еще «успешных испытаний» ?
7 ? 11? 44?
ПС:
Самое главное, не дать попильщикам и вредителям,
(которых не всех ещё убрали — не только Шойгу откровенный враг России)
затеять повторение многоразовых монстров.
Граблей с Бураном более чем достаточно.
Большое спасибо уважаемому The same Fonzeppelin и администрации сайта, которые держат нас в курсе дела о современных достижениях нашей человеческой цивилизации!
Дорогу осилит идущий.
К примеру команда Илона Маска — идет по этой дороге!
это дорога к звездам
как и положено — через тернии.
Какие тернии? Первый спутник США Эксплорер-1 был запущен в космос Вернером Фон Брауном еще 1 февраля 1958 года. Чем этот другой по сути?
С Амстронгом не все так однозначно. (Со Спутником и Гагариным возражений нет — опыт этот проверяем и повторяем.) А следовательно и ваш заключительный тезис неполный, некорректный. Увы.
Ну двигаются вперед. Рад за них.
Стратегия отказа от испытательных стендов конечно дает результат (отрицательный).
Мы по такому пути шли с Н-1. В итоге опоздали на луну и забросили проект.
Почему Маск пошел по этому пути? Ясно дело не из-за экономии средств.
Думаю уже стенды бы отбили цену, вместо живых испытаний. Да и в любом случае их позже строить придется.
Все дело в структуре компании и акциях. Весь этот бизнес Маска живет на пиаре и вливаниях новых средств от акционеров. А как инвесторов убедить вложить баблишко? Показывать скучные тесты, и не яркий прожиг двигла, а нудные на прочность и т.д.
нет конечно. Лучше красиво жахнуть мега дуру. Ярко, красиво, мега шоу
Вот и испытывают артиллерийским методом)))
Какой замечательный пример незамутненного, абсолютного идиотизма. Я уже не знаю, в какой раз надо повторять, что у SpaceX нет акционеров. В принципе. SpaceX не акционерное общество, компания принадлежит Илону Маску лично, и никакие инвесторы его совершенно не волнуют.
Вас забанили в гугле?
Возможно, речь идёт сугубо об инвестициях в какие-то конкретные проекты, а не о доле в собственно кампании?