Черное превосходство «Блека» над «Россией»

6

Не мы такие, жизнь такая. О тяжелой судьбе «России»
…или почему наши броненосные крейсера получились такими, хм, странными.

Не пытаясь кого-то поразить блеском интеллекта, просто копирую статью из Википедии с небольшими иллюстрациями.

Рюрик — броненосный крейсер I ранга, был отнесён к категории «большой крейсер фрегатского ранга». Заложен 19 мая 1890 года, спущен на воду 22 октября 1892 года, введён в состав флота 16 октября 1895 года.

Крейсер стал первым кораблём из планировавшейся серии (последующие крейсера «Россия» и «Громобой» оказались не однотипными, а последовательно усиливавшимися проектами) океанских броненосных крейсеров увеличенного водоизмещения (вдвое от водоизмещения предшественника крейсера I-го ранга «Память Азова»), в числе требований к проекту — возможность перехвата британских коммерческих судов в случае войны с Великобританией, а также возможность перехода с Балтики на Дальний Восток без дозаправки углём. После постройки крейсера британские эксперты отмечали, что крейсер выглядит устаревшим по сравнению с британскими кораблями аналогичного класса [i](еще бы, обладая скоростью и водоизмещением, как у броненосца, он обладал бронированием и вооружением, как у крейсера II ранга — ARTemAA)[/i]

Черное превосходство "Блека" над "Россией"

Схема бронирования и вооружения «Рюрика», на которой хорошо видно, что ни бронирования, ни вооружения он практически не несет

Предыстория создания

В 1881 году разработанная 20-летняя судостроительная программа (программа создания тихоокеанского крейсерского флота) наряду с созданием эскадр из мореходных броненосцев, предусматривала постройку 30 крейсеров: 21 «малых» — корветского — и 9 «средних и больших» — фрегатского рангов. Крейсерам, с учётом решаемых ими тактических задач, было отдано предпочтение. Реализация этой программы ознаменовала очередной этап в развитии броненосных крейсеров и характеризуется созданием более мощных, мореходных парусно-винтовых крейсеров с металлическим корпусом, обеспечивающим существенное снижение его относительной массы. Развитие крейсеров по прежнему в значительной мере стимулировалось соперничеством России с Англией, остро нуждающейся в крейсерах способных надёжно защитить её морские коммуникации от возможных попыток России нарушить её торговлю с многочисленными колониями. Предъявляемые к крейсерам тактические требования: способность действовать самостоятельно в условиях отсутствия собственных опорных пунктов и баз снабжения, наносить быстрые и ощутимые удары не рассчитывая на внешнюю поддержку, добиваться эффекта не столько вступая в боевое соприкосновение с одиночными кораблями противника, сколько созданием паники и моральной угрозы неприятельской морской торговле — определяли, вплоть до 1895 года, основные характеристики как для русского, так и для английского крейсера: повышенная мореходность, высокая скорость хода, автономность, комфортные условия обитания, сберегающие силы экипажа в длительном плавании, мощное вооружение. Плавание и ведение боевых действий в водах Тихого океана, в условиях жестоких штормов, изнурительных температурных нагрузок (почти 50-градусные перепады от тропической жары к холоду ледовых вод), сложности снабжения и невозможность производства большого ремонта ввиду крайней удалённости от своих берегов требовали предельного напряжения человеческих сил и исключительно надёжной техники. В этих условиях русские и английские крейсера непрерывно взаимно оценивались в качестве вероятных противников, конструктивно развивались и совершенствовались в направлении повышения их тактико-технических характеристик. Англичане строили крейсера серийно, тем самым обеспечив численное превосходство.

Тем не менее, необъятные просторы Тихого океана обеспечивали русским крейсерским силам практическую неуловимость и целесообразность присутствия. В свою очередь, специалисты русского морского технического комитета (МТК) формировали тактико-технические требования к броненосным крейсерам «фрегатского ранга», главным образом учитывали передовой английский опыт создания аналогичных кораблей. В частности, броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был построен Балтийским заводом по заданию МТК по образцу английского броненосного крейсера «Имперьюз». В этом состязании англичане добивались устойчивого превосходства, сохраняя монополию в создании корабельных силовых установок (паровых котлов и паропоршневых двигателей). Выполняя исключительно выгодные русские заказы, английские производители заведомо занижали свои возможности, а для своих кораблей реализовывали наиболее совершенные образцы. В этой связи, заказанные в Англии силовые установки для русских крейсеров, как правило, уступали английским образцам по удельной мощности, экономичности, массо-габаритным параметрам. Кроме того, англичане первыми отказались от парусного вооружения на своих крейсерах ввиду наличия нескольких баз для пополнения запасов топлива, в то время как русские крейсера имели единственную базу — Владивосток.

Непрерывное и явно выраженное соперничество между Англией и Россией в создании океанских крейсеров с большой скоростью и автономностью плавания, к середине 1880-х годов вышло на качественно новый уровень, в связи с созданием первоклассных трансатлантических коммерческих пароходов, которые при водоизмещении более 12 000 тонн и длине корпуса до 152 м обыкновенно совершали океанские переходы со средней скоростью до 18,5—19 узлов. При этой скорости и длине корпуса, примерно в полтора раза превышающей среднестатистическую длину океанской волны — 103 м, эти пароходы, имея заострённые обводы и большую удлинённость корпуса с разгруженными оконечностями, закрытый полубак до середины длины — не поднимались на встречную волну, а прорезали её. В то же время, новейшие броненосные океанские крейсера типов: «Имперьюз» (96 м, 16,7 уз), его русский аналог «Адмирал Нахимов» (101,5 м, 16,38 уз), «Орландо» (91.44 м, 18,5 уз) могли развивать проектные скорости лишь на спокойной воде, а в штормовых условиях эти «бронебокие коротышки» (относительно короткие, широкие и низкобортные) — безнадёжно теряли свои скоростные качества (развивая не более 5 узлов) и не могли преследовать быстроходных «коммерсантов». В этой связи, англичане, превосходно изучив особенности постройки океанских пароходов, упорно сопротивляясь экстремистским призывам Э. Рида «брать при постройке крейсеров пример с длинных трансатлантических пароходов», в конце концов пришли к определённым выводам. По мнению английских специалистов длинные коммерческие пароходы в силу особенностей их конструктивной компоновки (разгруженные носовые оконечности, горизонтальные палубы и платформы удалённые от нейтральной оси «эквивалентного бруса») по условиям нагружения аналогичны бронепалубным крейсерам. Палубная броня, лежащая на бимсах всей своей массой подобно внутреннему грузу, не создаёт разрушающих напряжений в конструкции корпуса, в то время как бортовая броня в случае значительного увеличения длины корпуса обязательно вызовет дополнительные напряжения в конструкции и потребует её усиления, а значит и увеличения водоизмещения в ущерб весовых лимитов на вооружение и запасы топлива. Труды Уайта, Рида, Нормана теоретически определили сравнительные, среднестатистические величины относительного веса корпусов для океанских пароходов в пределах 39—40 % от водоизмещения и для броненосного крейсера большой длины (более 103 м) — 41—42 % водоизмещения. В результате, английские специалисты сочли столь высокое приращение относительной массы конструкции корпуса — чрезмерно большой платой за высокую скорость в ущерб боевым элементам крейсера.

Признавая неудовлетворительную мореходность и быстроходность броненосного крейсера «Адмирал Нахимов», являющегося по относительной удлинённости корпуса, системе бронирования более «броненосцем с крейсерским вооружением», русские кораблестроители Балтийского завода, предприняли попытку добиться для перспективного крейсера увеличения мореходности и быстроходности при сохранении бортовой брони. С учётом французского опыта создания бронепалубных крейсеров был спроектирован «полуброненосный фрегат» — «Память Азова». По водоизмещению и мощности машин, он соответствовал категории «средний крейсер фрегатского ранга». Превосходя своего предшественника «Адмирала Нахимова» по абсолютной длине корпуса на 14 м, и относительному удлинению корпуса 7,57 против 5,46, этот проект предполагал значительно меньшее проектное водоизмещение — 6000 тонн, против 8500 тонн. За счёт увеличения абсолютной длины и относительной удлинённости корпуса, предполагалось применить менее мощную (4000 против 8000 л. с.) и, соответственно, облегчённую и экономичную силовую установку, которая смогла бы обеспечить увеличение скорости в штормовых условиях до 18 узлов, и при запасе топлива 1000 тонн, приемлемую дальность плавания — 3000 миль. Однако, на этапе рабочего проектирования и постройки крейсера, фактическое водоизмещение значительно превысило проектное, в значительной мере по параметрам заказанной в Англии силовой установки, которая превысила установленные массо-габаритные лимиты. В этой связи, ещё на этапе достройки крейсера «Память Азова», был сделан вывод о том, что при условии сохранения бортовой бронезащиты, для обеспечения высокой скорости хода и большой дальности плавания (увеличения запаса угля), необходимо ещё более увеличить абсолютную длину корпуса, что неизбежно приведёт к значительному увеличению водоизмещения и соответственно потребует более мощной энергетической установки.

К этому времени англичанам удалось создать необыкновенно мощную, экономичную и компактную паросиловую установку, открывающую для перспективного быстроходного океанского крейсера новые возможности, но при условии отказа от бортовой брони. С учётом этих обстоятельств была начата разработка проекта самого длинного в мире бронепалубного океанского крейсера типа «Блейк», проектным водоизмещением 9000 тонн, имеющего размерения 121,94×19,81×7,32 м, суммарную мощность энергетической установки — 13 000 л.с. при естественной тяге и 20 000 л.с. при искусственной (форсированной) тяге дымовых газов, обеспечивая ему проектную скорость хода — 20—22 узла и максимальную дальность плавания — 10 000 миль при экономической скорости — 10 узлов. Примечательно то, что английское адмиралтейство сочло этот проект настолько удачным, что вообще отказалось от постройки броненосных крейсеров 1-го класса для английского флота на неопределённый срок (после того как  растиражировало «Блейка» в большом количестве, 2 шт типа «Блейк» и еще 9 улучшенных типа «Эдгар«). Фактически, этот срок истёк лишь в 1900 году, в силу качественных достижений в развитии военно-морской техники, вооружения и тактических требований к перспективному крейсеру.

Черное превосходство "Блека" над "Россией"

Крейсер типа «Эдгар» — тоже нихрена не защищен, зато маленький, дешевый, дальноходный и быстрый

Характеристики.
Черное превосходство "Блека" над "Россией"

Мы хотели сделать дальнего рейдера, который смело шастал бы по всему океану и топил вражеские торговые суда, а сделали унылое говно, ни украсть, ни покараулить — бортовой залп сравним с броненосцем, но бронезащиты нет и в бою сражаться толком не может, одно попадание в элеватор БК и все.  А по массе весит как хороший ЭБР, значит и по деньгам сравним, его нельзя отправлять в одиночное рейдерство, от него толку — никакого.

Ни догнать никого не может, ни убежать ни от кого не может.

Почему так? Железо. У Англии богатейшие рудные залежи оказались в 25 км от богатейших угольных шахт, в Ньюкасле, а у нас, до широкого развития железных дорог, чисто технологически не было возможностей строить огромные домны и плавить помногу сталь, чугун — а без этого никакая техника невозможна.

В 18 веке железо делали в горнах, перековывая криницу, и Россия спокойно обеспечивала себя самым современным оружием, для 19 века нужен каменный уголь, добыть его мы могли, а доставить — нет.  Черное превосходство "Блека" над "Россией"

ARTemAA
Подписаться
Уведомить о
guest


34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей Толстой
11.11.2021 21:08

Уважаемый коллега Стволяр,
+++++++++++++++++++++!!! Нет слов. Практически идеальная альтернатива. И гораздо более нужная, чем «рисование корабликов».
С уважением Андрей Толстой

Mihon7878
11.11.2021 22:01

Очень интересный ход событий. Огромное спасибо, уважаемый коллега!

ARTemAA
11.11.2021 22:58

++++++++
Шикарно, уважаемый коллега! Я в своей АИ на Ваши испытательные стрельбы ссылаться буду, разрешите?

Один вопрос. Если стрельбы показали, что относительно тонкой брони вполне достаточно, чтобы спастись от скорострельных шестидюймовок, которые составляли бОльшую часть веса залпа новых броненосцев, то почему на новые броненосцы их продолжили ставить? ведь не логично же.

Их вооружение из четырех 305-мм и шестнадцати 152-мм орудий следовало бы заменить на 4х305 и 8х203, разве нет? Зачем ставить на корабль орудия, которые не смогут причинить вред врагу?

Юрий Романюк
12.11.2021 19:56
Ответить на  Стволяр

Вообще то помнится, что относительно тонкая броня от 3/4″ круппа/гарвея вполне держала удар фугаса 10-12″ или бронебой 6″ на реальных дистанциях боя . Так что после таких исследований реально непонятно наличие 6″ в массовых количествах в качестве второго калибра.

Bustrofedon
12.11.2021 01:23

Интересная альтернативка, да.
Но я вот думаю — возможно ли было у Гангута если не совсем убрать, то хотя бы существенно укоротить его длиннющий таран, дающий дифферент на нос (другие меры по облегчению, например убрать мины заграждения, ТА, часть катеров/шлюпок и боевой марс также необходимы)? Не подскажете, коллеги, насколько это было бы сложно и дорого сделать? Любопытно мне, реально ли было «Гангут» довести до ума и оставить в качестве корабля береговой обороны (предположим, он разминулся со скалой и не потерпел крушения).

Bustrofedon
13.11.2021 18:10
Ответить на  Стволяр

Да не полностью таран убрать, укоротить только. Он там был очень длинный. Пусть малость ухудшатся обводы, зато снизится дифферент на нос. Может и выйдет баш на баш в плане скорости (+ небольшое облегчение судна получим).

СЕЖ
12.11.2021 05:13

++++++
Маникены хорошо, а может парочку животных в рубке разместить, для наглядности….

Antares
13.11.2021 22:26
Ответить на  Стволяр

Какой вы кровожадный с СЕЖем!!!!!!!!! 😀 😀 😀 😀 😀
Но если только во благо народа!

Antares
14.11.2021 15:01
Ответить на  Стволяр

Когда Рожественский был агентом в Англии, тот же Верховский указал ему, чтоб тот нос не совал, куда не следует ( в контракты), возможно именно после этого и последовало быстрое назначение командиром «Мономаха»

СЕЖ
12.11.2021 07:56
Ответить на  Стволяр

По идее тех кто пойдет на обед для высокой комиссии и матросов. А поскольку у нас не канибальская россия (так вы говорите что головой ручаетесь? Тогда ваши уши пойдут на холодец), то пара-тройка хряков (баранов) подойдет

Ответить на  Стволяр

Я бы предложил баранов, но вы меня опередили.

VladimirS
12.11.2021 09:58

Баян. Как много в этом слове))
Вопрос знатокам. Почему французы в него там мало пушек натыкали. Он же по водоизму был почти гарибальдиец, в котором арты в два раза больше.

tartar141
12.11.2021 10:26
Ответить на  VladimirS

Наши же заказали разведчика с нормальной скоростью. Сколько пушек заказали — столько и поставили. А какой разведчик из гарибальдийца? Неторопливый броненосец 2 ранга. Другое дело, что в 1 ТОЭ была явная необходимость в нормальных броненосных крейсерах. Лично я бы «Баяна» перевёл в ВОК вместо «Богатыря» и довооружил бы, чем смог. То есть 2-4 палубных 6-дм и (послезнание) 1- 8-дм. И снял бы всё, что мешает этому.

tartar141
12.11.2021 10:33

++++++++++ Очень интересный вариант развилки. Если б звёзды так сошлись — такие испытания многое изменили бы в дальнейших событиях. Других способов использования «Гангута» даже в РИ не вижу.

anzar
12.11.2021 12:43

+++ Прекрасно ув. коллега! Токмо мне требуются 4 девятидюймовки для довооружения «стариков» в 1904г)) А поднимать пушек со дна в то время както не решился))
Главное конечно полза от испытания снарядов, взрывателей и, что не менее важно, систем бронирования. Но позвольте некоторые коррекции во имя реализма.
В ту пору вряд ли кто решится утопить 6Кт стали только «на испытания» снарядов. Кое какой ремонт днища в доке (чтоб дошел до полигона)- ето тоже не дешевое. К тому же без екипажа корабль затонет прежде чем успеют рассмотреть повреждения. А ведь написали

а потом еще больше раскочевряжил себе брюхо о мелководную банку, на которую пришлось посадить броненосец во избежание затопления.*

Вот, пусть там и останется, не смогли довлечь до дока. Ведь тогда и впрямь ничего другого с ним сделать нельзя (а не только «дорого» и пр.) Там же снимут с него пушки (прежде всего 9″/35)), дельные вещи… И пусть потом расстреливают, осматривают, снова расстреливают… Под конец можно разобрать на металл (легче всего бронеплиты)
Как то так, ведь и Чесму в 11г. не топили на глубину.

Ответить на  anzar

Уважаемый коллега, хотите 9″ в 35 калибра, куда то пристроить?
Может лучше 9″ перед тем научить стрелять с УВН+35°?
Но лучше в док! Не очень долго зная уважаемого коллегу Стволяра, можно гарантировать что котлы и механизмы найдут своё место в РИФ)

Bustrofedon
13.11.2021 18:05
Ответить на  Сергей Виговский

Насколько я представляю, поднять 9-дюймовку на угол возвышения в +35 градусов не позволит конструкция каземата (потолок мешаться будет). Предполагаю что и с казематными 8д/35 будут те же трудности.

anzar
12.11.2021 14:02
Ответить на  Сергей Виговский

Уважаемый коллега, хотите 9″ в 35 калибра, куда то пристроить?

Конечно, забыли? Пост «В бой идут одни старики«- там 9″/35 с канонерок снимал… 🙂
А котлы и механизмы можно и на плесе демонтировать.

Antares
12.11.2021 13:27
Ответить на  Сергей Виговский

А смысл? Если в головах адмиралов 50 каб это максимально допустимая дальность стрельбы боя.
Даже гипотетическая версия АИ Стволяра дает возможность определить, что для фугсов дальность стрельбы не имеет значения, для броненбоев да. Всегда задавался вопросом зачем на тот момент создавали орудия 10″ и 12″ с дальностью стрельбы до 100 каб и 70 каб соответственно, если попадать не могли на таких дистанциях. Где логика мышления адмиралов тех лет?
Если не изменяет память 9″ орудие в 35 кал бросало снаряд на 69 каб, , для тех лет вполне хорошая дальность стрельбы, вот еще бы попадать на ней умели.

Bustrofedon
13.11.2021 18:07
Ответить на  Antares

Ну это в головах наших адмиралов так оно. А японские адмиралы с самого начала учили своих комендоров попадать на 75 кабельтовых.

Antares
12.11.2021 13:21

«По кораблестроительной части «внезапно» оказалось, что английская схема бронирования с оконечностями, прикрытыми только карапасной палубой, отнюдь не гарантирует от существенных затоплений выше этих самых карапасов даже при не самых крупных по размеру пробоинах в районе ватерлинии – особенно когда водонепроницаемые переборки выше жилой палубы отсутствуют.»
Но ведь у «Гангута» полный пояс. Как смогут определить негодность «английской» схему бронирования. Только при повторном испытании с новыми фугасными снарядами Рудницкого, и то только там, где нет бронирования.
Получается только так.

Antares
12.11.2021 13:58
Ответить на  Стволяр

всегда думал, что схема бронирования как на «Александре 2» и «Николае 1». Ну пусть будет по вашему. Тогда наверное так и лучше.
Очевидно, на меня повлияло мнение, что первым по «английской» схеме бронирования был заложен «Наварин», на год позже чем «Гагнут»

Antares
12.11.2021 22:39
Ответить на  Стволяр

А что если поменять местами носовые 12″ и 6″ башни ?

Antares
12.11.2021 22:45
Ответить на  Стволяр

Почему? Башня близко расположена к форштевню, повторится история с «Андреем» заливаться будут амбразуры у 12″ башни. Если поменять местами и насколько понимаю это в масштабе, то стволы 12″ орудий будут выступать за нижнюю 6″ башню и ее орудия, ударная волна от выстрела не так сильно будет бить. Важней ведь обеспечить нормальный огонь для главного калибра.

Antares
12.11.2021 23:37
Ответить на  Стволяр

Хозяин барин.

Antares
12.11.2021 22:35
Ответить на  Стволяр

А с мореходностью будет как у «Андрея»?

Альтернативная История
Logo
Register New Account