Окно в будущее. Дрейфующие маяки

1

 

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Зимой 1945 г. сорокаместный аэроплан трансарктической линии Москва – Сан-Франциско приземлился на аэродроме острова Рудольфа. Пассажиры направились в помещение вокзала. По расписанию продолжение полета предстояло через два часа. За это время желающие могли пообедать, осмотреть городок, принять ванну, побриться и отдохнуть.

Тем временем штурман самолета совместно с начальником аэропорта внимательно просматривал метеосводки и получал на сегодня «погоду».

Благодаря сети автоматических станций-маяков, дрейфующих в различных районах Арктики, метеосводки отличались большой полнотой и точностью. Штурман получил карту с точным указанием на время перелета температур воздуха, силы и направления ветров, влажности, распространения областей с туманами и пр. На карте по этим данным был уже нанесен наиболее удобный маршрут.

Окно в будущее. Дрейфующие маяки

Когда самолет отправлялся в дальнейший путь, диспетчер аэропорта включил по радио световые и радиомаяки метеорологических станций, дрейфующих в районе трассы перелета. Местоположение этих станций было точно отмечено на карте.

Над Арктикой стояла полярная ночь. Простирающиеся внизу ледяные поля едва можно было различить из-за скудной освещенности. Но вот показались огни дрейфующего маяка. Спустя час замелькал сигнальный прерывистый огонь другой станции. Арктика казалась ожившей.

По просьбе пассажиров командир самолета ознакомил их с работой дрейфующих станций.

В 80-х годах прошлого столетия знаменитый исследователь Арктики Фритьоф Нансен первый высказал мнение, что в Ледовитом океане существует закономерное движение льдов от берегов Сибири и Аляски по направлению к Гренландии. Организованная Нансеном экспедиция на корабле «Фрам» подтвердила правильность этих предположений.

Выдающийся дрейф советских исследователей, Ивана Папанина и его товарищей, на льдине, а затем дрейф «Седова» внесли много нового в науку о движении льдов в Северном Полярном бассейне. Тогда и зародилась мысль воспользоваться дрейфом льда, чтобы вмороженные в него в различных местах побережья и в разное время автоматические метеорологические станции заполнили возможно равномерней пространства Ледовитого океана и, двигаясь к выходу через Гренландское море на юг, несли метеорологическую службу.

И вот в Арктике уже дрейфует около восьмидесяти действующих автоматических станций-маяков. Срок дрейфа их различен – от года до трех лет. Ежедневно каждая станция передает в строго установленное время сводки своих четырехкратных суточных наблюдений над погодой, температурой воды, ее соленостью, глубиной океана в месте нахождения станции, толщиной ледяного покрова, склонением магнитной стрелки. Береговые станции ежедневно наносят на карту координаты маяков, анализируют данные о погоде в Арктике, делают предсказания на ближайший период.

Таким образом, «кухня погоды» для всего Северного полушария находится под контролем сети автоматических станций. Осуществление идеи автоматизации метеорологических наблюдений позволило удешевить, по сравнению с прежним, экспедиционным методом, наблюдения над погодой в исключительно трудных условиях Арктики.

Метеорологические станции, помимо своего основного назначения, удачно выполняют и задачу обслуживания авиалиний.

Станция-маяк представляет собой весьма интересное сооружение. Корпус ее с радиомачтой, поднимающейся над поверхностью льда, покоится на металлическом поплавке параболической формы. Этот поплавок воспринимает сжатие льда и обеспечивает плавучесть станции, если она попадает в разводье.

От поплавка опускается вниз труба-лаз, которая ведет в камеру приборов. Последняя находится под ледяной толщей, в воде. Благодаря этому в камере поддерживается постоянная температура, необходимая для точной работы приборов.

Все показания приборов автоматически записываются четыре раза в сутки на стальную ленту магнитным способом. Эта запись раз в сутки в определенный час передается в эфир. После передачи стальная лента размагничивается, то есть запись с нее как бы «смывается», и лента готова к новой записи показаний приборов.

Дрейфующие станции-маяки снабжены электрическими аккумуляторами. Время от времени; служебные самолеты облетают р все станции для смены аккумуляторов и проверки исправности приборов…

Командир самолета кончил свой рассказ. Пассажиры еще долго наблюдали мелькавшие в ледяной пустыне огни дрейфующих маяков.

источник: кандидат технических наук К. ЛУБНЫ-ГЕРЦЫК; Рисунки Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО «Окно в будущее. Дрейфующие маяки» «Техника-молодежи» 01-1941

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ilyasan
08.10.2018 04:51

Однако  дизельпанк получился

Однако  дизельпанк получился )) ±++++++++++

 

 

NF
NF
08.10.2018 11:37

++++++++++

++++++++++

Ansar02
09.10.2018 07:17

!!!

yes!!!

ilyasan
09.10.2018 08:00

Летом 14 го, из травы что

Летом 14 го, из травы что выросла в башке, я сотворил Стратегический проект на подводных монгьфьерах 

Там то же по морям-окиянам шастают автоматические буи. Правда их цель несколько иная. Таскать набор МБР  на борту и в случае «наш паровоз запасном пути» и так далее булькнуть из глубин мирового в мирных целях по мирным городам мегатонным добром. 

Эту статью не читал, посему свой труд как плагиат воспринимать отказываюсь. 

С всенепременъешим почтением — Я. )))

Пы/зы

Не вьехал как происходит привязка местоположения буя в дрейфующих льдах без GPS, в условиях архихреновой радиовсязи пприполярных областей?

Возможно имел бы смысл в условиях неразвитой еще тогда атомной энергетики использовать получение электричества от разницы температур от + 4 до  — 40. Правда теплообменники верхние будут обмерзать что та  собака на ветру. 

 

 

Альтернативная История
Logo
Register New Account