80 лет боевому дебюту «Летающей крепости»
80 лет назад совершил свой боевой дебют знаковый самолет в истории авиации – Боинг В-17 «Летающая крепость». В общем «знаковости» самолет обязан и своему прозвищу – довольно необычному, так как оно было дано журналистами задолго до того, как название стало официальным. Хотя самолет по тем временам не считался «новичком», совершив первый полет еще за шесть лет до того – его производство было довольно ограниченным, и заказ англичан стал пробой пера для фирмы «Боинг» и самого бомбардировщика.
Англичане искали бомбардировщик с большой нагрузкой, способный эффективно бомбить объекты в глубине семилетнего «Тысячелетнего» рейха. Имевшийся на тот момент вариант «Летающей крепостью» назвать таковым было трудно – бомбардировщик имел на вооружении только семь пулеметов, причем с довольно неудачным их размещением. Главной защитой бомбардировщика должна была стать высота полета – «в стратосфере» – американцы лидировали в области разработки турбонагнетателей, что позволяло поднять высоту полета В-17 до 9-10 км. Англичане заказали «на пробу» два десятка В-17С, дав им обозначение «Крепость» Мк.1. Самолеты перегнали в Британию в начале 1941 г. и передали на вооружение 90-й эскадрильи.
Первый боевой «стратосферный рейд» был осуществлен по больной для британцев цели – Вильгельмсгафену – осиному гнезду германского флота. В боевой вылет в 3 часа дня стартовали три самолета с целью достигнуть Вильгельмсгафена на максимальном потолке.
В полете все шло не по плану – к цели дошло только два самолета, бомбоприцелы «Сперри» «замерзли», свою боевую нагрузку сбросил только один В-17 – у второго половина бомб (две «пятисотки») не отделились. Фотоаппараты на такой высоте также замерзли, и определить, куда попали «крепости», не удалось (хотя экипажи «зубы давали» — совсем рядом с целью!).
На отходе экипажи «крепостей», набравшие после сброса бомб высоту уже 9,5 км, увидели пару «мессершмитов» Bf 109, догонявших их ниже метров на 700. При попытке приблизиться к бомбардировщикам один «мессершмитт» сорвался в штопор, а второй ушел в след за ним… Высота все же сказалась. Забавно, что наши «летающие крепости» – Пе-8, когда после налета на Германию уже дням пересекая обратно линию фронта, встречали «мессершмитты», то экипажи, глядя на их потуги, спорили, на какой высоте «мессер» сорвется в штопор! Англичане были правы — немцы не были готовы к высотным налетам, но «сырость» В-17С не позволяла реализовать это преимущество…
Так, остекление бомбардировщиков покрылось изморозью, и экипажи фактически не могли вести оборонительного огня. Третий бомбардировщик преследовали неполадки – на высоте 8 км самолет стал терять масло, началось обледенение хвостовой части и, как следствие, бафтинг. Бомбы пришлось сбросить на острова в Северном море – на г.Норденей – они упали за 500 м до города (фотоконтроль опять сорвался)…
В общем первый блин был откровенно комом. 23 июля англичане отважились на дневной рейд на Берлин, однако из-за сплошной облачности над Европой самолетам пришлось вернуться. До сентября 1941 г. В-17 совершили 51 самолето-вылет (из них половина были прерваны — назад вернулись с бомбами). Треть самолетов – семь – были потеряны (первый был сбит «мессерами» при налете на Норвегию). «Крепости» оказались уязвимы от атак истребителей, которые таки доставали их на потолке, и несмотря на хорошую боевую живучесть, аварийные посадки приводили к потере самолетов.
Вскоре британцы пришли к заключению, что дневные налеты слишком дорого обходятся, а В-17 сдали в Береговое командование – охотиться за подводными лодками.
«Летающее крепости» вернулись «в Европу» только через год – но уже в составе американских ВВС. И это были уже другие машины – В-17Е только по планеру отличались от В-17С на 40%.
Перед войной Воздушный корпус армии США присвоил бы самолету другой номер, но в условиях начала войны Конгресс крайне неохотно давал деньги на новую технику, поэтому, даже если самолет сильно отличался, Корпус сохранял его индекс, меняя только букву «модификации». По мимо новой конструкции планера В-17Е получил и более эффективные прицелы «Норден», вооружение усилили с семи до 12 пулеметов, причем исключили все пулеметы винтовочного калибра – стояли только крупнокалиберные.
«Крепость» стала похожа на «крепость», улучшились условии работы экипажа при низкой температуре на высоте. И речь шла не о вылете трех самолетов, а сразу до трехсот! И понеслось…