2

 

Разработанная перед войной советская 23-мм авиапушка ВЯ была, пожалуй, лучшей в своем классе – мощная, скорострельная, безотказная, достаточно легкая и технологичная. Она стала основой вооружения самого массового самолета всех времен – штурмовика Ил-2. Однако, при всех своих качествах она имела слишком большое усилие отдачи. Дело в том, в предвоенные годы разработанный новый унитарный патрон 23х152В, используемый в пушке ВЯ, оказался черезчур мощным. В попытке создать унифицированную артсистему, одинаково пригодную как для наступательного оружия истребителей, так и для штурмовиков, никто из руководства НКАП и АУ не задумался об обратной стороне могущества боеприпаса – неизбежной отдаче, воздействующей на конструкцию планера самолета, куда должна была быть установлена пушка. А, между тем, усилие отдачи пушки ВЯ достигало по разным данным от 2.5 до 4 тонн. Очень и очень существенно для конструкций конца 30-х, начала 40-х годов.  В результате попытки установить пушку ВЯ в развале цилиндров двигателей истребителей не были успешны, нося лишь экспериментальный характер.

Уже в ходе войны стало очевидным, что отечественная истребительная авиация осталась недовооруженной. Основу наступательного вооружения наших Яков и Ла составляла хоть и скорострельная, но исключительно тяжелая пушка ШВАК стрелявшая весьма слабыми патронами. Запущенная уже во время войны программа создания более совершенной 20-мм пушки, решала задачу лишь отчасти – разрабатывать новый более мощный 20-мм патрон в условиях военного времени было немыслимо, поэтому конкурсные работы по новым 20-мм системам не решали вопроса мощности вооружения, предполагая использование того же слабого ШВАК-овского боеприпаса.

В этой связи в начале 1943 года в ОКБ-16, которое после гибели Я.Г. Таубина возглавил его давний коллега и сподвижник Александр Эммануилович Нудельман, были предприняты ряд работ по созданию новой более мощной авиационной системы. Надо сказать, что подход к вопросу, хотя и носил характер своего рода импровизации военного времени, в итоге получился весьма успешным.

Как уже отмечалось выше, организация производство принципиально нового боеприпаса в условиях военной экономики было делом чрезвычайно сложным и дорогостоящим. Это десятки единиц штамповой оснастки, объединенной в автоматическую линию. Мало того, что эта оснастка требует длительной отладки, полученный патрон надо еще заставить безотказно работать в разработанной под него новой автоматики артсистемы. Предвидя эти трудности, коллектив ОКБ-16 пошел по простому пути, совместив отработанную в промышленности гильзу мощного патрона от противотанкового ружья 14.5х114 с 23-мм снарядом от патрона ВЯ, для чего горловина 14.5-мм гильзы была просто увеличена в диаметре введением в технологическую линию готовых штампов дополнительной операции раздачи. Получившийся боеприпас, известный как 23х115 мм, сохранял отличную баллистику снаряда ВЯ при большой разрушительной силе, но при этом сравнительно небольшой для такого калибра пороховой заряд позволял получить умеренные параметры по отдаче потенциального оружия, разрабатываемого под этот патрон.

Параллельно с разработкой боеприпаса в ОКБ-16 была начата работа над авиационной пушкой, имевшей заводское обозначение «115П». Главным конструктором орудия стал заместитель А.Э. Нудельмана талантливый конструктор-самоучка  Александр Степанович Суранов. В группу разработчиков также вошли  Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин.

Пушка «115П» повторяла конструкцию разработанной перед этим 37-мм пушки НС-37, пропорционально уменьшенной в габаритах, в свою очередь, концептуально являвшейся доработанной конструкцией предвоенных работ Г.Я. Таубина, прежде всего 23-мм пушки ПТБ-23.

Автоматика орудия работала на основе короткого (90 мм) отката ствола, запирание патронника осуществлялось поворотом затвора. Зарядка электропневматическая, для чего использовались два пневмоцилиндра. Первый – двигал назад затвор, сжимая возвратную пружину, второй сжимал пружину приемника. Оба цилиндра включались одновременно через электромагнитный клапан.

Гашение отдачи затвора осуществлялось пружинно-гидравлическим буфером. Для повышения технической скорострельности применялся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы — при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи рассыпной металлической ленты только с левой стороны. 

23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-23

Отработанная на предыдущем проекте 37-мм пушки НС-37 конструкция, позволила А.С. Суранову при разработке 23-мм пушки «115П» избежать длительного процесса проб и ошибок. Пушка получилась весьма компактной и легкой для своего класса – масса тела орудия составляла всего 37 кг при длине менее 2 метров, шириной 165 мм и высотой 256 мм. Ствол длиной 1450 мм и массой 13.2 кг имел 10 правосторонних нарезов глубиной 0.35 мм и шириной 4.825 мм. Угол подъема витков 5 град. 12’. Умеренная мощность снаряда явилось следствием относительно невысоких характеристик орудия – начальная скорость снаряда около 690 м/с. Темп стрельбы изначально достигавший 700 выстр/мин ради надежности был искусственно ограничен величиной 600 выстр\мин.

Наземные государственные испытания пушки проходили в период с ноября 1943 года по май 1944-го уже под обозначением НС-23 – Нудельман-Суранов, 23-мм.  Параллельно ей проходили сравнительные испытания аналогичные системы конкурирующих КБ – 23-мм авиапушка С.В. Владимирова В-23, разработанная в ОКБ-2 как увеличенный вариант 14.5-мм пулемета КПВ, а также разработка ОКБ-15 Ш-23 Б.Г.Шпитального. Однако, по комплексу характеристик конкурирующие разработки значительно уступали изделию ОКБ-14, к тому же отставали по срокам доводки.

23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм пушка НС-23

  4 мая 1944 года завершились наземные испытания пушки НС-23, а 7 июня 1944 года были завершены и летные испытания пушки, установленной в моторном исполнении на истребителе Як-9УТ. После чего 10 октября 1944 года решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение с организацией производства на заводе №2 в Коврове.

До конца 1944 года было выпущено около 300 пушек, в 1945-м еще 600 штук. Первоначальная версия пушки предполагала лишь крыльевое и моторное исполнение. Под обозначением НС-23КМ ее «примеряли» для вооружения штурмовиков Ил-8 и Ил-10.

Повоевать новой пушке на фронтах 2-й Мировой практически не довелось, лишь весной 1945 несколько попавших на фронт истребителей Як-9УТ, вооруженных моторпушкой НС-23 и парой синхронных Б-20 успели поучаствовать в завершающих боях… Но впереди была война в Корее, где пушка НС-23 приняла самое активное участие. В 1946 году под новые истребители Лавочкина была разработана синхронная версия пушки НС-23С. На тот момент главный разработчик А.С. Суранов покинул коллектив ОКБ-14 и доработкой пушки занимался занявший место заместителя Нудельмана другой талантливый оружейник Арон Абрамович Рихтер.

23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-23Синхронные пушки НС-23 на истребителе Ла-9

Вскоре синхронные версии НС-23 стали поступать в войска, став основой вооружения последних советских поршневых истребителей Ла-9 и Ла-11 по 4 и 3 штуки соответственно.

Пушками НС-23 в первые послевоенные годы вооружали практически все новые отечественные реактивные самолеты первого поколения – МиГ-9, Як-15, первые серии МиГ-15, большое количество опытных машин. Четыре крыльевых НС-23 с боекомплектом по 150 выстрелов стали основой вооружения штурмовиков Ил-10 и Ил-10М. Под истребители Як-17 выпускались пушки НС-23КМ с удлиненным стволом. В качестве оборонительного вооружения пушки НС-23 почти не применялись. Лишь опытный бомбардировщик Ил-22 имел кормовую одинарную установку с пушкой НС-23.

Послевоенное производство пушек НС-23 постоянно наращивалось. В 1946 году завод №2 выпустил 530 штук, в 1947 – 5993, в 1948 – 7798; 1949 — 2952; в 1950 – 4298. С 1951 года производство пушек НС-23 велось на Тульском заводе № 535, где было изготовлено еще 6000 пушек: в 1951-м – 3584, в 1952 – 395, в 1953-м  еще 2021 штук, после чего производство было завершено.

Не смотря на высокую надежность и хорошие эксплуатационные качества пушки НС-23, безотказно работавшие в любых температурных режимах и из любого положения, они все же обладали рядом недостатков, главным образом, недостаточной по меркам послевоенного времени темпом стрельбы. Отдача пушки, хотя и была значительно ниже пушек ВЯ, составляя около 1.5 тонн, все же была высока. В этой связи в 1947 году была предпринята работа по усовершенствованию системы.

Проект модернизации пушки возглавил Арон Абрамович Рихтер, занявший пост заместителя   главного конструктора ОКБ-16 вместо покинувшего этот пост А.С. Суранова. Итогом работ явилась доработанная система, получившая обозначение НР-23 (Нудельман-Рихтер).

23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-2323-мм авиапушка НР-23

Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер, более эффективный, чем комбинированный пружинно-гидравлический. Возвратная пружина, располагавшаяся на НС-23 открыто вокруг ствола, на НР-23 была упрятана под кожух. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс. пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18 572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-23Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

Боеприпасы 23х115 мм к пушкам НС-23 и НР-23, унифицированы по снарядам с патронами 23х152В от пушек ВЯ и включали в себя те же сколочно-зажигательно-трассирующие, бронебойно-зажигательные и практические снаряды аналогичными по массе,  наполнению ВВ и маркировке. Общая масса снаряда составляла 340 грамм, масса порохового заряда 33 грамма.

23-мм авиапушки СССР, НС-23; НР-23

 

Модификация

НС-23

НР-23

Калибр, мм

23

Тип автоматики

Короткий откат ствола

Масса тела орудия, кг

37

39

Масса орудия с пневмосистемой зарядки

54.9

57.1

Масса ствола

13.1

13.1

Длина, мм

1985

2018

Длина ствола, мм

1450

1450

Темп стрельбы, выстр/мин

600

800-950

Начальная скорость снаряда, м/с

690

Емкость магазина

Лента

Масса снаряда, г.

200

Тип боеприпаса

23×115

 

 

Источники:
Сергей Монетчиков журнал "Братишка", 03-2004;

 

Александр Попов, 23-мм боеприпасы;

 

Кирилл Рябов, Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм 

 

 

 

 

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account