Броневые части ОГПУ-НКВД были невелики по своей численности, особенно по сравнению с Красной Армией, однако существовали весь предвоенный и военный период. Подготовкой командного состава для них занималось специальное танкетное (танковое) отделение Харьковской школы (с 1937 г. — училища). В 1940 г. автобронетанковым отделением Харьковского кавалерийского училища войск НКВД руководил майор В.Н. Комаров. Кроме того, переподготовкой танкистов войск ОГПУ-НКВД занимались и Ленинградские бронетанковые командные курсы.
Первые броневые подразделения появились в составе войск ВЧК еще во времена гражданской войны. Позднее, в 1931 г. в составе Отдельной дивизии особого назначения им.Дзержинского появился бронетанковый полк, а сама дивизия в 1934 г. переформирована в мотомеханизированную. С 1937 г. в составе дивизии был танковый батальон. На рубеже 20-30-х гг. бронетехника поступает и в войска пограничной охраны, где ею вооружаются моторизованные маневренные группы. Для этого в 1933 году был сделан заказ на 500 штук танкеток Т-27. К концу 30-х годов они были сняты с вооружения, а моторизованные подразделения стали вооружаться более современной техникой. К началу Великой Отечественной войны войска НКВД располагали 312 танками и 50 бронеавтомобилями.
Так в 1939-1941 годах на вооружение мотострелковых полков войск НКВД поступили новые средние бронеавтомобили. При реорганизации в 1939-1940 годах средние броневики получили на вооружение в пограничные войска. Так, в состав каждой маневренной группы пограничного отряда включался броневзвод из трех средних бронемашин (всего к 1941 году насчитывалось 94 погранотряда, из них 40 на западной границе).
Именно в составе бронечастей ОГПУ-НКВД советские бронемашины впервые прошли обкатку боем, принимая участие в операциях по уничтожению банд басмачей в Средней Азии. Приняли они участие и в Великой Отечественной войне.
«В начале июля 1941 года, получив задачу оказать помощь подразделениям комендатуры Гарькавого, оказавшихся в окружении, политрук Чуднов (командир 3-й погранзаставы Элинсенваарского погранотряда, действие происходило в полосе 23-й армии) стал пробиваться на трех броневиках, но сумел пробиться только на одной машине, две остальных были подбиты. После трех дней боев и отхода под прикрытием броневика подразделение Гарькавого переправилось вплавь через залив Растилахти и вышло к своим. Политрук Чернов решил бронемашину не бросать, а пробиться на ней сквозь окружение. Однако, пройдя 2 км, бронемашина была подбита, водитель и командир убиты, а противник попытался захватить броневик. Тогда Чуднов решил один вступить в бой с наседавшим противником и открыл пулеметный огонь. Расстреляв все патроны Чуднов открыл огонь из пушки и вел его, пока не кончились снаряды. Уложив до роты белофиннов, Чуднов подорвал бронемашину гранатами и вплавь через залив добрался до своих».
В 16 часов 23 августа 1942 года ударная группировка 6-й немецкой армии прорвалась к Волге близ северной окраины Сталинграда. И уперлись лбом в оборонительные позиции 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД, решавшей задачи по охране тыла Юго-Западного фронта, Сталинградского фронта.
В состав дивизии (общей численностью 7,9 тыс. человек), входили 5 стрелковых полков и ряд специальных подразделений. Три полка были сформированы: 271-й — в Свердловске; 272-й — в Иркутске; 282-й — в Саратове. 269-й и 270-й полки формировались в Сталинграде за счет коммунистов и комсомольцев города и истребительных батальонов НКВД. Подразделения дивизии держали оборону на фронте в 35 километров и отбили всеми попытки передовых частей 6-й немецкой армии с ходу взять Сталинград.
За 56 дней и ночей непрерывных боев дивизия уничтожила более 15 тысяч солдат и офицеров, огнем артиллерии и приданных танков и бронемашин были подбиты или сожжены 113 фашистских танков. До конца выполнив свой воинский долг 10-я дивизия НКВД была переформирована в 181-ю дивизию РККА с присвоением почетного наименования – «Сталинградская».
Максим Коломиец «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг.»
http://1917.ixbb.ru/viewtopic.php?id=2146
http://blog.fontanka.ru/posts/132749/
http://www.chekist.ru/article/4187
Альтернативная бронемашина БА-13.
Модель | БА-13 |
Год выпуска | 1939 |
Экипаж | 4 |
Масса, кг | 8730 |
Бронирование, мм | Лоб корпуса 13 мм Борт корпуса 10 мм Корма корпуса 13 мм Крыша и днище 4-6 мм Башня 13 мм |
Вооружение | 45-мм пушка 20К с длиной ствола в 68,6 клб.,7,62-мм пулемет ДТ |
Боезапас | 114 выстрелов 3087 патронов |
Двигатель | Силовой агрегат ГАЗ-203 мощностью 160 л.с. |
Запас хода, км | 316 |
Макс. скорость, км/ч | 72 |
Преодолеваемые препятствия: | |
| 30 |
| 24 |
| 0,9 |
| 0,65 |
| 0,3 |
Башня развернута по-боевому. Мехвод ведет машину с кормового поста управления.
Вариант БА-13 на укороченном шасси.