Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 21 мая 2015 года.
Содержание:
На момент своего вступления в строй Kongo являлся самым совершенным линейным крейсером мира, что вызвало бурные дебаты в британском парламенте: «Почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получать от английской промышленности более мощный корабль, чем его отечественный прототип?»
Конец XIX-начало ХХ века стали поворотным моментом для Японии. Взяв курс на создание «Великой Восточной империи», японская правящая элита развивала вооруженные силы страны, исходя из убеждения, что только мощный флот способен обезопасить островное государство от прямого вторжения и гарантировать его регулярное снабжение необходимым сырьем. Для обороны островов японцам требовался флот линейных броненосных кораблей, а для защиты морских коммуникаций – флот крейсеров. Таким образом, доктрина японского военного флота предусматривала наличие в его составе равного количества линейных кораблей и больших броненосных крейсеров. Вынужденные приступить к широкомасштабной программе обновления корабельного состава (после появления линейных кораблей дредноутного типа) и располагая ограниченными финансовыми ресурсами, японцы действовали со свойственным им прагматизмом и приняли решение о строительстве линейных крейсеров. Это решение базировалось на трезвой оценке сил потенциальных противников: британский и американский линейные флоты были несопоставимо сильнее, а русский – несопоставимо слабее японских военно-морских сил. Линейные крейсеры позволяли Японии как защитить собственные коммуникации от русских крейсеров, так и нанести серьезный урон коммуникациям британцев и американцев при их попытке блокировать японское побережье (из-за малочисленности британских и американских сухопутных сил, а также удаленности Японии угрозой десанта можно было пренебречь).
Первоначально японцы попытались разработать проект собственными силами, но довольно быстро поняли, что из-за малого опыта в создании подобных кораблей делают это медленнее, чем англичане строят новые корабли. Первый японский проект устарел после постройки британцами линейного крейсера Invincible, второй – крейсера Lion:
. | Японский проект № 1 | Invincible | Японский проект № 2 | Lion |
Водоизмещение, тонн | 18650 | 20078 | 18775 | 29680 |
Мощность механизмов, л. с. | 44000 | 41000 | 44000 | 70000 |
Скорость, узлов | 25 | 25,5 | 26,5 | 27 |
Основное артиллерийское вооружение | четыре 305-мм и восемь 254-мм орудий | восемь 305-мм орудий | десять 305-мм орудий | восемь 343-мм орудий |
Осознав это, японцы обратились за помощью к англичанам – ведущим специалистам в данной отрасли. На рассмотрение японских адмиралов были предложены проекты фирм «Vickers» и «Armstrong». Несмотря на то, что фирма «Armstrong» уже имела опыт строительства кораблей для императорского флота, победу в конкурсе одержал проект «Vickers», разработанный сэром Джорджем Тэрстоном (впоследствии – создатель британского линейного крейсера Tiger). Проект Тэрстона представлял собой улучшенную версию британского крейсера Lion (в переводе с английского – «лев»).
Тактико-технические характеристики
Контракт с компанией «Vickers» был подписан 17 октября 1910 года (у некоторых авторов ошибочно фигурирует 1912 год). В соответствии с договором головной корабль строился в Англии, а остальные – в Японии. Всего было построено четыре линейных крейсера.
Линейные крейсеры типа Kongo
Корабль | Верфь | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата ввода в строй |
Kongo | «Vickers» (Барроу, Великобритания) | 17.01.1911 | 18.05.1912 | 16.08.1913 |
Hiei | Верфь ВМФ (Йокосука, Япония) | 04.11.1911 | 21.11.1912 | 04.08.1914 |
Haruna | «Kawasaki» (Кобэ, Япония) | 16.03.1912 | 14.12.1913 | 19.04.1915 |
Kirishima | «Mitsubishi» (Нагасаки, Япония) | 17.03.1912 | 01.12.1913 | 19.04.1915 |
В военно-морской литературе упоминаются две несколько сомнительные истории, связанные со строительством крейсеров типа Kongo. Согласно одной из них, между подписанием контракта с «Vickers» и началом строительства возник большой временной интервал, вызванный спорами о номенклатуре вооружения. Фактически головной корабль был заложен через три месяца после подписания контракта, причем, возможно, что 17 января 1911 года стало лишь официальной датой закладки, а сами работы начались еще раньше. Согласно другой истории, первоначально планировалась постройка двух кораблей, но «огромный крейсер-супердредноут произвел такое сильное впечатление на миниатюрных японских адмиралов, что было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа». Вероятнее всего, японцы изначально планировали строить четыре крейсера, исходя из рационального расчета (один крейсер в ремонте, еще один – осуществляет переход, два – в зоне патрулирования), а задержка с закладкой кораблей была вызвана подготовительными работами по локализации производства на японских верфях (по имеющимся данным, при строительстве Hiei было использована до 30% импортных комплектующих, а Haruna и Kirishima были почти полностью собраны из японских материалов). Линейные крейсеры типа Kongo являлись знаковыми для японского кораблестроения, так как головной корабль проекта стал последним крупным боевым кораблем, построенным за пределами Японии, а Haruna и Kirishima – первыми кораблями, построенными частными отечественными подрядчиками.
Конструкция корпуса
В соответствии с требованиями Морского Технического департамента Японии корпус Kongo существенно доработали. В частности, корабль получил больший, чем на прототипе, развал бортов и форштевень клиперного типа, что положительно сказалось на его мореходности. В результате переделок геометрические размеры Kongo несколько отличались от размеров крейсера Lion.
Основные геометрические размеры линейных крейсеров Kongo и Lion
. | Kongo | Lion |
Полное водоизмещение, т | 27610 | 29680 |
Длина, м | 214,8 | 213,4 |
Ширина, м | 28 | 27 |
Осадка, м | 8,4 | 8,4 |
На крейсере сохранили треногие фок-мачту и грот-мачту, а также три дымовые трубы разных диаметров, но изменили их расположение. Дымовые трубы на Kongo расположили более компактно, причем труба меньшего диаметра, бывшая на крейсере Lion носовой, на японском корабле стала средней. Фок-мачту и грот-мачту, располагавшиеся между носовой и средней трубами и позади кормовой трубы, разместили, соответственно, впереди носовой и между средней и кормовой трубами (это несколько ослабило задымление мостика корабля). Следует отметить, что в отличие от Kongo с трубами одинаковой высоты, на остальных однотипных крейсерах носовая труба была изначально примерно на два метра выше остальных, что решило проблему задымления (на Kongo носовую трубу удлинили только в 1920 году).
Энергетическая установка
Увеличение ширины корабля по сравнению с прототипом и перемещение труб было следствием существенной реконструкции энергетической установки.
Энергетические установки линейных крейсеров Kongo и Lion
. | Kongo | Lion |
Водоизмещение, тонн | 27610 | 29680 |
Количество валов | 4 | 4 |
Состав энергетической установки | 4 паровые турбины Парсонса и 36 котлов Ярроу | 4 паровые турбины Парсонса и 42 котла Ярроу |
Мощность, установки, л.с. | 64000 | 70000 |
Удельная мощность установки л.с./тонну | 2,32 | 2,36 |
Тип топлива | Уголь/нефть | Уголь/нефть |
Запас топлива, тонн | 4200/1000 | 3500/1135 |
Максимальная скорость, узлов | 27,5 | 27 |
Несмотря на почти десятипроцентное снижение мощности установки, Kongo за счет лучшей мореходности даже несколько превосходил Lion в максимальной скорости. Высокая скорость крейсеров была достигнута не в последнюю очередь благодаря использованию смешанного топлива (нефть использовалась для достижения максимальной скорости, а уголь – для плавания на экономичной скорости). При этом невозможно сравнить экономичность установок двух кораблей: большинство справочников указывают дальность хода японского крейсера в 8000 миль при экономичной скорости в 14 узлов, а английского – в 2420 миль при скорости 24 узла. Различным было и расположение машинных и котельных отделений внутри кораблей. На крейсере Lion мидельная (средняя) башня главного калибра разделяла энергетическую установку на носовую часть из двух котельных отделений и кормовую – из котельного и машинного отделения, а на Kongo из-за смещения башни за кормовую трубу носовая часть установки состояла из трех котельных отделений, а кормовая – лишь из машинного. Утверждение о большей экономичности японской установки достаточно спорно, но отказ от расположения башни главного калибра между дымовых труб, безусловно, увеличивал ее угол обстрела и защищал надстройку от воздействия пороховых газов.
Вооружение
Японцы основательно пересмотрели артиллерийское вооружение крейсера Lion (восемь 343-мм орудий в четырех двухорудийных башнях и шестнадцать 102-мм орудий в бронированных носовой и кормовой надстройках), увеличив калибр орудий главного и среднего калибра и добавив орудия противоминного калибра. По распространенной версии, первоначально на Kongo в качестве артиллерии главного калибра предполагалось использовать 305-мм орудия. Однако получив от англичан конфиденциальную информацию о том, что «305-мм орудия имели более низкую живучесть и скорострельность, нежели 343-мм установки», японцы решили вооружить свой крейсер новейшими английскими 356-мм орудиями с длиной ствола в 45 калибров (опытный образец был изготовлен и прошел испытания на британском полигоне в Ширнессе в марте 1911 года). В результате японский корабль получил орудия главного калибра, «дальность стрельбы из которых ограничивала только линия горизонта». Обычно для крейсеров типа Kongo раннего периода указывают дальность стрельбы в 25000 м при угле возвышения в 20 градусов, забывая, что построенный в Англии головной корабль точно имел угол возвышения до 25 градусов (по одним данным, угол возвышения крейсеров, построенных в Японии, составлял 20 градусов, по другим – 25).
Орудия главного калибра располагались в четырех двухорудийных башнях (на Kongo и Hiei они были выполнены многогранными, на Haruna и Kirishima – округленными), размещенных в диаметральной плоскости корабля (две – в носовой части с возвышением, одна (мидельная) – за третьей дымовой трубой, еще одна – в корме). Вышеупомянутый перенос мидельной башни за трубы позволил увеличить с двух до четырех количество орудий главного калибра, ведущих огонь в корму. Кроме численного преимущества, перенос давал и качественное, так как для быстрой корректировки огня было необходимо наличие не менее четырех орудий. По непонятным причинам на японских крейсерах вплоть до 1917 года отсутствовал командно-дальномерный пост, что отрицательно сказывалось на их боевых возможностях.
Артиллерия среднего калибра крейсеров типа Kongo состояла из размещенных в одноорудийных казематах шестнадцати 152-мм орудий с длиной ствола в 50 калибров. С каждого борта устанавливалось по восемь пушек с горизонтальным сектором обстрела в 130 градусов и максимальным возвышением в 15 градусов (масса фугасного снаряда – 45,36 кг, дальность стрельбы – 21000 м, боевая скорострельность – 4-6 выстрелов в минуту). Увеличение калибра большинство авторов объясняет опытом, полученным японским флотом в ходе морских сражений русско-японской войны. В то же время, вопрос, почему японцы вооружили свои крейсеры абсолютно бесполезными 76-мм орудиями, остается без ответа. Противоминная артиллерия Kongo состояла из шестнадцати 76-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров (восемь орудий устанавливались на каждой башне главного калибра (по две), еще восемь – побортно в средней части корабля на открытой палубе поверх батареи), а также семи пулеметов. Вероятно, у самих японцев изначально существовали сомнения в необходимости подобных орудий (на трех последующих кораблях ограничились установкой восьми орудий на открытой палубе), но окончательно 76-мм орудия и пулеметы были демонтированы только в 1918 году. Не спешили японцы и с установкой зенитного вооружения: по четыре 80-мм зенитных орудия были установлены на крейсерах только в 1923 году. Еще одной загадкой крейсеров типа Kongo, не имеющей однозначного ответа, является установка на них восьми 533-мм подводных торпедных аппаратов (на британском крейсере Lion было всего два аппарата).
Бронирование
Крейсер Kongo сохранил принципиальную схему бронирования своего британского прототипа.
Бронирование линейного крейсера Kongo и его современников, мм
. | Kongo | Lion | King George V | Blucher |
Тип корабля | Линейный крейсер | Линейный крейсер | Линейный корабль | Броненосный крейсер |
Страна | Япония | Великобритания | Великобритания | Германия |
Основное вооружение | восемь 356-мм орудий | восемь 343-мм орудий | десять 343-мм орудий | двенадцать 210-мм орудий |
Толщина брони, мм | ||||
Главный пояс | 127-229 | 102-229 | 152-305 | 65-180 |
Верний пояс | 76-203 | — | — | |
Палуба | 38-51 | 25-64 | 25-105 | 50-70 |
Казематы | 152 | — | 25-76 | 140 |
Башни | 229 | 229 | 102-279 | 150-180 |
Рубка | 152-254 | 102-254 | 76-279 | 140-250 |
Основным элементом вертикальной защиты крейсера являлся главный броневой пояс (толщина в средней части – 229 мм). Главный пояс замыкался в носовой части траверзом (толщина – 127-152 мм), а в кормовой части – переборками, смыкавшимися позади кормового барбета (толщина – 152-203 мм). Выше главного располагался верхний броневой пояс, прикрывавший среднюю часть корпуса и доходивший до верхней палубы (толщина в средней части – 203 мм). Верхний пояс замыкался траверзами возле барбета главной башни (толщина – 152-254 мм) и позади барбета третьей (мидельной) башни (толщина – 152 мм). Толщина брони казематов составляла 152 мм, барбетов – 254 мм, башен главного калибра – 229 мм. Толщина брони носовой боевой рубки составляла 254 мм, кормовой рубки – 152 мм. Нетрудно заметить, что крейсеры получили большую защиту от продольного огня с носа, чем с кормы, что свидетельствует о планах использования кораблей для атакующих действий. Вертикальная защита линейных крейсеров Kongo и Lion являлась более слабой, чем у линкоров, но оставляла им шансы уцелеть даже в бою с дредноутами противника. Так, в ходе Ютландского сражения Lion сохранил плавучесть после попадания тринадцати 305-мм снарядов и взрыва в средней башне, а потери на однотипном Princess Royal после попадания тринадцати «тяжелых снарядов» составили 22 убитых и 81 раненый.
Значительно больше нареканий вызывает горизонтальное бронирования, которое английские моряки с горькой иронией прозвали «картонным». На Kongo толщина бронепалубы составляла всего 38-51 мм, что было значительно меньше чем, например, у германского броненосного крейсера Blucher. Недостаточность горизонтальной защиты дорого обошлась англичанам во время Ютландского сражения: линейный крейсер Queen Mary (тип Lion) затонул в результате попадания снаряда в погреб носовых башен через палубу (в результате взрыва боезапаса он разломился на две части и почти мгновенно затонул).
Точные данные о противоминной защите крейсеров отсутствуют, но известно, что подорвавшийся на германской мине крейсер Haruna получил серьезные повреждения, хотя остался на плаву и даже не потерял ход. В целом, бронирование крейсеров типа Kongo было характерным для линейных крейсеров – избыточным для боя с крейсерами противника и недостаточным для борьбы с линкорами.
На момент своего вступления в строй Kongo являлся самым совершенным линейным крейсером мира, что вызвало бурные дебаты в британском парламенте:
«Почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получать от английской промышленности более мощный корабль, чем его отечественный прототип?»
Боевая служба во время Первой мировой войны
16 августа 1913 года крейсер Kongo начал переход в Японию, завершившийся 5 ноября того же года прибытием в Йокосуку – столь долгий путь, успешно проделанный кораблем, свидетельствует о высокой подготовке японского экипажа. Участие крейсеров типа Kongo в Первой мировой войне полностью соответствует японскому отношению к этому конфликту (захватив в начале войны германские колонии в Тихом океане, Страна Восходящего Солнца самоустранилась от активных боевых действий, игнорируя все призывы союзников по Антанте). По одним данным, Kongo участвовал в безуспешной погоне за германской эскадрой графа фон Шпее, по другим – совершенный им выход в центральную часть Тихого океана (с 26 августа по 12 сентября 1914 года) был связан с эскортными операциями. В дальнейшем японские крейсеры не принимали участия в активных боевых действиях (правительство Японии отвечало категорическим отказом на предложения союзников отправить корабли в Европу, сдать их в аренду или продать).
После окончания войны японцы планировали вывести линейные крейсера типа Kongo из боевого состава флота, но подписание в 1922 году Вашингтонского морского соглашения изменило их планы. В соответствии с этим соглашением, во-первых, устанавливался предельный лимит суммарного водоизмещения линейных кораблей (для Японии он составил 315000 тонн), во-вторых, вводился мораторий на замену существующих линейных кораблей новыми до 1931 года. Надо отметить, что Япония подписала соглашение только после ультиматума США, пригрозивших закладывать по четыре новых линкора в ответ на каждый японский. Вынужденные отказаться от амбициозной программы «8+8», предусматривавшей строительство восьми новых линкоров и восьми линейных крейсеров, японское правительство приступило к модернизации имевшихся кораблей (четыре линейных крейсера Kongo и по два линкора типов Fuso, Ise и Nagato). Кроме того, японцы проявили известную хитрость. Формально крейсер Hiei не вмещался в установленный лимит, и японцы переоборудовали его в учебный корабль, демонтировав кормовую башню главного калибра, всю среднюю артиллерию и даже бортовую броню. После модернизации в 1936-40 годах Hiei был возвращен в строй и воевал вплоть до своей гибели у острова Гуадалканал 13 ноября 1942 года.
Модернизация
Крейсеры типа Kongo предполагалось превратить в «быстроходные линкоры», существенно усилив их броневую защиту, хотя, по утверждению ряда источников, существовал и альтернативный проект по их переоборудованию в «торпедные линейные крейсеры». Согласно альтернативному проекту, планировалось убрать кормовые башни вместе с барбетами, а также все кормовые орудия из казематов, а на их место установить четырнадцать торпедных четырехтрубных аппаратов (по три – в спонсонах, остальные – открыто на палубе). Помимо этого, предполагалось значительно усилить противовоздушную оборону за счет установки двенадцати спаренных 127-мм и восьми 76-мм зенитных орудий. Трудно сказать, насколько серьезно рассматривался этот необычный проект, но реализован он не был (возможно, проект является шуткой одного из современных авторов).
Модернизация крейсеров осуществлялась в два этапа. Kongo прошел первый этап модернизации в 1929-31 годах, а второй – в 1936-37 годах (по его итогам он был переклассифицирован в линейный корабль). Основные усилия инженеров были направлены на усиление броневой защиты, что привело к существенному росту водоизмещения корабля.
Основные геометрические размеры линейного корабля Kongo до и после модернизации
. | До модернизации | После 1-го этапа модернизации | После 2-го этапа модернизации |
Полное водоизмещение, т | 27610 | 31788 | 36700 |
Длина, м | 214,8 | 214,8 | 222 |
Ширина, м | 28 | 32 | 32 |
Осадка, м | 8,4 | 8,54 | 9,7 |
Энергетическая установка
Первый этап модернизации носил косметический и во многом вынужденный характер: требовалось заменить 36 изношенных котлов Ярроу. По одним данным, Kongo, Haruna и Kirishima получили по шестнадцать паровых котлов «Миябара». По другим – на Kongo установили шесть основных котлов типа «РО» системы Морского Технического департамента со смешанным отоплением и четыре котла нефтяного отопления меньшей производительности. На кораблях сохранили смешанное угольно-нефтяное отопление, но пересмотрели пропорцию топливных запасов: запас жидкого топлива возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тонн. Максимальная скорость крейсера возросла до 29 узлов, а дальность плавания – до 9500 миль при скорости 14 узлов.
Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов сгорания, что позволило демонтировать одну дымовую трубу, и корабль обрел своеобразный двухтрубный силуэт. В ходе второго этапа модернизации четыре паровые турбины «Парсонс» прямого действия (непосредственно соединялись с валом гребного винта) заменили на четыре турбозубчатых агрегата, разработанных Морским Техническим департаментом, а смешанные угольно-нефтяные котлы – на восемь нефтяных котлов «Кампон». Использование редуктора, позволившее турбинам развивать большие скорости, более эффективное топливо (нефть), повышение температуры и давления рабочего режима существенно повысили эффективность энергетической установки (ее суммарная мощность возросла до 136000 л. с., что позволяло кораблю развивать скорость до 30 узлов). Дальность плавания возросла до 10000 миль при скорости 18 узлов и запасе топлива в 4500 тонн нефти.
Вооружение
Модернизация вооружения корабля также производилась в два этапа. Модернизация орудий главного калибра осуществлялась за счет увеличения угла возвышения и разработки новых боеприпасов. Первая модернизация была произведена еще в 1924 году – максимальный угол был увеличен с 25 до 33 градусов, в результате чего дальность стрельбы возросла с 25800 до 29000 метров. В ходе модернизации 1929-31 годов максимальный угол возвышения довели до 43 градусов (дальность стрельбы возросла до 33000 метров), что позволяло Kongo вести бой в одной линии с линкорами типа Nagato, вооруженными 406-мм пушками.
К началу Второй мировой войны основным боеприпасом 356-мм орудий являлись бронебойные снаряды с дистанционным взрывателем «Тип 91» (масса снаряда – 673,5 кг, начальная скорость – 775 м/с). Дальность поражения такими снарядами составляла 25000 метров при подъеме орудия на 20 градусов, и 35450 метров – при 43 градусах. С изменением систем управления огнем перестраивалась и возникшая на месте фок-мачты «пагодообразная» надстройка, которая обрастала все новыми приборами управления стрельбой.
В ходе модернизации 1936-37 годов были демонтированы два 152-мм орудия из носовых казематов, а угол возвышения оставшихся довели до 30 градусов. Неуклонно усиливалось и противовоздушное вооружение корабля.
Зенитная артиллерия линейного корабля Kongo
. | 127-мм орудия | 80-мм орудия | 40-мм автоматы | 25-мм автоматы | 13-мм пулеметы |
1923 | — | 4 | — | — | — |
1926 | — | 7 | — | — | — |
1932 | 8 | — | — | — | — |
1933 | 8 | — | 4 | — | 8 |
1937 | 8 | — | — | 20 | — |
В начале 1943 года на корабле демонтировали шесть 152-мм орудий и довели количество 127-мм зенитных орудий до двенадцати (шесть спаренных установок), а 25-мм автоматов – до тридцати четырех (семнадцать спаренных установок). Летом 1944 года количество 25-мм автоматов довели до девяноста четырех.
Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы в 1929-31 годах (их нельзя было использовать из-за пристроенных булей), а остальные – в 1936-37 годах.
Первое авиационное вооружение (один гидросамолет) появилось на Kongo в 1921 году. В 1929-31 годах свободное пространство между третьей и четвертой орудийными башнями использовали для размещения еще трех гидросамолетов типа «14», взлетавших исключительно с водной поверхности из-за отсутствия катапульты (по другим данным, к началу Второй мировой войны корабль все же ее получил). В 1933 году самолеты типа «14» заменили на тип «90».
Бронирование
В процессе модернизации основное внимание уделялось усилению горизонтальной и подводной противоминной защиты. По планам, горизонтальная броневая защита должна была противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях 20-25 км, а противоминная защита – взрыву 200-кг заряда.
Месторасположение машинных и котельных отделений сохранило двухэшелонное горизонтальное бронирование, но при неизменном 19-мм настиле на нижней палубе толщину верхней палубы увеличили с 38 до 63,5-102 мм. Основания дымовых труб прикрыли 165-мм плитами, вентиляционные шахты котельных отделений – 178-мм плитами, а вентиляционные шахты машинных отделений и подъемники боезапаса башен главного калибра – 102-127-мм плитами. Крыши башен главного калибра усилили установкой 76-мм плит поверх существовавшей брони такой же толщины.
Мероприятия по улучшению вертикальной защиты носили ограниченный характер – для артиллерийских погребов барбеты орудий главного калибра усилили установкой дополнительных 76-мм плит.
В качестве противоминной защиты борта Kongo были оборудованы булями с целью увеличения живучести корабля, а также создания дополнительного запаса плавучести. Внутри були заполнялись водонепроницаемыми стальными трубами, предназначенными для погашения энергии подводного взрыва. Внутри или поверх обшивки корпуса навесили от трех до четырех слоев 25,4-мм плит из высокопрочной стали «HT» (High Tensile steel), а возле котельных отделений установили дополнительные 76-мм продольные переборки. В результате модернизации общая масса брони возросла с 6606 до 10478 тонн.
В ходе модернизации 1936-37 годов существенно усовершенствовали систему борьбы за живучесть. По обоим бортам корабля оборудовали систему быстрого контрзатопления, состоявшую из двадцати отсеков, а также систему нормального затопления из двадцати шести отсеков (вместимость систем – 500 и 1500 тонн соответственно). Посредством затопления первой группы отсеков крен корабля уменьшался на 5,5 градуса, а при затоплении второй группы отсеков – на 7,7 градуса.
Мероприятия по усилению бронирования и установке системы контрзатопления существенно повысили живучесть линкоров типа Kongo. Так, в ходе боев за остров Гуадалканал в ноябре 1942 года линейный корабль Hiei сохранил плавучесть, получив более сотни попаданий 152-мм снарядов, четырех торпед (две с – американских эсминцев, еще две – с самолетов-торпедоносцев) и налета бомбардировщиков B-17 (в итоге корабль затопила сама команда). Однако принятые меры оказались недостаточными для защиты кораблей от нового американского вооружения. Так, 14 ноября 1942 года линкор Kirishima потерял ход после попадания девяти 406-мм снарядов с американского линкора South Dakota (интересно, что наиболее слабым элементом бронирования линкора оказалась вертикальная защита, изначально бывшая сильнейшим элементом его бронирования). Как показала судьба линкора Kongo, недостаточной оказалась и противоминная защита.
Боевая служба в годы Второй мировой войны
Линкор Kongo принимал активное участие в пяти военных кампаниях во время Второй мировой войны. В трех из них (битве за Малайский барьер (январь-март 1942 года), захвате Филиппин (декабрь 1941-май 1942 года) и битве за Соломоновы острова (август 1942-февраль 1943 года) корабль, в основном, осуществлял огневую поддержку десантов, причем делал это довольно успешно. Так, обстрел линкорами Kongo и Haruna американских позиций у аэродрома Хендерсон-филд на острове Гуадалканал 13-15 октября 1942 года получил превосходную оценку даже у настроенных антияпонски авторов «Всемирной истории войн» Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи:
«В результате этих действий японцы установили эффективный контроль над морскими пространствами вокруг Гуадалканала».
В марте-апреле 1942 года все линкоры типа Kongo принимали участие в рейде в Индийский океан (в основном, осуществляя прикрытие японских авианосцев). Kongo участвовал и в сражении при Лейте – возможно самой трагической битве императорского флота во время Второй мировой войны (17-25 октября 1944 года). Ему удалось уцелеть и в битве в море Сибуян (23-24 октября), и в сражении у мыса Энганьо (25 октября), которые свелись к непрерывной бомбардировке американской авиацией японского флота, практически не имевшего поддержки с воздуха. По наиболее распространенной и несколько «обидной» для Kongo версии американцы попросту не обратили на него внимания, сосредоточившись на уничтожении супердредноута Musashi и авианосцев. Корабль взял курс на родную базу и 21 ноября 1944 года погиб в результате попадания, по разным данным, от одной до трех торпед с американской субмарины Sea Lion. Таким образом, можно сказать, что линейный крейсер Kongo был рожден британским «львом», а убит – американским.
И линейные крейсеры, и линкоры типа Kongo являлись весьма удачными представителями своих классов. Однако проблема состояла в том, что сами эти классы не вполне соответствовали реалиям Второй мировой войны – линейные крейсеры оказались невостребованными из-за отсутствия полномасштабной крейсерской войны, а линейные корабли, оказавшиеся беззащитными против авиации и подводных лодок – из-за отсутствия крупных артиллерийских сражений между линейными флотами.
источник: https://warspot.ru/3200-britanskiy-lev-pod-yaponskim-flagom