-1

Зато мы делаем ракеты

24 августа – для Украины это не просто день независимости, но и день символического прощания с другой страной. Парадоксальной страной, которая у одних вызывает чувство гордости, а у других – стыд и презрение.

Эта страна производила самые лучшие танки и самую худшую обувь.

Эта страна завоевывала космос, но так и не сумела себя прокормить.

Эта страна обладала колоссальным научным потенциалом, но не создала ничего для повседневной человеческой жизни. А любые заграничные новинки – от бытовой электроники до шариковых ручек – входили в здешний обиход со средним опозданием в 10-20 лет…

Советский опыт действительно поучителен. Благодаря СССР стало ясно, насколько наивна вера в абстрактный "научно-технический прогресс", якобы существующий сам по себе.

Многие представляют субъекта в белом халате и очках с множеством диоптрий: он шевелит извилинами и движется вперед независимо от экономических отношений.

 Но это не так. Истинным двигателем прогресса является потребитель, желающий получить вещь с новыми качественными характеристиками. У любого новшества есть будущее, если найдутся потребители, готовые за него платить. В этом плане баллистическая ракета не отличается от пылесоса или мобильного телефона.

Айфоны и айпады запускаются в производство и непрерывно совершенствуются,  поскольку миллионы людей хотят их потреблять и выкладывают за это деньги. Но сильные мира сего – тоже потребители.

Товарищ Сталин испытывает потребность в мощных танках для завоевания Европы, товарищ Хрущев – потребность в космических кораблях для соревнования с Америкой, товарищ Ким Чен Ир – потребность в атомной бомбе для упрочения собственной власти.

Распоряжаясь огромными материальными ресурсами, они готовы заплатить за свои хотелки любую цену. И обычно получают желаемое.

Что необходимо для производства качественной продукции, будь то смартфоны или ракеты?

Во-первых, производитель должен представлять, какие вещи востребованы потребителем.

Во-вторых, благополучие производителя должно зависеть от того, удовлетворен ли потребитель.

В либеральном обществе это определяется маркетингом, прибылью и убытками. В командной экономике имеются производители, получающие непосредственный заказ от высокопоставленного потребителя. Недовольство такого потребителя  чревато не только потерей материальных благ, но зачастую и чем-то худшим.

Классическая формула "Клиент всегда прав" приобретает особое звучание, если дело происходит в СССР 30-х-40-х годов, а клиент сидит в Кремле.

Обратная связь между производителем и потребителем – важнейший экономический механизм. Это залог успеха везде и всюду: хоть в Америке, хоть в Советском Союзе. Но либеральная рыночная экономика предоставляет рычаги влияния миллионам людей.

Они каждодневно и ежечасно поощряют одних производителей и наказывают других. Они определяют прогресс во множестве сфер, от электроники до сельского хозяйства. А в командной системе круг влиятельных потребителей ограничен правящей верхушкой.

При всем желании эти люди не смогут оценить массовую продукцию, поступающую на внутренний рынок и предназначенную для бесправных граждан. Поэтому качественный ширпотреб здесь не появится никогда, зато качественные ракеты – пожалуйста.

Итак, прогресс находится во власти потребителя. Ракетные достижения СССР – заслуга сановного клиента, имевшего влияние на производителей и располагавшего большими средствами. А что же простые смертные?

К основному потребителю, заказывающему музыку, часто присоединяются опосредованные потребители. Девушка покупает новые платья, украшения и косметику для личного пользования, но результатом любуются все встречные мужчины.

Корпорация строит штаб-квартиру для себя, но величественный небоскреб становится городской достопримечательностью. Олигарх Ахметов содержит дорогую игрушку –  ФК "Шахтер" – для собственного удовольствия, но футбольные победы радуют многочисленную армию болельщиков.

Опосредованные потребители ракет и тому подобного добра исчисляются миллионами. Причем реальный заказчик подчеркивает, что старается именно для них. ФАУ-1 и ФАУ-2 нужны не фюреру, а германской нации! "Царь-бомба" необходима не членам Политбюро, а советскому народу!

Конечно, пропаганда лукавит, и в первую очередь это все-таки нужно правящим кругам. Но значительная часть населения наслаждается заодно с вождями. И чаще всего опосредованный потребитель придает ракетам совсем не ту ценность, которая декларируется официально.

Заказывая новейшую боевую технику, власти говорят о защите страны. С окончанием холодной войны у России отпала необходимость защищаться от США. Но рядовой россиян до сих пор переживает из-за демонтажа стратегических наступательных вооружений.

Заказывая новейшую космическую технику, власти говорят об исследовании Вселенной. Орбитальный телескоп "Хаббл" позволил сделать больше научных открытий, чем все полеты космонавтов, вместе взятые. Но рядовой американец радуется не "Хабблу", а кратковременной высадке живых американских человечков на Луну.

Тяжелые танки и сверхзвуковые бомбардировщики нужны обывателю не для защиты, а космические аппараты – не для проникновения в тайны Вселенной. Прежде всего это предметы коллективного престижного потребления: что-то вроде гигантского галстука Versace, опоясавшего всю страну, или огромных часов Breguet на множестве запястий.

Человек жаждет почувствовать свое превосходство над другими людьми. Но отнюдь не каждому из нас достаточно собственных успехов и достижений. Приходится потреблять чужое – например, ракеты, заказанные правящей верхушкой. Заграница, смотри и завидуй! У вас такого нет!

Рассмотрим эту браваду поближе. Кто действительно может гордиться запуском космической ракеты? Люди, от чьих решений зависит достигнутый результат: руководство страны, конструкторы, изготовители и персонал космодрома. От воли простого обывателя не зависит ничего.

У гражданина Иванова, не спрашивая согласия, отнимают часть заработанного, вот и весь его "вклад" в развитие ракетной техники. По факту ему нечем кичиться. Но в этом и заключается вся прелесть! Оставаясь заурядным человеком, гражданин Иванов ощущает мнимую причастность к незаурядным вещам. Чем меньше реальных оснований для гордости, тем больше ракеты греют его душу.

Не стоит принижать чувства современного советофила. Тысячи людей тоскуют по СССР не из-за колбасы по 2.20, а из-за атомных боеголовок и космических станций. Чувство превосходства над кем-то – очень важная психологическая потребность. И для многих ядерная ракета ценнее, чем пресловутая социальная защита.

Восхваляя авторитарный строй и командное управление экономикой, они стремятся к подъему собственной самооценки. Кстати, это вовсе необязательно делать под красным флагом – партийная программа "Свободы" предусматривает то же самое в желто-голубом варианте.

К сожалению, есть одна загвоздка.

Да, командная система отличается от либеральной составом потребителей. Да, всемогущий заказчик может полностью монополизировать экономику и сосредоточить в своих руках огромные средства. Но где гарантия, что он закажет нечто пригодное для массового престижного потребления?

Того же президента Януковича никак не назовешь либералом-рыночником.

Однако при всем своем авторитаризме украинская власть потребляет не ракеты, а драгоценную сантехнику. И рядовому гражданину трудно разделить с правящей элитой это удовольствие.

http://www.pravda.com.ua/articles/2013/08/23/6996579/

 

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account