Работы по повышению броневой защиты малого танка Т-60
Часто так бывает, что ожидания военных насчет вооружения и техники отличаются от того, чего они используют в реальности. В полной мере это относится и к бронетанковой технике. С точки зрения танков все страны на начало войны были к ней не готовы, главным вопросом являлось то, насколько. И немцы к войне были не готовы, и поляки, но у первых «всего» меньше 300 средних танков, а у вторых ни одного даже в виде опытного образца. Вот и у Красной Армии уровень неготовности к войне выглядел довольно интересно. Надо быть честными, процесс перевооружения на новые типы танков во второй половине 30-х годов оказался провален. Во многом именно это стало причиной волны репрессий. Только в 1939 году работы по замене Т-38, БТ и Т-28 с Т-35 вышли на финишную прямую. 19 декабря 1939 года на вооружение Красной Армии приняли Т-40, Т-34 и КВ, эти три танка оказались удачными и пошли в крупную серию. Но в этом списке отсутствовал сменщик Т-26, самого массового советского танка межвоенного периода.
История того, как шли работы по замене Т-26, является едва ли не крупнейшей драмой в истории отечественного танкостроения. Если считать СП-126 отдельно от Т-50 (по факту это разные танки), то всего можно насчитать 4 попытки. Это Т-46-1 (даже приняли на вооружение, но запуск в серию провалился), СТ-25/СТЗ-35 (дальше опытной машины дело не продвинулось), СП-126 (два опытных образца) и, наконец, Т-50. Последняя попытка оказалась вроде как удачной, порой этот танк называют едва ли не лучшим в своём классе, но это не более чем аванс. Т-50 имел массу болячек, в крупную серию он так и не попал, а его боевое применение оказалось крайне спорным. В результате летом 1941 пришлось принимать на вооружение не то, чего хотелось, а то, что можно было быстро запустить в серию. Речь идет о Т-60, малом танке, которому пришлось срочно заполнять выбитые в первые месяцы танки сопровождения.
Принимая Т-60 на вооружение, командование Красной Армии прекрасно понимало, что эта машина изначально имеет массу недостатков. Вопрос в том, что нужны были любые танки. Выбирать оказалось не из чего: Т-50, конечно, всё еще надеялись поставить в крупную серию, но, как говорится, лучше иметь синицу в руках. Предложение Астрова и Окунева оказалось абсолютно верным: переход на выпуск Т-30, а затем Т-60, позволил получить хоть какой-то танк. Многого от него ждать не приходилось, но даже такой танк оказался очень кстати. В октябре 1941 года начался крупномасштабный выпуск Т-60, за ноябрь ГАЗ им. Молотова сдал 471 танк, а в декабре 625 штук. Кроме того, осенью 1941 года начались работы по модернизации танка. Было очевидно, что 20 мм брони явно мало, но сначала требовалось запустить хоть что-то. Тем не менее, уже в ноябре 1941 года пошли работы по усилению броневой защиты. Сначала речь шла про экранировку корпуса с башней, но практически сразу подняли вопрос об утолщенных деталях. Самые первые Т-60 с утолщенной бронёй пошли в серию с начала февраля 1942 года, о них и поговорим.
Впервые тему увеличения толщины корпусов и башен Т-60 подняли на совещании, которое прошло 16 ноября 1941 года. К тому времени КОЭ ГАЗ им. Молотова уже провело испытания танка с дополнительными броневыми листами толщиной 10 мм. Успешно проведенные испытания дали основание для дальнейшего повышения толщины брони. Одновременно ГАБТУ КА подняло вопрос и о модернизации танка. Реализация этой задачи началась в конце ноября 1941 года. При этом переделка танка шла также и с учетом обсуждения вопроса упрощения конструкции. Совещание по этой теме прошло в Горьком 11 ноября 1941 года. Всего утвердили 37 пунктов упрощений, часть из них скорее являлось крайней мерой. Стоит отметить, что от подавляющего большинства упрощений конструкции старались отказаться при первой же возможности. Тем не менее, имелась тенденция к снижению числа клепаных соединений, вместо них внедряли сварку.
Тогда же, в ноябре 1941 года, впервые появилась модернизированная башня. Главным ее отличием стало то, что воздуховод в лобовой части убирали, а на створке люка вводили воздухоприток. КОЭ ГАЗ им. Молотова решило установить на створке воздухоприток, аналогичный люку механика-водителя. Соответственно, верхний лобовой лист башни стал скошенной формы. Ранее считалось, что этот вариант модернизации башни был проектным, но часто доказательства находятся в земле. Такой люк был не так давно найден, что доказывает и существование модернизированной башни.
Почему такая башня не встречается на снимках, есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что выпускалась такая башня только силами самого ГАЗ. Первый утолщенный корпус сдали 29 января 1942 года, то есть первый танк с новой башней и корпусом появился никак не раньше начала февраля. А уже в марте 1942 года завод начинает готовиться к выпуску нового танка — Т-70. Не говоря уже о том, что тот же ГАЗ производил танки из корпусов с башнями разных заводов. А вот там подобными вещами не баловались, то есть речь шла об утолщении без переделок.
КОЭ ГАЗ им. Молотова оказалось не единственным местом, где занялись модернизацией танка. Летом 1941 года на территории судоверфи в Красноармейске (бывший поселок Сарепта, на тот момент уже часть Сталинграда) организовали завод №264. Изначально его задачей было обеспечение корпусного производства СТЗ, выпускавшего Т-34, но далее туда эвакуировали танковое производство ХТЗ. В Харькове занимались Т-60, и там имелось своё КБ (Отдел Главного Конструктора). Так вот, с февраля 1942 года завод №264 начал работы над собственной модернизацией Т-60. Башня завода №264 тоже имела скос, но грибок вентиляции получился меньше, а верхняя лобовая деталь состояла из 2 деталей, а не 1 гнутой. Прорабатывалось и несколько вариантов утолщенной бронировки орудийной установки, включая и гнутую конструкцию.
Имелись отличия и по модернизации корпуса. На заводе №264 прекрасно были в курсе насчет того, как изготавливали корпуса на заводе «Красный Октябрь». Там и штамповали-то нехотя, не то, что клепали. Поэтому клепаных соединений было минимальное количество. Также завод проработал несколько вариантов люка механика-водителя, включая и литой. Впрочем, все эти предложения, в отличие от ГАЗ, завод так реализовать не смог. Дело в том, что окончательно документация по модернизации была готова в марте 1942 года, а по факту ее утвердили 15 апреля. К тому моменту заводу №264, в порядке исключения, разрешили его производить до июля месяца. Но про какие-то модернизации уже можно было забыть. Кроме того, в Красноармейск весной 1942 года хлынул поток корпусов и башен, которые ранее предназначались ГАЗ.
По итогам танки, которые выпускались в Горьком, по большей части выглядели как «обычные» Т-60. То есть безо всяких скосов лобовой детали башни. Большинство корпусных заводов перешло на утолщенные корпуса и башни с февраля 1942 года, поэтому имелся, можно сказать, пограничный период. То есть в феврале, а пожалуй и в марте 1942 оба завода могли выпускать танки без усиления броневой защиты, просто потому, что имелся задел. Для ГАЗ частым явлением было использование комбинации с усиленной броневой защитой корпуса, а также экранированной башней. Усиленный корпус вычислить несложно, надо смотреть на стыки рубки механика-водителя.
Еще сложнее оказалась ситуация с продукцией завода №264. Для понимания уровня сложности ситуация на заводе, надо понимать, какой объем продукции свалился на него весной-летом 1942 года. Помимо «Красного Октября», туда стали отправлять продукцию ГАЗ, завод №176 (Муром), завод №177 (Выкса), завод №178 (Кулебаки), а также завод №180 (Саратов). То есть танк из пригорода Сталинграда стал, мягко говоря, разнообразным. При этом и там машина могла быть без утолщения, экранированной, и с утолщением брони. Там и без скосов лба башни хватало разнообразия.
Тем не менее, был один завод, который всё же смог реализовать программу модернизации корпусов и, прежде всего, башен. Речь идет о заводе №37 НКТП, который в конце 1941 года эвакуировали в Свердловск. Вместо с заводом эвакуировали и заводское КБ. Статус ведущего разработчика танка отдел 22 потерял, но это не мешало ему вести работы по модернизации танка. Ранее считалось, что самым ранним свердловским танком была машина по типу той, которая сохранилась в парке «Патриот». Но недавно выяснилось, что там криво написали номер, а сам танк горьковский. Так что типовым Т-60, выпускавшимся заводом №37, стала машина с модернизированной башней. При этом башня сразу была утолщенной, а часть корпусов экранированными.
С точки зрения конфигурации свердловская башня оказалась наиболее близка к башне завода №264. Впрочем, в отделе 22 решили еще больше увеличить угол скоса, что являлось правильным решением. Стойкость листа выросла, хотя особо это уже влияние не имело (особенно с учетом того, что калибры немецкой противотанковой артиллерии стремительно росли). Воздухоприток получился оригинальным по конструкции и вполне простым. Еще проще оказалась створка люка — ее сделали плоской. Итого на четыре завода 3 варианта модернизации башни, из них 2 пошло в серию. На самом деле имелось 4 варианта модернизации. Дело в том, что завод №37 прорабатывал и вариант литой башни с толщиной стенок 35-40 мм. Да и башня с катаными листами продумывалась с толщиной стенок 35 мм.
В отличие от горьковской башни, которая на снимках не проскакивает, свердловская модернизация не является огромной редкостью. Она часто встречается на снимках, да и живые башни вполне сохранились. Всё потому, что завод №37, как и завод №38, обеспечивал себя корпусами самостоятельно. Завод №38 не успел заняться модернизацией Т-60 (либо просто документов нет), так или иначе, но там выпускали «обычные» танки. А в Свердловске башни со скошенными лбами поставили на поток, да и выпустили их изрядное количество. Поэтому они и не являются чем-то редким. Более того, до недавних пор считалось, что это единственный тип модернизированной башни. Как оказалось, это не совсем так.
Напоследок стоит отметить, что сама идея усиления броневой защиты была хоть и запоздалой, но совсем не бесполезной. Полноценной противоснарядной защитой усиленные корпуса и башни не обладали, но на дистанциях 650 метров и далее, вполне могли «снимать» бронебойные снаряды 3,7cm Pak. Хотя главными врагами были скорее малокалиберные автоматические пушки и противотанковые ружья. От них 35 мм лобовой брони вполне защищали. Естественно, такая броневая защита была более актуальной в 1941 году, но тут выражение «лучше поздно, чем никогда» вполне уместно. У Т-60 была своя ниша, в которой он, в случае правильного применения, вполне успешно использовался. Да и те же немцы вполне активно применяли Pz.Kpfw.II (больше 1000 штук на лето 1942 года). Видимо, тоже не считали, что не «лучше бы БТР-ы строили». У них Pz.Kpfw.II, как и у нас Т-60, выпускали те заводы, которые не могли производить средние танки. Собственно говоря, основная масса заводов, которые выпускали Т-60 с утолщенной бронёй, далее перешли либо на корпусное производство Т-34, либо вообще стали выпускать 34-ки (завод №37). Всему своё время.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- Фотоархив автора
- ww2.ru
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/usilenie-malogo-tanka-61f6c4826c6b815d175f2034?&