Юрий Пашолок. Трехосный француз на немецкой службе
Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T и машины на его базе в немецкой армии
После того, как 22 июня 1940 года было подписано Второе Компьенское перемирие, Франция была выведена из Второй мировой войны. По большому счету, это было не перемирие, а проигрыш: французам оставили 40% территории, в основном на юго-востоке, порты на побережье Атлантики остались за немцами, французский флот оставался запертым в Тулоне. Самое же главное, что основные промышленные зоны, а также Париж, оказались в зоне немецкой оккупации. Конечно, что-то из заводов у французов осталось, они даже втихую строили башни для бронемашин, но фактически это мало что значило. Одна из самых крупных армий мира войну проиграла. Вряд ли французские военные могли предположить, что на всё немцам понадобится около полутора месяцев (а фактически чуть больше месяца, Париж пал 14 июня 1940 года). Самый большой, после СССР, парк бронетанковой техники французам не помог, больше того, часть этих самых танков оказалась на вооружении немецкой армии. Правда, довольно быстро выяснилось, что основная их часть годится разве что для учебных целей.
Вместе с Парижем немцам досталась и обширная промышленная зона, включая и производство военной техники, а также артиллерии. Впрочем, довольно быстро к непосредственно французской военной технике немцы охладели. Единственный образец бронетанковой техники, который немцы пытались производить, являлся легкий кавалерийский танк Hotchkiss H 39. Но и с ним особо дела не задались. Не задалось и с выпуском автомобилей на части захваченных предприятий. Но не на всех. Про это французы как-то не очень любят вспоминать, но некоторые компании продолжали выпускать технику и для новых хозяев. Особенно на этом поприще отличились Renault (около 29 тысяч грузовиков AHS, AHN и AHR, выпускавшихся с 1941 по 1944 годы), Peugeot (более 15 тысяч грузовиков Peugeot DMA в период с 1941 по 1944 годы) и Citroën (62 тысячи легковых и грузовых машин с 1940 по 1944 годы). Latil выпускала лицензионную версию грузовика MAN typ AS 250, а на Bugatti производили Trippel SG-6/41.
Среди французских производителей, которые после поражения Франции стали выпускать автомобили для немцев, обычно не фигурирует такая фирма, как Hotchkiss. По крайней мере, обычно пишется об автомобилях данной марки, которые выпускались до перемирия. На самом деле это некоторое лукавство, поскольку на ряде машин есть детали, имеющие немецкие обозначения и год выпуска где-нибудь 1941-43. Что прямо намекает. А еще есть немецкие руководства, которые часто выпускали на модели, которые находились в производстве под немецким контролем. Так вот, есть такое руководство на машину, которую немцы именовали как Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T. На самом деле речь идет совсем не про Laffly: в реальности модель W 15T выпускали на заводе Hotchkiss. И если с выпуском Hotchkiss H 39 дело не заладилось, то W 15T вполне производились, и даже на этой базе выпускались спецмашины. Обо всем этом и поговорим.
Самые первые W 15T попали в немецкую армию еще как трофеи в ходе скоротечной кампании мая-июня 1940 года. Далее, когда завод оказался в руках немцев, выяснилось, что имеется задел по танкам и тягачам. И если задел по танкам не был востребован, то с тягачами ситуация оказалась совсем иной. Уже в июне 1940 года начались поставки в немецкую армию, первым стал тягач с серийным номером 700149. Всего же для немцев изготовили 101 Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T, в пределах серийных номеров 700149-700249. Далее, по неизвестным причинам, выпуск остановили, скорее всего, для завода нашлись другие задания. А вот задел явно остался, потому как в декабре 1944 года, после освобождения Парижа, выпуск W 15T продолжился, причем во вполне промышленных масштабах.
Поначалу немцы особо не искали сложных путей. Дело в том, что они захватили немалое количество 47-мм противотанковых пушек Canon antichar de 47 mm Mle.1937. Штатным тягачом данного орудия и являлся W 15T, его использовали именно в этом качестве. Некоторые из Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T попали на советско-германский фронт, где использовались и как штабные машины. В основном это касалось трофеев мая-июгня 1940 года. Конечно, особо быстрым автомобиль не назвать, да и комфорт в нем условный, но зато имелась высокая проходимость. Впрочем, такая судьба оказалась далеко не у всех Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T. Основная их часть осталась во Франции. Судя по всему, в дело пошла и часть бывших Laffly W 15 TCC. В штатном виде машина немцам явно не понравилась, посему они сделали свою конверсию. Более громоздкую, но зато стреляющую вперед.
Между тем, в 1942 году на территории завода Hotchkiss обосновался один из филиалов организации, известной как Baukommando Becker. Названа она была в честь майора Альфреда Беккера, крайне неординарной личности, чья активность достойна немалого количества материалов. Еще в 1940 году Беккер задумался об использовании трофейных французских и английских образцов для переделки в самоходные артиллерийские установки. Первые такие машины были им созданы еще в 1941 году, они более-менее успешно использовались на советско-германском фронте. Годом спустя Беккеру дали карт-бланш на обширную программу переделки трофейной, и уже ставшей во многом бесполезной французской матчасти. Прекрасно понимая, что возможности французских шасси, откровенно говоря, не блещут, Альтберт Шпеер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов, ориентировал разработки Беккера на комплектацию частей во Франции. Как машины первой линии они не особо годились, а для резерва и обучения — вполне.
На данном поприще Беккер умудрился превзойти Alkett, основного разработчика немецких САУ. По крайней мере, созданные им машины отличались большей рациональностью. Для их выпуска Беккеру выделили несколько заводов в промышленной зоне Парижа. В том числе и Hotchkiss. Естественно, основной задачей был выпуск САУ и других спецмашин, но в поле зрения Беккера попал и Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T. К тому моменту как артиллерийский тягач машина оказалась уже не особо актуальной, поскольку противотанковая пушка, которую она таскала, устарела. А вот как платформа для специальных машин трехосное шасси вполне годилось, тем более оно было способно на весьма существенную нагрузку.
Первой такой конверсией на базе Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T стала машина для связистов. Рецепт ее изготовления оказался довольно простым. Объемы снарядных укладок вполне позволяли размещать внутри радиооборудование, также добавились катушки. Часть оборудования разместили внутри салона, а по бортам появились штыревые антенны. Часть машин, впрочем, получила поручневые антенны. Надо сказать, что специфика шасси W 15T, от которого требовали минимального силуэта, вносила свои коррективы. Работать радистам было не совсем чтобы удобно, но тут либо шашечки, либо ехать. Всего было изготовлено 24 радийных машины, все они ушли в бригаду «Запад» (позже Schnelle Division West), сформированную во Франции. Позже эти машины оказались в составе 21-й танковой дивизии, в которую переформировали дивизию «Запад». Это была, пожалуй, самая специфичная немецкая танковая часть. Она была оснащена не только немецкой, но и французской матчастью.
Впрочем, самой интересной машиной, которую разработал на базе Mittlerer Radschlepper Laffly (f) Typ W 15T Альфред Беккер, стала бронемашина W 15T Gepanzerte (полное название Mittlerer Radscheller, Laffly W15T Gepanzerte Ausführung). Принцип разработки кузова у Беккера был вполне типовой. Сначала из фанеры делался макет бронекорпуса, далее он примерялся на шасси, а затем уже сваривался из броневых листов. Получилась весьма передовая по проработке бронемашина-разведчик, неуловимо напоминающая Sd.Kfz.251 и отчасти БТР-40. С последним ее роднило назначение. В виду того, что у Baukommando Becker возможности были ограничены, W 15T Gepanzerte отличалась весьма примитивными смотровыми приборами. Вместе с тем, у Беккера было чему поучиться. Из шасси он выжал максимум, причем получившаяся бронемашина, по своим возможностям, была примерно равнозначна Sd.Kfz.250.
Каких-то подробностей по поводу W 15T Gepanzerte не имеется. Известно, что данный броневик был изготовлен в объеме 24 экземпляров, предназначался для комплектации бригады «Запад». Масса вопросов возникает с точки зрения теплового режима двигателя. Немецкие БТР-ы, в этом плане, имели некоторые проблемы. Также есть некоторые вопросы по поводу удобства размещения внутри. Исходное шасси было довольно низким, и нельзя сказать, что внутри было сильно комфортно. Вместе с тем, нельзя не отметить, что Беккер постарался выжить из конструкции максимум. В любом случае, это было лучше любого французского бронетранспортера, который проектировался ими до войны. Что же касается боевого применения, то W 15T Gepanzerte к лету 1944 года находились в нескольких подразделениях, включая и 21-ю танковую дивизию. Они успели поучаствовать в сражении за Париж (точнее, их там быстро захватили). Считается, что ни одна из конверсий Беккера на данной базе не сохранилась, но может быть всякое. Французы периодически умудряются удивлять находками в стиле «то, чего не может быть».
Список источников:
- Guerre, blindés & matériel (GBM) №125
- Beute-Kraftfahrzeuge und -Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J Spielberger,Motorbuch Verlag, 1989
- eBay