Юрий Пашолок. Танковый плуг инженер-подполковника Кравцева

17
Юрий Пашолок. Танковый плуг инженер-подполковника Кравцева

Юрий Пашолок. Танковый плуг инженер-подполковника Кравцева

Танковый траншеекопатель ТТК, разработанный в 1944 инженер-подполковником А.Ф. Кравцевым

Сегодня исполнилось 109 лет со дня рождения Анатолия Федоровича Кравцева, человека не самого известного в отечественном танкостроении, но при этом сделавшего многое. Для понимания того, насколько высок вклад Анатолия Федоровича, достаточно сказать, что именно этот человек является автором идеи бревна самовытаскивания в его современном виде. Того самого предмета, без которого уже давно сложно представить отечественные танки. Список изобретений и машин, созданных этим неординарным человеком и Изобретателем с большой буквы, огромен. Это воздушные фильтры «Циклон» и «Мультициклон», которые стали лучшими средствами очистки воздуха на отечественных танках военного периода. Это плавающие специальные машины К-61 и ГСП, мостоукладчик МТУ-12 и целый ряд других образцов, ставших серийными. Деятельность Кравцева настолько обширная, что она легко соберется в целую монографию.

Анатолий Федорович Кравцев, человек, придумавший советское танковое бревно, также большое количество различных инженерных приспособлений и целую серию боевых машин

Анатолий Федорович Кравцев, человек, придумавший советское танковое бревно, также большое количество различных инженерных приспособлений и целую серию боевых машин

В день рождения Кравцева стоит вспомнить довольно необычное устройство, разработанное им в годы Великой Отчественной войны. Коньком Анатолия Федоровича были различные инженерные приспособления, начиная со средств преодоления водных преград и заканчивая телемеханической группой «Подрывник». Многие из тех разработок, которые были созданы Кравцевым до войны, стали серийными и применялись уже в ходе Великой Отечественной войны. Занимался он и огнеметами, в том числе и танковыми. С августа 1941 года Кравцев был назначен помощником начальника Сталинградского танкового училища. На новой должности он не останавливал свою изобретательскую деятельность. Как раз в этот период он разработал приспособление, о котором пойдет речь в данном материале.

ИС-2, оснащенный траншеекопателем ТТК, июль 1944 года

ИС-2, оснащенный траншеекопателем ТТК, июль 1944 года

В ходе войны Кравцев занимался вопросом создания укрытий для пехоты, сопровождающей танки. Проблема была крайне актуальной практически с самого начала применения танков. Танки изначально создавались как средство сопровождения пехоты, но чаще была ситуация, когда пехота залегала под огнем противника, а танки оставались один на один с врагом. В таких условиях потери несли и пехота, и танки. По этой причине еще в межвоенный период прорабатывались различные идеи того, как защитить пехоту. Разрабатывались и десантные прицепы, и специальные короба, которые защищали танковый десант. Впрочем, все эти средства широкого применения не нашли, поскольку имели различные недостатки. Занимался бронированными санями и Кравцев, но данная идея также не нашла широкого применения. Поэтому было решено подойти к вопросу с другой стороны.

ТТК в походном положении, установлена лыжа для перемещения на дальние дистанции

ТТК в походном положении, установлена лыжа для перемещения на дальние дистанции

В 1943 году Кравцевым было разработано устройство, получившее обозначение «Траншеекопатель для отрывки траншей и ходов сообщения». Развитием данного устройства стал герой данного материала — танковый траншеекопатель, сокращенно ТТК. Основной идеей ТТК было создание ходов сообщения непосредственно в ходе атаки танков на позиции противника. Наиболее проблематичным, с точки зрения пехоты, участком атаки были последние несколько сот метров перед вражескими позициями. Именно тут по атакующей пехоте концентрировался огонь, и она была вынуждена залегать, отставая от танков. Что еще хуже, залегать часто было особо некуда. Посему Кравцев предложил конструкцию, которая могла делать траншеи прямо в ходе атаки.

ТТК крупным планом. Испытания показали, что в подобном положении танк может ехать со скоростью 13-16 км/ч

ТТК крупным планом. Испытания показали, что в подобном положении танк может ехать со скоростью 13-16 км/ч

Сама по себе идея траншеекопателя была не новой. Подобные устройства разрабатывались еще до войны, ими занимались в ряде стран, включая и Германию. Правда, за рамки экспериментов подобные устройства обычно не выходили. Кроме того, как правило копанием траншей занимались специальные инженерные машины. Кравцев же решил свою конструкцию сделать наиболее простой с точки зрения эксплуатации. Это означало, что ТТК не требовал для использования специальной инженерной машины. Изначально носителем траншеекопателя должны были стать средний танк Т-34 или тяжелый танк КВ, но по ходу работ в серию был запущен новый тяжелый танк — ИС-2. Его и выбрали в качестве базы для испытаний ТТК, которые прошли летом 1944 года на НИБТ Полигоне.

Движение по целине в походном положении, без лыжи

Движение по целине в походном положении, без лыжи

Сама по себе концепция ТТК была простой и незатейливой. По большому счету, Кравцев создал гипертрофированный плуг, который крепился к нижнему кормовому листу танка. Зацепление происходило за счет штатных буксирных крюков танка, что упрощало монтаж ТТК. Собственно говоря, в этом был один из плюсов разработок Кравцева — минимальное изменение конструкции базовой машины. В походном положении траншеекопатель устанавливался на специальную лыжу и перевозился до места использования. В ходе испытаний ИС-2 провез ТТК на дистанцию около километра по грунтовой дороге, идя на скорости 13 км/ч, вел он себя устойчиво. Еще 300 метров ТТК преодолел по целине в походном положении, уже без лыжи, при этом специально проехал через траншею. Траншеекопатель успешно преодолел препятствие. Также испытания показали, что на целине радиус разворота ИС-2 с зацепленным за него траншеекопателем составил 10 метров.

Проезд через траншею в походном положении

Проезд через траншею в походном положении

Испытания ТТК проводились 17-18 июля 1944 года на стрельбище НИБТ Полигона в Кубинке. Кравцев тесно сотрудничал с полигоном, больше того, незадолго до испытаний в мастерских НИБТ Полигона ТТК модифицировали. По предложению самого Кравцева, были установлены горизонтальный нож с отвалом, дополнительные бермы и уже упомянутая выше лыжа. Полигонные мастерские также изготовили детали для механизма выглубления траншеекопателя и провели работы по приварке элементов конструкции. Дополнительно ТТК нагрузили балластом в 600 кг для лучшего заглубления. Можно сказать, что НИБТ Полигон был сам заинтересован в успехе ТТК, поскольку отчасти это становилась и их разработка. Вместе с тем, место проведения испытаний было выбрано наиболее сложное.

В ходе рытья прямого окопа в один проход

В ходе рытья прямого окопа в один проход

В ходе непосредственного испытания на отрытие траншей ТТК прорыл четыре их типа. Самый простой — это прямая траншея длиной 180 метров, чистая ее глубина составила 60 см. При этом танк двигался на первой передаче со скоростью около 3 км/ч. Примерно те же результаты были получены при изготовлении прямой траншеи с заворотом. Еще было изготовлено два типа траншеи змейкой, длиной 80 и 50 метров. Прямую траншею с заворотом далее прошли по второму разу, чистая глубина увеличилась до 80 см. Это признали достаточным для преодоления местности пехотой в положении согнувшись. Так же углубили и трашнею, выполненную змейкой, чистая глубина оказалась меньше — 75 см. При выемке грунта глубина первого типа траншеи достигала 105 см, а второго типа (змейкой) — 115 см.

Рытьё окопа змейкой. После двух проходов чистая глубина составила 75-80 см

Рытьё окопа змейкой. После двух проходов чистая глубина составила 75-80 см

По итогам испытаний комиссия, куда входил и сам Кравцев, сделала выводы, что ТТК вполне обеспечивает отрытие окопов, позволяющих пехоте следовать за танками. При изготовлении траншей типа «змейка» радиус такой траншеи составил 16 метров. Вполне успешно работал механизм выглубления, при этом им пользовались, не выходя их танка. Правда, в ходе испытаний два раза были «осечки», а на третий раз рабочая часть ТТК оторвалась по швам. Причиной тому стало низкое качество сварного соединения. Данную проблему признали за изготовителями ТТК, а не за самой конструкцией устройства. Тем не менее, комиссия рекомендовала прочность изделия увеличить.

Поломка в ходе испытаний. На этом снимке видно крепление ТТК к буксирным крюкам ИС-2

Поломка в ходе испытаний. На этом снимке видно крепление ТТК к буксирным крюкам ИС-2

Итоговым вердиктом стало то, что детище Кравцева признали подходящим для поставленных задач. После устранения выявленных недостатков НИБТ Полигон рекомендовал изготовить пробную партию ТТК. Параллельно рекомендовалось запустить разработку улучшенной версии устройства, которое обеспечивало бы отрывку траншей с минимальным осыпанием грунта, а также ровным профилем траншеи. Кравцев работу продолжил, проведя существенную модернизацию ТТК. Так на свет появился улучшенный траншеекопатель, в мае 1948 года его приняли на вооружение Советской Армии.

Источники:

  1. ЦАМО РФ
  2. Память Народа

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tankovyi-plug-injenerpodpolkovnika-kravceva-5fe1be9684a07b3cc1bacb53

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account