Принятая 2 декабря 1942 года на вооружение Красной армии самоходная установка СУ-12 была вполне удачной машиной. Правда, у неё имелся врождённый дефект в виде параллельно расположенных двигателей. Такая компоновка силовой установки стала ахиллесовой пятой машины: число дефектов, связанных с моторно-трансмиссионной группой, было очень высоким. Из-за проблем многие СУ-12 долгое время даже не могли добраться до фронта. Чтобы исправить ситуацию, нужно было серьёзно переделывать проблемные узлы. Так появилась СУ-15М, более известная как СУ-76М. Она стала вторым по численности образцом бронетехники Красной армии, уступая только Т-34. Эта статья посвящена разработке СУ-76М и её серийному производству с лета 1943 до весны 1945 года.
Содержание:
По схеме Т-70 и без крыши
Первое время С.А. Гинзбург, главный конструктор СУ-12, считал причиной многочисленных поломок коробок передач их низкое качество. Но конструкторское бюро (КБ) завода №38 было иного мнения. К 11 марта 1943 года директор завода №38 К. К. Яковлев, главный инженер Л. Л. Терентьев и главный конструктор М. Н. Щукин подготовили письмо, в котором изложили свой взгляд на причины поломок. По их мнению, проблема была не столько в качестве КПП, сколько в компоновочной схеме. В письме предлагались определённые решения, способные улучшить ситуацию, но для полноценного решения проблемы требовалась радикальная мера — установка на САУ двигателя и коробки передач от Т-70.
Это предложение поддержали военный представитель на заводе и Главное артиллерийское управление (ГАУ). 14 апреля 1943 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №3184сс «О самоходных установках СУ-76». Согласно ему, к 1 мая 1943 года завод №38 был обязан подготовить две 4-орудийные батареи СУ-76. Первая батарея строилась на шасси Т-70Б, вторая — на шасси СУ-12, но с моторно-трансмиссионной группой Т-70Б.
Данный пункт постановления ГКО №3183 стал началом работ по самоходным установкам СУ-38 и СУ-16. Их конструкция во многом пересекалась с проектом САУ ИС-10 разработки КБ №92. Началась разработка и ещё одного семейства лёгких САУ — СУ-74. Эти машины разрабатывались КБ ГАЗ им. Молотова. Горьковские машины предполагалось оснащать двигателями ЗИС-16. Работа сразу над тремя однотипными проектами объясняется просто: скверная ситуация с надёжностью СУ-76 могла сорвать планы по насыщению войск лёгкими САУ. Нужна была подстраховка.
Самоходная установка с моторно-трансмиссионной группой Т-70Б получила заводское обозначение СУ-15. Хотя от заводского КБ требовалось просто перекомпоновать машину под новые агрегаты, переделке подверглось и её боевое отделение. Причиной тому стали недостаточно просторные рабочие места командира и заряжающего. Из-за переделки моторного отделения внутри боевого отделения появился достаточно большой выступ, под которым скрывались радиатор и воздуховод системы охлаждения. Поскольку двигатель располагался теперь только справа, воздухозаборник и воздуховод системы охлаждения также остались только справа. Лючок для системы запуска двигателя расположился в правой части центрального лобового листа корпуса, люк доступа к главной передаче — в правой части верхнего лобового листа. Слева от механика-водителя находился отсек с топливными баками общим объёмом 412 литров.
Для увеличения объёма боевого отделения конструкторы немного расширили рубку влево, здесь появился небольшой выступ. Влево сместилась и орудийная установка, которая претерпела некоторые изменения и стала похожей на орудийную установку ЗИС-8, разработанную КБ завода №92. Появилась специальная балка с литым основанием под штырь верхнего станка. В средней части балка крепилась к лобовому листу рубки. С помощью этой конструкции удалось избавиться от старого варианта орудия с укороченными станинами, которые занимали немало места в боевом отделении.
Боевое отделение сохранило крышу по типу СУ-12. Боевая масса машины составила 11,2 тонны.
Два сомнительных факта из истории СУ-15 переходят из одной публикации в другую. Первый заключается в том, что к созданию этой САУ якобы имел отношение Н. А. Астров. На самом деле Николай Александрович разрабатывал не СУ-15, а её прямого конкурента — СУ-74. Вторая ошибка касается количества выпущенных образцов и их времени постройки. На самом деле никакого опытного экземпляра СУ-15 не строилось. В постановлении ГКО №3184сс ясно говорится о производстве 4-орудийной батареи, именно столько СУ-15 и выпустил завод №38. Машины были построены в апреле 1943 года и получили серийные номера с 15-601 по 15-604.
У СУ-38 и СУ-74 на испытаниях были обнаружены серьёзные дефекты. В результате машины существенно переделали.
Первый образец СУ-15 вышел на заводские испытания 21 апреля 1943 года. Машина должна была пройти 1000 километров, из которых 300 по булыжному шоссе. В акте отмечалось, что машина 15-601 была собрана с массой недочётов, вызванных спешкой. Например, двигатель она получила ремонтный, не новой была и главная передача, а ленивец оказался с резиновым бандажом.
К 30 апреля машина прошла 804 километра. Вместо булыжного шоссе ехать пришлось по грязному просёлку. Средняя скорость движения в тяжёлых дорожных условиях составила 15,2 км/ч, машина расходовала 280 литров горючего на 100 километров. Для сравнения в пробег отправился и танк Т-70Б. Температурный режим у системы охлаждения СУ-15 оказался немного ниже, плавность хода машин оказалась одинаковой. Испытания стрельбой позволили сделать вывод о достаточно удобном размещении расчёта орудия.
К середине мая 1943 года СУ-15 с номером 15-601 прошла 960 километров, остальные три машины по 50–100 километров. В целом машина получилась удачной, но у комиссии возник целый ряд претензий. Среди них, помимо производственных дефектов, указывался и высокий износ ходовой части.
26 мая 4 СУ-15 и 3 СУ-38 были отправлены на Гороховецкий АНИОП, где с 4 по 16 июня эти машины испытывались. Испытания стрельбой машины выдержали, а с ходовыми испытаниями обнаружились прежние проблемы. Наблюдался повышенный износ гусениц и других элементов ходовой части.
В Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА), которое с конца апреля 1943 года контролировало работы над самоходными установками, одной из причин быстрого износа посчитали чрезмерный вес машины. Кроме того, весной 1943 года были изучены трофейные немецкие аналоги СУ-15 — самоходные установки Marder II и Marder III. С учётом полученной информации было принято решение облегчить конструкцию СУ-15 путём уменьшения толщины лобовой брони до 25 мм, а бортов и кормы до 13–15 мм. Этого вполне хватало, чтобы защитить экипаж от огня стрелкового вооружения. Наконец, ГБТУ КА распорядилось снять крышу боевого отделения и убрать броню с части бортов и кормы рубки. Эти меры позволили снизить боевую массу до 10,5 тонн. Для защиты от непогоды САУ получила тент. Переделки и снижение максимальной скорости СУ-15 до 30 км/ч были утверждены постановлением ГКО №3760сс от 17 июля 1943 года.
Переделанная подобным образом самоходная установка получила обозначение СУ-15М. Параллельно похожим образом была переделана СУ-38, получившая после этого новое обозначение СУ-16. Ещё большим метаморфозам подверглась СУ-74. Но уже в начале июня было понятно, что СУ-15М выглядит предпочтительнее. Её боевое отделение было скомпоновано лучше, чем у конкурентов, и даже первый экземпляр с кучей недочётов оказался более надёжным, чем СУ-12 и не уступал по надёжности СУ-38. В соответствии с постановлением ГКО №3703 сс 8 июля 1943 года завод №38 получил план на выпуск установочной партии из 25 СУ-15М. 24 июля в сборке находилось пять СУ-15М, к 1 августа была собрана вся партия из 25 машин. Об изготовлении некоего второго опытного образца СУ-15, о котором говорится в ряде публикаций, не шло и речи. Приказом Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП) №360 от 9 июля 1943 года на 3-й квартал 1943 года был запланирован выпуск 225 СУ-15М.
К началу августа на НИБТ Полигон в Кубинку прибыли две СУ-15М и одна СУ-16. Уже в это время СУ-15М в переписке обозначалась более известным индексом СУ-76М. Испытания на НИБТ Полигоне проходили с 10 по 20 августа, когда СУ-15М уже второй месяц находилась в серийном производстве.
При модернизации САУ на заводе №38 не ограничились одним только снижением боевой массы. Ряд переделок был внесён в конструкцию моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. На люке механика-водителя появился визир для грубой наводки. В лобовом листе рубки вместо пистолетного порта появилась заслонка с защитным стеклом, что улучшило обзор с места командира. Испытатели отмечали ненадёжные крепления смотровых приборов, а качество изготовления самих приборов было признано низким. Проблемы с качеством призм на тот момент были общей головной болью советских танков и самоходных установок.
Благодаря облегчению модернизированной САУ разница между СУ-15М и СУ-16 в удельной мощности оказалась невелика. Минусом СУ-16 традиционно было признано меньшее по размеру боевое отделение. За время испытаний СУ-15М с серийным номером 57402 прошла 1016 километров (из них по шоссе — 309 и по просёлку — 707), а машина 57406 — 953 километра (304 по шоссе и 649 по просёлку). У первой машины средняя скорость чистого движения составила 26 км/ч, а у второй — 34,1 км/ч. Максимальная скорость составила 43 км/ч, то есть даже больше, чем указывалось в требованиях. Средняя скорость движения по просёлку составила 17,5 и 21,5 км/ч соответственно. В ходе испытаний на местности максимальный угол преодолеваемого подъёма составил 28 градусов, а максимальный крен — 30 градусов.
И СУ-15М, и СУ-16 выдержали испытания. Имелись нарекания к различным элементам конструкции, общие с Т-70Б. В целом СУ-15М выглядела явно предпочтительнее. При одинаковой надёжности она была более удобной для расчёта, имела меньшую нагрузку на опорные катки и отличалась большей плавностью хода. Кроме того, машина отличалась большей скорострельностью (не менее 10 выстрелов в минуту). Выбор в пользу производства СУ-15М стал закономерным итогом испытаний. Впрочем, к тому времени завод №38 уже вовсю выпускал эти машины и сдал за август 1943 года 47 СУ-76М вместо запланированных 45.
Вместо лёгких танков
Лето 1943 года оказалось для советского танкостроения временем серьёзных перемен. Сражение на Курской дуге дало ГБТУ КА много пищи для размышлений. Появились сомнения в эффективности советских лёгких танков. Выпускавшийся на ГАЗ им. Молотова лёгкий танк Т-70Б имел на поле боя мало шансов не только при встрече с тяжёлыми, но даже средними танками противника. Эффективность нового лёгкого танка Т-80, производство которого с трудом налаживалось на заводе №40, тоже была под вопросом. Даже в случае установки на него длинноствольной 45-мм танковой пушки ВТ-43 перспективы Т-80 при встрече с немецкими танками были сомнительными.
21 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3964сс «О производстве самоходных артиллерийских установок с 76-мм пушками на Горьковском автозаводе и заводе №40 Наркомата среднего машиностроения». В соответствии с этим документом первым делом под нож попал Т-80, производство которого на заводе №40 и так не было массовым. В сентябре в Мытищах планировалось сдать первые 15 СУ-76М, в октябре — 50, в ноябре — 100 и в декабре — 150. Что же касается ГАЗ им. Молотова, то там первые 15 СУ-76М ожидалось получить в октябре. Затем темпы производства резко увеличивались: в ноябре 1943 года здесь планировалось построить 200 машин, в декабре — 300. Производственные возможности завода в Горьком вполне позволяли выполнять эти планы. СУ-76М становилась по-настоящему массовой машиной.
По состоянию на 25 августа 1943 года на заводе №38 имелось 58 СУ-76М с дефектами коробок передач. На сей раз проблема заключалась не в компоновочной схеме, а качестве коробок передач, поступавших из Миасса и с московского ЗИС. Подобные дефекты КПП встречались и на Т-70. Коробки с дефектами требовалось срочно заменить. Имелись и проблемы с качеством двигателей, выявленные, к примеру, при гарантийном испытании СУ-76М завода №40 сентябрьского выпуска.
Дефекты коробок передач составляли 37,6% от общего объёма брака за 1943 год, дефекты электрооборудования — 19%, двигателей — 11,8% и главной передачи — 10%. Но даже с этими дефектами машина была надёжнее, чем СУ-12.
На заводе №40 к выпуску СУ-76М приступили в третьей декаде сентября 1943 года. Задержка оказалась связана с тем, что предприятие осваивало производство отдельных узлов и деталей. Несмотря на это, к 1 октября завод смог сдать положенные 15 машин. Завод №38 при плане в 75 машин сдал 78 штук. Перевыполнили в Кирове и октябрьский план, сдав 102 СУ-76М вместо 100. Ударно поработали и на ГАЗ им. Молотова, сдав 16 машин вместо 15 положенных.
Завод №40 в октябре сдал положенные 50 машин, а вот в ноябре вместо 100 СУ-76М сдал лишь 75. В декабре удалось сдать только 70 машин. Причиной тому стало отсутствие задела, а также большое количество бракованных деталей и узлов.
Проблемы с поставками комплектующих (особенно двигателей ГАЗ-203) имелись и на других заводах. Тем не менее и в Горьком, и в Кирове план стабильно перевыполнялся. За ноябрь ГАЗ и завод №38 сдали 225 и 126 машин соответственно, а в декабре — 360 и 136. Благодаря этому недобор, возникший у завода №40, удалось восполнить.
Имели место и проблемы организационного характера. Дело в том, что из трёх заводов, выпускавших СУ-76М, один относился к НКТП (завод №38), а два — завод №40 и ГАЗ — к Народному комиссариату среднего машиностроения (НКСМ). Взаимодействие между ними было осложнено некоторыми проблемами, связанными с технической документацией и взаимозаменяемостью узлов и агрегатов. Головным предприятием по производству СУ-76М являлся завод №38, но фактически каждый завод вносил изменения в конструкцию САУ по-своему. Чтобы решить эту проблему, 10 ноября 1943 года руководство ГБТУ КА написало письмо Берии с предложением перевести завод №8 в ведение НКСМ. Но этого не случилось.
Кроме устранения проблем с качеством и постепенным ростом объёмов выпуска, продолжались работы и по улучшению конструкции СУ-76М. Занимался ими в основном завод №38. При эксплуатации выяснилось, что штатного стопора орудия по-походному, сделанного по типу ЗИС-8, установке не хватает. К декабрю 1943 года был разработан дополнительный кронштейн крепления орудия по-походному, который разместился в верхней части лобового листа. Это стало первым заметным изменением внешнего вида СУ-76М. Как показали проведённые испытания, для перевода орудия в боевое положение требовалось 23 секунды, а в походное — 40 секунд. Дополнительный кронштейн снимался и ставился быстрее, чем задний стопор. Кроме того, в декабре 1943 года для СУ-76М был изготовлен блок световых сигналов для быстрой подачи приказов механику-водителю. В серию он пошёл уже в 1944 году.
Проблемы с качеством КПП оказались настолько серьёзными, что в январе 1944 года их выпуск в Миассе фактически остановился. Для решения этой проблемы на заводе срочно была организована военная приёмка. Тем не менее проблемы с коробками передач ещё долго преследовали самоходные установки. По состоянию на 8 февраля 1944 года на ГАЗ имелось 97 СУ-76М, которые не могли отправить в войска из-за проблем с КПП.
Уже в начале 1944 года машины, выпускавшиеся разными заводами, стали отличаться друг от друга. Особенно это касается САУ, выпускавшихся на ГАЗ им. Молотова. За январь-февраль здесь были введены такие изменения, как водоотводные желобки над воздухопритоком, утолщённый кормовой лист, переделанные кронштейны балансиров и изменения в установке бонок для крепления различных элементов. Также велись работы по созданию полного ограждения двигателя, новых задних крюков, улучшенных снарядных укладок и переделанной защёлки задней двери. Упоминавшиеся кронштейны крепления орудия по-походному у горьковских машин тоже отличались.
Наиболее заметным отличием машин из Мытищ стала поперечная перекладина, которая упрощала установку тента.
Несмотря на недопоставки двигателей, темпы выпуска СУ-76М выглядели неплохо. За январь 1944 года завод №40 сдал положенные 75 машин, а завод №38 и ГАЗ снова перевыполнили план, сдав 141 и 316 машин соответственно. В феврале в Мытищах, Горьком и Кирове сдали 85, 141 и 341 СУ-76, в марте — 87, 176 и 365 штук. Перевыполнение планов требовало от заводов невероятных усилий. В начале 1944 года появились перебои с поставками орудий, которые теперь вместо завода №92 поступали с завода №235. Масса нареканий имелась к радиостанциям 12-РТ. Имелись проблемы с трещинами в корпусах САУ.
На самодеятельность с внесением изменений в конструкцию САУ обратили внимание в ГБТУ КА. В середине апреля 1944 года в ходе совещаний на заводах №38 и ГАЗ был утверждён список изменений из 24 пунктов. Помимо упоминавшихся выше переделок, в этот список попала переделка стопора по-походному. Задний стопор убирался, а передний теперь можно было снимать с водительского места. Появлялся гильзоулавливатель, но на практике его ставили только на заводе №38.
Переделки планировалось вводить с мая 1944 года, но фактически появились они уже в июне. СУ-76М получила ленивцы с резиновыми бандажами, новые буферы балансиров, трёхцветную сигнализацию. Впрочем, различия между машинами разных заводов всё равно сохранялись. Каждое предприятие оснащало САУ стопорами по-походному своей конструкции. А завод №40 вносил изменения как по своему списку, так и по чертежам ГАЗ им. Молотова.
На заводе №40 переделки получила уже первая машина июньского выпуска, а на заводе №38 в серию изменения пошли в июле. На ГАЗ же отдельные новые элементы получили апрельские машины. Новый стопор по-походному здесь был введён с 26 числа, также в апреле была переделана часть ЗИП и укладок, улучшена конструкция главной передачи. В мае появился новый стопор задней дверки корпуса, машины получили световую сигнализацию и бревно самовытаскивания. С 20 мая стал ставиться буксирный крюк по типу Т-34. Ряд улучшений появился и в июне. В то же время даже в июне ГАЗ-овские машины выпускались с ленивцами без обрезинки.
Интересно, что работы по модернизации и усовершенствованию САУ без проволочек велись только на заводе №38. С завода №40 ежемесячно поступали доклады о том, что отдел главного конструктора своими обязанностями занимается только после нажима со стороны военной приёмки. Ещё интереснее выглядела ситуация на ГАЗ им. Молотова. С конца 1943 года на «военную» часть завода оказывалось всё большее давление со стороны заводского руководства. Главный конструктор А. А. Липгарт ненавязчиво «торпедировал» новые разработки. Причиной тому были планы по организации гражданской продукции. В начале 1944 года после конфликта с Липгартом с завода ушёл В. А. Грачёв, на котором держались все военные разработки ГАЗ на колёсной базе. Периодически возникали трения между главным конструктором и военной приёмкой.
Несмотря на проблемы с коробками передач, моторами и прочими узлами, объёмы производства СУ-76М росли. За апрель 1944 года завод №38, завод №40 и ГАЗ сдали 176, 87 и 365 машин соответственно. В мае заводы сдали такое же количество машин, а в июне — 175, 90 и 370 соответственно. В июле было принято решение перевести завод №38 в Харьков для комплектации завода №75. Первоначально предполагалось организовать на новом месте выпуск тягачей АТ-45, затем вместо них было решено организовать производство новых средних танков Т-44. Тем не менее за июль завод №38 смог сдать 141 СУ-76М. Теперь роль ведущего разработчика СУ-76М перешла к заводу №40.
В связи с расформированием завода №38 увеличилась нагрузка на другие заводы. В июле ГАЗ им. Молотова сдал 386 самоходных установок, а завод №40 — 100 штук. В августе заводы сдали 430 и 130 машин соответственно, в сентябре — 450 и 130, в октябре — 425 и 150, столько же в ноябре, а в декабре — 451 и 150 штук. К концу 1944 года объём ежемесячного выпуска снова превысил 600 машин. К слову, фактически ГАЗ сдал в декабре 470 машин, но по приказу наркома среднего машиностроения Акопова число принятых машин снизили до 451. Постепенно улучшалось и качество, хотя столь большие объёмы производства усложняли эту задачу.
С осени 1944 года на заводе №40 начались работы по серьёзной модернизации корпуса СУ-76М, о которых будет рассказано в отдельном материале. Вместе с тем на обоих заводах продолжалась работа по усовершенствованию существующей конструкции. В декабре 1944 года машины, произведённые на ГАЗ, получили дверку между боевым и моторным отделениями, что упростило эвакуацию механика-водителя. В январе появился изменённый стопор орудия по-походному, была усилена корма под задним буксирным крюком. Также с 1 января 1945 года появился запасной опорный каток на корме корпуса. В марте немного изменилось расположение двигателя.
Постепенно в Мытищах появился центр разработки лёгких САУ, окончательно он оформился уже после войны, когда на завод пришёл Астров. При этом внедрение новых элементов в конструкцию на заводе №40 немного тормозилось, например, дверки между боевым и моторным отделениями сделанные здесь машины не получали даже в марте 1945 года. В этом месяце в конструкцию серийных машин был введён изменённый стопор орудия по-походному. А запасного опорного катка машины из Мытищ не получили даже в мае 1945 года, когда оба завода перешли на модернизированный корпус.
За январь 1945 года завод №40 сдал 140 машин, а ГАЗ им. Молотова — 435. В феврале объём выпуска не изменился. В марте в Горьком сдали 450, а в Мытищах — 150 машин. Темп по 600 машин в месяц заводы продолжали сохранять и в дальнейшем, когда начался серийный выпуск СУ-76М с модернизированным корпусом. Называть эту САУ, о которой речь пойдёт в отдельном материале, «СУ-76 послевоенного выпуска» в корне неверно. Ведь ещё до окончания Великой Отечественной войны было сдано не менее 600 таких машин.
Источник — https://warspot.ru/11958-samyy-massovyy-samohod-krasnoy-armii