Юрий Пашолок. Скоростной сменщик Pz.Kpfw.II, который не смог

17

Юрий Пашолок. Скоростной сменщик Pz.Kpfw.II, который не смог

История легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G, второй по счету попытки сменить «классический» Pz.Kpfw.II

Содержание:

Во второй половине 30-х годов немецкое танкостроение стало претерпевать крайне интересные изменения. Был взят курс на повышение подвижности легких и средних танков. 40 км/ч, которые в то время были стандартной планкой для немецких танков, показалось недостаточно. Самое интересное, что данную идею продвигали не сами танкисты, а 6-й отдел Департамента Вооружений. Безусловно, высокая скорость была нужна, но довольно странно, что с этой идеей ходил не заказчик, а исполнитель.

Pz.Kpfw.II Ausf.G на учениях. Считалось, что они не воевали, но это не так

Pz.Kpfw.II Ausf.G на учениях. Считалось, что они не воевали, но это не так

Первая попытка заменить La.S.100 (Pz.Kpfw.II) на более быструю боевую машину оказалась неудачной. La.S.138, который создавался на основании опыта разработки полугусеничных тягачей, оказался быстрее, но не лучше. По этой причине жизнь серийных Pz.Kpfw.II Ausf.D получилась недолгой. То, что с танком происходит неладное, поняли еще летом 1938 года. Тогда же началась разработка нового шасси — VK 9.01. Результатом стал Pz.Kpfw.II Ausf.G, танк, на который были далеко идущие планы. Вот только результаты оказались не очень.

Быстрые «шахматы»

Причины, по которым Генрих Книпкамп затеял создание второго по счету сменщика La.S.100, выглядели довольно любопытными. Дело в том, что La.S.138, по большому счету, представлял немного перекомпонованный La.S.100 с торсионной подвеской и опорными катками большого диаметра. Такая система повышала скорость передвижения, но сам танк оказывался тяжелее предшественника на 2 тонны. Видимо, в какой-то момент появилось понимание, что работы потихоньку заходят в тупик. Кроме того, в работе находился VK 6.01 (на тот момент VK 5 to.), потенциальный сменщик Pz.Kpfw.I. Машина как минимум странная (и непонятно, зачем нужная), но именно она стала катализатором работы над следующим, после La.S.138, сменщиком «классического» Pz.Kpfw.I.

Еще до начала Второй мировой войны к Pz.Kpfw.II Ausf.D набралась масса вопросов

Еще до начала Второй мировой войны к Pz.Kpfw.II Ausf.D набралась масса вопросов

Новое шасси обещало невиданные скоростные данные. Согласно расчетам, VK 5 to. должен был разгоняться аж до 77 км/ч. Естественно, более крупный танк получался тяжелее и медленнее. Тем не менее, он оказывался заметно быстрее La.S.138. Это стало основанием для Инспекции моторизованных войск (In 6) инициировать работы по более крупному аналогу VK 5 to. Официально работы стартовали 18 июня 1938 года, исполнителем назначили MAN. Впрочем, руководил всем процессом Книпкамп, да и с Krauss-Maffei, разработчиком VK 5 to., явно имелся плотный контакт. Тем более что вскоре MAN и Krauss-Maffei стали вместе заниматься легкими штурмовыми танками.

VK 6.01, этот танк послужил основой для создания VK 9.01

VK 6.01, этот танк послужил основой для создания VK 9.01

Как и другие гусеничные шасси, появившиеся после 1937 года, танк получил индекс VK, то есть Vollketten (гусеничный). Обозначение VK 9.01 означало весовую категорию, то есть 9 тонн. На самом деле это было весьма условно, поскольку в ходе разработки требования могли расти, а вместе с ними и масса. Бронирование оставалось на уровне La.S.138, то есть лоб корпуса и башни 30 мм, борта и корма 14,5 мм. Максимальная скорость оценивалась на уровне 67 км/ч. Башню изготовляли силами Daimler-Benz. Как и ранее, она была одноместной, то есть командир оставался человеком-оркестром. Тем же оставалось и вооружение, разве что предполагалось установить стабилизатор в вертикальной плоскости. В общем, всё та же «двушка», только быстрее и со стабилизатором вооружения. Странная концепция, особенно если учесть, что одноклассниками La.S.100 и его потомков являлись LT vz.38, Т-26 итд. Но немцы считали, что такого танка хватит.

Опытный образец шасси VK 9.01

Опытный образец шасси VK 9.01

Разработка VK 9.01 и VK 5 to. (вскоре ставший VK 6.01) шла рука об руку. Довольно быстро сформировалось шасси, более короткое и широкое, чем La.S.138. Первый макет шасси VK 9.01 был показан MAN на совещании в Нюрнберге 11 октября 1938 года. Вели проект со стороны MAN Фридрих Риф и Пауль Вибике, с ними у Книпкампа были давние связи (трудовая деятельность Книпкампа началась на MAN). Более компактное шасси вызывало некоторое беспокойство, поскольку оно выглядело тесноватым. На самом деле впечатление было обманчивым. VK 9.01 получился короче за счет меньшего объема моторного отделения. В целом же шасси VK 9.01 получилось похожим на VK 6.01. Причем и наполнение оказалось аналогичным. В финальном варианте у обоих танков стоял 6-цилиндровый двигатель Maybach HL 45 P объемом 4,68 литров и мощностью 150 лошадиных сил при 3800 об/мин.

Судя по каткам, перед нами комплектный образец VK 9.01

Судя по каткам, перед нами комплектный образец VK 9.01

Ситуация вокруг VK 9.01 стала постепенно форсироваться в 1939 году. Происходило это на фоне неудачи с La.S.138, чье производство остановилось в апреле 1939 года. Было решено, что дальше эти танки будут делать огнеметными. Ставку делали уже на VK 9.01. Поначалу речь шла о 5 опытных шасси, но дальше появился контракт на 30 танков нулевой серии, расширенный до 75 штук в июле 1939 года. Первые танки ожидалось получить в мае 1940 года, последние в августе. Чем дальше шло время, тем сильнее возрастали аппетиты по поводу нового легкого танка. Особенно это стало актуально после кампании в Польше, показавшей, что скоростные танки немецкой армии всё же нужны. Первые опытные шасси VK 9.01 ожидались в феврале 1940 года. Но планы и жизнь нередко не одно и то же.

Жертва технического перфекционизма

Как уже говорилось выше, VK 9.01 двигался в кильватере разработки VK 6.01. Поэтому некоторые метаморфозы, которые происходили на шасси поменьше, не так затрагивали трехместный легкий танк. Но если посмотреть на то, что происходило с разработкой Krauss-Maffei, на месте немецких военных стоило поднимать тревогу еще летом 1939 года. В поисках оптимальных решений Книпкамп попробовал целый калейдоскоп двигателей, коробок передач, механизмов поворота итд. Двигатель Maybach HL 45 P и 8-скоростная полуавтоматическая коробка передач Maybach SRG 15319 появились на обоих танках летом 1939 года. И на этом главный специалист по танковым шасси останавливаться не собирался.

Шасси серийного VK 9.01 на испытаниях. Башни и подбашенные коробки эти танки получили не сразу

Шасси серийного VK 9.01 на испытаниях. Башни и подбашенные коробки эти танки получили не сразу

Подобные метания не должны удивлять. Дело в том, что происходили они на фоне проблем с трансмиссией Z.W. 38 и D.W. (позже переименовал в VK 30.01(H)). И если с опытным тяжелым танком дела обстояли не так тоскливо, то Z.W.38, который получал 10-скоростную полуавтоматическую КПП Maybach Variorex 328 145, вызвал головную боль. Выпуск танка сорвался, а осенью 1939 года войска взвыли от проблем с КПП. Исходно VK 9.01 оснащались трехступенчатыми механизмами поворота LG 45, но уже осенью 1939 года часть танков получала измененные механизмы LRG 15319. Такой танк именовали как VK 9.02.

На танках обкатывались коробки передач, коих набралось аж три варианта

На танках обкатывались коробки передач, коих набралось аж три варианта

Первый опытный образец шасси VK 9.01 был готов в самом конце 1939 года. С точки зрения деталей ходовой части он имел больше общего с VK 6.01, чем выпущенные позже танки нулевой серии. Надо сказать, что на VK 9.01 обошлись без известных траков со смазываемыми шарнирами и резиновыми подушками, которые Книпкамп пытался пихать куда мог. Но сама ходовая часть с «шахматами» и 5 опорными катками на борт легко узнавалась. Всё это делалось потому, что «работало», плюс вроде как обеспечивалось ускорение работ по внедрению танка. Но на практике получилось иначе. Уже в апреле 1940 года появились первые признаки беспокойства со стороны заказчика. Производство танков нулевой серии сдвигалось на ноябрь 1940 года. При этом уже появился запасной план в виде 9.Serie/La.S.100. Будущий Pz.Kpfw.II Ausf.F появился на горизонте еще в 1939 году, теперь он становился всё более актуальным.

Maybach VG 20417, из 4 танков, которые испытывались с данными КПП, 2 сломалось

Maybach VG 20417, из 4 танков, которые испытывались с данными КПП, 2 сломалось

Видимо, немецкому командованию этого показалось мало, поэтому 22 июня 1940 года появился заказ на улучшенный VK 9.01. В данном случае 9-тонный класс выглядел уже издевкой, поскольку боевая масса изначально предполагалась 10 тонн. Потяжелел танк, получивший обозначение VK 9.03, за счет утолщения бортов до 20 мм. В качестве силовой установки предполагался более крупный мотор Maybach HL 66 P объемом 6,75 литров и мощностью 180 лошадиных сил при 3200 об/мин. КПП менялась на Maybach VG 20417. Скорость ожидалась несколько ниже — до 54,5 км/ч. Новый танк во многом унифицировался с танком-разведчиком VK 13.01, работы по которому стартовали еще осенью 1939 года.

Еще хуже ситуация была с КПП ZF SMG 50. Все 5 танков, которые с ними испытывались, сломались

Еще хуже ситуация была с КПП ZF SMG 50. Все 5 танков, которые с ними испытывались, сломались

Работы по VK 9.01 это не остановило, причем там образовалась своя атмосфера. Видимо, с коробкой передач дела обстояли не очень хорошо, поскольку образовалось еще две запасные. Речь идет о Maybach OG 20417 и ZF SMG 50. Из 75 машин нулевой серии по 5 танков выпускалось с новыми КПП. Пока суть да дело, начался выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.F, а по танкам нового поколения продолжали рисовать далеко идущие планы. Общее ощущение, что VK 9.01 так бы и остался в виде опытной серии. Ибо теперь «любимой женой» стал VK 9.03, на который имелись далеко идущие планы. 30 мая 1941 года была утверждена долгосрочная танковая программа. Для нужд танковых частей предполагалось изготовить 2592 VK 9.03. В варианте танка-разведчика VK 9.03 ожидался в еще большем объеме — 8111 штук. Из них 6812 штук изготовлялось для моторизованных частей и разведывательных подразделений, то есть VK 9.03 заменял броневики. Общий же объем выпуска танков семейства Pz.Kpfw.II, до 1 апреля 1945 года, ожидался и вовсе циклопический — 13980 штук.

Серийный Pz.Kpfw.II Ausd.G, всего сдали 45 шасси данных танков

Серийный Pz.Kpfw.II Ausd.G, всего сдали 45 шасси данных танков

Не дожидаясь опытного образца, было заказано сразу 500 VK 9.03. Правда, уже 1 августа 1941 года его разделили пополам: теперь 250 машин выпускалось как танк-разведчик VK 13.03. К концу сентября также ожидался первый опытный VK 9.03, всего строились 6 таких машин. Зря ждали — ни одного VK 9.03 не построили. При этом обсуждалось дальнейшее развитие танка, мелькали индексы VK 9.04 и VK 9.05. Далее стал вылезать опыт боевого применения на советско-германском фронте. Внезапно выяснилось, что 20-мм пушки KwK 38 не хватает (кто бы мог подумать). 11 сентября 1941 года Гитлер поднял вопрос усиления вооружения. Как альтернатива стала рассматриваться 20/28-мм система Geschütz 8202 (она же 2,8 cm sPzB 41). Работы по танковой «коничке» шли до лета 1942 года, по ходу пьесы она получила индекс 2,8 cm Kw.K. 42. Как и танк, куда ее собирались водружать, система оказалась «бумажной».

Pz.Kpfw.II Ausf.G в учебке Магдебуга

Pz.Kpfw.II Ausf.G в учебке Магдебуга

Изготовление VK 9.01 началось, наконец, летом 1941 года. В августе сдали 2 первых серийных танка. MAN жаловался, что шасси он сдает (15 штук за август 1941 года), но башни и подбашенные коробки задерживаются. По факту производство VK 9.01 нулевой серии превратилось в драму, растянувшуюся на 1,5 года. Контракт урезали до 55 машин, из них 45 шасси изготовили до конца 1942 года. До конца 1942 года Daimler-Benz werk 40 сдал 60 комплектов башен и подбашенных коробок, сколько их поставили, неизвестно. За это время VK 9.01 успели переименовать в Pz.Kpfw.II Ausf.G. Его бумажный собрат VK 9.03 именовался как Pz.Kpfw.II Ausf.H, а вариант с двухместной башней — Pz.Kpfw.II Ausf.M. Последнее породило путаницу, поскольку за него принимают Pz.Sp.Wg.II, он же VK 13.03.

Постепенно всплывают снимки Pz.Kpfw.II Ausf.G на фронте

Постепенно всплывают снимки Pz.Kpfw.II Ausf.G на фронте

Как и предполагалось, 5 шасси VK 9.01 получило КПП Maybach OG 20417, плюс еще 5 с КПП ZF SMG 50. На испытания ушло 9 танков, из них 4 с КПП Maybach OG 20417 и 5 с КПП ZF SMG 50. Из них в ходе испытаний на Куммерсдорфском полигоне все танки с КПП ZF SMG 50 сломались, плюс еще 2 с КПП Maybach OG 20417. Катались эти танки с массогабаритными макетами башни и подбашенной коробки. В дальнейшем эти танки получали башни и подбашенные коробки, но так и оставались испытательными стендами. Основной же объем выпуска получил штатные КПП Maybach SRG 15319.

Одним из возможных операторов этих танков был 5-й разведывательный батальон 2-й танковой дивизии

Одним из возможных операторов этих танков был 5-й разведывательный батальон 2-й танковой дивизии

Иногда встречаются утверждения, что Pz.Kpfw.II Ausf.G так и остались «учебными» танками. Но фотографии говорят об обратном. Исходно танк данного типа должны были попасть в 15-ю танковую дивизию, но в Северную Африку они не уехали. Зато есть снимки этих танков на советско-германском фронте. Возможным оператором стал 5-й разведывательный батальон 2-й танковой дивизии. В принципе, как разведчик танк был неплох. В финальном варианте он разгонялся до 65 км/ч, то есть «гоночный» танк получился. Вот только Pz.Sp.Wg.II оказался не в пример лучше. У него имелась не просто двухместная башня, а полноценный набор радиостанций для разведки. Одним словом, гора в очередной раз родила мышь. Не говоря уже о том, что оставлять заказ на MAN, который продолжали грузить средними танками — это верх маразма. Что именно помешало сгрузить его на другой завод (а что, так можно было что ли), неизвестно.

Список источников

      1. US NARA
      2. Bundesarchiv
      3. Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
      4. Panzer Tracts No. 20–2 Paper Panzers Aufklaerungs, Beobachtungs, and Flak-Panzer (Reconnaissance, Observation, and Anti-Aircraft), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
      5. Фотоархив автора
      6. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZcCxj0wtFS9mET5V

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account