Юрий Пашолок. Скоростной истребитель от Buick в первом приближении
История GMC T49, первого скоростного американского истребителя танков, построенного в металле
Одним из положительных качеств, которыми обладали американские танкостроители, являлась настойчивость, с которой они пытались довести до ума свои идеи. Отличным примером того является история их танковой платформы Light Tank T2E1, от которой произошло большинство американских танков довоенного и военного периода. 4 года мучений потом отбились полностью. Над американскими легкими танками смеялись за их чисто пулеметное вооружение и плохую продольную устойчивость. Но хорошо смеется тот, кто смеется последний. Эволюция этой платформы привела к созданию Light Tank M3, на момент запуска этой машины в серию она была одним из лучших в мире легких танков. Кроме того, платформа Light Tank T2E1/Combat Car T5 привела к созданию американских средних танков, еще более массовых. Примерно такую же настойчивость можно увидеть и в ходе создания американских истребителей танков. Неоднократно спотыкаясь, американцы всё же создали свою, весьма самобытную концепцию.
Согласно идее, которую американские начали продвигать в конце 30-х годов, истребитель танков больше напоминал самый обычный танк. Разница была в более мощном вооружении, а также открытом сверху боевом отделении. Поначалу, впрочем, на пути встала масса проблем, как с вооружением, так и с шасси. В 1940 году было решено использовать на истребителях танков 3-дюймовую (76-мм) пушку с зенитной баллистикой. Орудие мощное, но тогдашние шасси обеспечить круговой сектор обстрела не позволяли. Поэтому американские военные пошли другим путем. С одной стороны, они пытались получить платформу с 3-дюймовым орудием, а с другой, начали развитие сразу трех шасси — колесного, гусеничного и полугусеничного. В случае с колесным шасси получилась GMC T21, принятая на вооружение как 37-mm GMC M6. Полугусеничное шасси, с 75-мм орудием M1897A4, известно как 75 mm GMC M3. Что же касается гусеничных шасси, то их было уже два. С одной стороны, в ноябре 1941 года начались работы по GMC T35 на базе Medium Tank M4, а с другой, стартовала разработка легкого истребителя танков GMC T42. Изначально он создавался на шасси перспективного авиадесантного танка T9, но уже к концу декабря машина существенно изменилась.
29 декабря 1941 года был подготовлен эскизный проект существенно доработанного варианта GMC T42. Истребитель танков получил удлиненный корпус, а также свечную подвеску. Обычно пишут про подвеску Кристи, но на самом деле GMC T42 получил доработанную подвеску конструкции Гладеона Барнса. От авиадесантного танка T9 в новом GMC T42 мало что осталось, поэтому вскоре Marmon-Herrington прекратила работы по машине. В конце марта 1942 года дальнейшие работы по GMC T42 было решено передать на General Motors, которая играла всё более активную роль в программе легких танков. Если за легкие танки отвечал Cadillac, то центром разработки истребителя танков сделали другое подразделение автомобильного гиганта — Buick. В результате на свет появился совершенно новый истребитель танков, получивший обозначение Gun Motor Carriage T49.
Изначально GMC T49 должен был стать просто модернизацией уже имеющегося проекта GMC T42. Началось всё 1 апреля 1942 года, когда Комитет по Вооружениям рекомендовал установить в T42 более мощное орудие. Таковым была 6-фунтовая (57-мм) английская пушка. Орудие выгодно отличалось относительно небольшими габаритами, а также высокими данными по бронепробитию. Естественно, 3-дюймовая пушка была оптимальным вариантом, и даже существовал проект ее установки на шасси GMC T49, но прожил он совсем немного. Ограниченный горизонтальный сектор обстрела в 30 градусов (по 15 градусов влево и вправо) — совсем не то, что хотели в Истребительном командовании.
Судя по ранним эскизам, изначально GMC T49 здорово напоминал Medium Tank T4, переделанный в истребитель. Но по факту Buick начал создавать принципиально новую боевую машину, которую иногда именовали как Christie-GMC. С учетом того, чья там исходная подвеска, по меньшей мере странно. Тогда уж Barnes-GMC. Машину проектировали в плотном сотрудничестве с Танково-автомобильном центром (Детройт), поэтому многие решения можно было легко заметить на других американских разработках. Естественно, всё это было ближе к разработкам Барнса и его людей, а не Гарри Нокса.
Аналогично Heavy Tank T1 и последующим разработкам центра, GMC T49 имела компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Она, кстати говоря, напоминала по концепции последние наработки Танково-автомобильного центра. Вместе с коробкой передач был спарен гидротрансформатор. Его использование было своеобразной идеей-фикс. Зато силовая установка была уже совершенно новой. Речь шла о спарке автомобильных моторов Buick Series 60 объемом 5,24 литров и мощностью 165 лошадиных сил каждый. Суммарно удельная мощность составляла около 30 л.с. на тонну, правда, имелся и минус. Моторы были рядными, посему МТО получалось длиннее, чем хотелось бы.
Подготовленный к июню 1942 года полноразмерный макет GMC T49 больше напоминал танк. Ожидалось, что он будет развивать скорость около 80 км/ч. От исходной ходовой части не осталось ровно ничего, даже свечная подвеска больше напоминала то, что немцы создали для своего Z.W. Правда, при этом американцы поставили аж 4 механических амортизатора на борт, посему проблем с раскачкой не наблюдалось. Башня стала трехместной, при этом он была закрытой сверху. В общем-то, очень неплохой легкий истребитель танков, но генерал Эндрю Брюс, который вел разработку истребителей танков, встретил новую разработку в штыки. Он так хотел воткнуть на шасси GMC T49 орудие калибра 76 мм, что аж кушать не мог.
Для понимания, генерал Брюс хотел не два истребителя танков, а один. Такое впечатление, что его покусал Джон Уолтер Кристи. Это означало, что он готов терпеть «стеклянный» истребитель танков, но с 3-дюймовой пушкой и скоростью аж 96 км/ч. Как при таком подходе получилась GMC M10, загадка. Как раз в виду хотелок генерала Брюса и появился упомянутый проект установки 3-дюймовой зенитки на шасси T49 (при этом не нашли ничего лучшего, как взять исходный проект). Хватало там и других дурных мыслей, вроде переделки места механика-водителя по типу Armored Car M8. Башню хотели сделать двухместной, а также открытой сверху, радиостанцию переносили в корпус, а у помощника механика-водителя отбирали курсовой пулемет.
Все эти активности генерала Брюса, впрочем, проигнорировали. Buick получил одобрение на постройку двух опытных образцов GMC T49, первый из которых сдали в июле 1942 года. Причем этот самый опытный образец практически полностью повторял макет. Еще до установки вооружения машина направилась на ходовые испытания. Вместо 10 тонн боевая масса достигла 14,4, то есть почти в полтора раза больше. Максимальная скорость изначально оценивалась в 96 км/ч, далее мечты снизились до 85 км/ч. По факту гидротрансформатор урезал до 61 км/ч, поначалу с ним имелись большие проблемы. Тем не менее, после решения проблем с потерей мощности вполне можно было ожидать увеличения скорости. Вместе с тем, испытания прошли скорее положительно. Свечная подвеска показала себя отлично, понравилась и маневренность огня.
Самым главным выводом испытаний стало то, что на шасси GMC T49, без проблем, можно было составить вооружение и помощнее. При этом подсчеты показали, что текущего подбашенного погона для такой задачи вполне хватит. Башню, в любом случае, собирались переделывать. Поэтому второй образец GMC T49 построили уже совсем другим. Но об этом стоит поговорить отдельно.
Список источников:
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992