Юрий Пашолок. Символ темных времен английских танковых войск
История Medium Tank Mk.III, английского среднего танка, который не смог повторить успех своих предшественников
1920-е годы стали довольно странным временем для мирового танкостроения. Финансирование разработки танков резко снизилось, что привело к крайне негативным последствиям. Наиболее пострадавшими оказались французы и американцы. Французам пришлось сидеть с кучей Renaut FT, пытаясь при это что-то выпиливать на ниве перспективных направлений. Как показало будущее, направления эти были, по большей части, сомнительными. Американским военным и вовсе ликвидировали Танковый Корпус как самостоятельную структуру. На этом фоне тот кавардак, который творился у американцев, во многом объясняется. Когда у вас танкостроение и танковые силы контролируют сверху пехота и артиллерия, шансов получить что-то адекватное немного. Прекрасный пример тому — англичане, у которых танкисты в 20-е годы более-менее имели свободу, финансирование и понимание, чего они хотят. А еще у них был Джон Фуллер, хорошо понимавший общую стратегию развития танковых сил. Пока его не начали, под довольно нелепыми предлогами, зажимать, развитие английского танкостроения существенно опережало общемировое.
Роль Фуллера, который в годы Первой мировой войны являлся одним из ключевых людей в штабе Королевского Танкового Корпуса, оказалась очень большой. Он стал первым, кто на практике реализовал использование танков как самостоятельной силы, способной работать в глубине вражеской обороны. Отработанную концепцию полковник Фуллер далее стал совершенствовать, возглавив в 1927 году Experimental Mechanized Force, танковую бригаду, которая стала первой попыткой создать крупное механизированное соединение. Не лишенная недостатков, EMF имела большое влияние на развитие идей использования танков. Правда, как раз с танками Фуллеру не очень везло. Medium Mark D, который создавался еще по плану «1919», оказался неудачным. Позже танки создавались силами Vickers, и даже получилось что-то более-менее удачное. Другой вопрос, что Medium Tank Mk.I, как и последовавший далее Medium Tank Mk.II, средними были номинально. Фактически они создавались как легкие танки, но по габаритам и массе явно переплюнули изначальные требования.
В мае 1926 года началась разработка тактико-технических требований на новый средний танк. В отличие от Medium Tank Mk.I/Mk.II, он предполагался с классическим размещением силовой установки — в корме корпуса. Также танк получал 2 малые пулеметные башни. Они выглядели более правильным решением, чем пулеметы, торчащие в бортах башни. По результатам доработки исходных требований Vickers, в начале 1928 года, построил два опытных танка A6. Изначально предполагалась боевая масса 14 тонн, но по факту она выросла до 16. По результатам первых испытаний было принято решение о постройке доработанного танка, получившего индекс A6E3. Параллельно начались работы по разработке спецификации на серийный вариант танка, получившего обозначение Medium Tank Mk.III. Именно этот танк должен был сменить в EMF менее совершенные средние танки, став основой английских бронетанковых сил. Но что-то не так пошло с самого начала.
Практически сразу на A6 выявили проблемы, связанные с ходовой частью. Проблему решили решать по мере поступления, хотя она, по факту, оказалась критической. Нет, англичане не были криворукими, ровно те же проблемы наблюдались и у других танкостроителей. Всё дело в принципиальной схеме ходовой части с опорными катками малого диаметра. Она хорошо работала на небольших скоростях, но у A6 максимальная скорость даже по исходным ТТТ предполагалась на уровне 20 миль в час (32 км/ч). По факту же A6E1 и A6E2 разгонялись до 42 км\ч. И вот тут подвеска по типу Medium Tank Mk.I/Mk.II уже работала так себе. Особенно это касалось проселка и целины. Подвеску банально «пробивало», тем же, кстати говоря, отчасти страдала и парочка Medium Tank Mk.I/Mk.II. Другой вопрос, что предшественники A6 ехали почти в 2 раза медленнее, поэтому там это ощущалось не так сильно. Похожая история оказалась и с подвеской Vickers Mk.E. Она хорошо работала на сложном грунте, но при скорости выше 30 км/ч начинались большие проблемы. Подобных примеров хватало с головой, а как бороться с этим, задумывались далеко не все.
Хватало у A6 и других недостатков. Изначально предполагалось оснастить танк радиостанцией, но ее туда так и не поставили. Банально некуда. Неудачной оказалась и идея с двумя смотровыми башенками, а также зенитным пулеметом. Наконец, первые же испытания выявили ошибочность идеи установки сразу двух пулеметов в каждой из малых башен. По этой причине реально в башнях ставили по одному пулемету, а второй кожух оставался пустым. Часть идей решили опробовать на A6E3, а Medium Tank Mk.III становился «большой модернизацией». Ходовую часть почти не меняли, при этом танк стал чуть уже и выше. Силовая установка осталась та же, что у A6 — V-образный 8-цилиндровый мотор Armstrong Siddeley мощностью 120 лошадиных сил. Пулеметные башни поставили те же, что и на A6E3. По большому счету, получалась своеобразная работа над ошибками.
В 1929 году Королевский арсенал в Вулидже построил два образца Medium Tank Mk.III. Машины имели регистрационные номера T.870 и T871, а также обозначения Mk.III E1 и Mk.III E2 , что намекало на экспериментальный статус. В отличие от предшественников, радиостанцию в башню ставить собирались, хотя она появилась и не сразу. По этой причине появилась развитая кормовая ниша, которая поначалу пустовала. Также на танке появилась командирская башенка по типу Medium Tank Mk.IIA. Не такая совершенная, как на A6, но явно появившаяся по причине большего удобства. Фактически Medium Tank Mk.III отличались от A6 башнями. По мелочам, конечно, хватало переделок, но не принципиальных. Тем не менее, скорость выросла еще сильнее — до 48 км/ч. Это сделало Medium Tank Mk.III самым быстрым полноценным средним танком 20-х годов.
Фуллер, наверное, был доволен появлением столь быстрого танка, но… Как раз в 1929 году он оказался не у дел. EMF стояла поперек горла у целого ряда консерваторов в английской армии. Танки отъедали хлеб и у кавалерии. В общем, за 1927-29 годы консерваторы в Военном Министерстве умудрились победить свою единственную полноценную бронетанковую часть. Происходило это на фоне того, что за этот период отошли от дел, либо ушли в мир иной те люди, которые могли как-то повлиять на происходящее. В 1928 году EMF переименовали в AF (Armoured Force, то есть бронетанковые силы), а год спустя и вовсе расформировали. В 1930 году Фуллер стал генералом, но это скорее выглядело попыткой подсластить пилюлю. По итогам в 1929 году какого-то смысла в ускорении работ по Medium Tank Mk.III попросту не было. Происходившее далее стало прекрасным уроком того, как поступать не надо. Откровенно убогие английские бронетанковые силы начала Второй мировой войны — это целиком и полностью заслуга тех людей, которые «разбомбили» EMF.
На этом фоне проблемы, которые возникли с Medium Tank Mk.III, стали не более чем дополнением к общей картине. Танки с номерами MT 9707 и MT 9708, которые попали на испытания в Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE), Фарнборо, страдали примерно теми же проблемами, что и A6. При этом проблема была неустранимой. Чтобы ходовая часть танка хорошо работала на высоких скоростях, требовалось принципиально иное решение. Такое, как получилось у Кристи, причем больше речь идет не о колесно-гусеничной схеме, а системе с опорными катками большого диаметра и независимой подвеске. Кроме того, сохранились и врожденные недостатки вроде отсутствия хотя бы смотровых щелей у створки люка механика-водителя.
В 1931 году Vickers построил третий образец Medium Tank Mk.III — E3. Он получил регистрационный номер T.907 и MWEE-номер MT 9709. Каких-то существенных отличий танк не нес, поскольку новая подвеска на A6E3 показала неудовлетворительные результат. Тем не менее, на Vickers с ней поработали, что немного улучшило ситуацию с плавностью хода. Тем не менее, становилось понятно, что крупной серии не будет. Тут наложилось сразу несколько факторов, включая и финансовый кризис. Примерно в это же время Vickers вела переговоры с советской стороной насчет возможной разработки «Виккерса 16-тонного» для СССР. По ряду причин сделка не состоялась, а английский средний танк стал не более чем концептуальной базой для будущего Т-28. Немецкого в советском аналоге Medium Tank Mk.III было гораздо больше.
Между тем, говорить о полном провале программы Medium Tank Mk.III не стоит. Уровень дна у всех разный, а современники английского танка оказались ничуть не лучше. Прямым аналогом Medium Tank Mk.III стали советские Т-12/Т-24, американский T2 Medium Tank, немецкие Großtraktor и японские опытные средние танки. Единственным принятым на вооружение оказался Т-24, но давайте будем честными перед собой. Очень быстро этот танк убрали под коврик, а его использование в Красной Армии оказалось недолгим. Остальные танки так и остались в опытной стадии. Чем-то судьба Medium Tank Mk.III схожа с Großtraktor, то есть хотя бы они попали в армию. При этом немецкий средний танк получился откровенно хуже английского.
Дальнейшая судьба английских средних танков оказалась далеко не такой печальной, как может показаться. После нескольких лет войсковых испытаний Medium Tank Mk.III оказались в части, ставшей реинкарнацией EMF. 25 января 1934 года сэр Арчибальд Армар Монтгомери-Массингберд, начальник Имперского Генерального Штаба, санкционировал формирование Танковой Бригады. Командиром Танковой Бригады назначили Перси Хобрата, он же стал Инспектором Королевского Танкового Корпуса. Хобарт стал тем человеком, который стал для английских танковых войск ключевой фигурой. Он смог сделать то, что не удалось Фуллеру, причем в гораздо более сложных условиях. Пехотные и крейсерские танки — это как раз детища Бродяги (Hobo, прозвище Хобарта). Medium Tank Mk.III стали командирскими танками, при этом два из них (E1 и E3) получили радиостанции. А вот E2 так ее и не дождался, причем ушел он очень ярко — сгорел на учениях. Недолго задержался в бригаде и E1. Сильно изношенная машина вскоре была списана и разобрана.
Дольше всех продержался танк, собранный Vickers. Списали его только в 1938 году, примерно тогда же отказались и от других Medium Tank. Впрочем, война заставила их снова использовать, как учебные. Был ли среди этой учебной матчасти Medium Tank Mk.III, неизвестно. Жаль, что машину порезали, она стала своеобразным символом. Правда, символом сомнительным — тёмных времен, которые продолжались для английских танковых сил с 1929 по 1934 годы. Это время потом сильно аукнулось английской армии, прежде всего Дюнкерком.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
- tankdevelopment.blogspot.ru
- фотоархив автора
- IWM
-