История Medium Tank M4A4, который оснащался самым странным американским танковым двигателем
Содержание:
Американская танковая промышленность почти с самого начала была напрямую завязана с автомобильной промышленностью. Так было и в межвоенный период, когда американский Департамент Вооружений сотрудничал с автопроизводителями. В 30-е годы от этого союза отказались, выпуск танков организовали силами арсенала Рок Айленд. Но уже к началу Второй мировой войны стало очевидно, что только своими силами справиться не удастся. Поначалу ставку сделали на вагоностроительные компании, но уже летом 1940 года было решено привлечь к танковому производству автомобильные компании. Первой ласточкой стал Детройтский танковый арсенал, построенный Chrysler Corporation с нуля. В 1941-42 годах заводы General Motors и Ford также подключились к танкостроению.
Американская автомобильная промышленность дала не только возможность для производства десятков тысяч танков и САУ. Ставка американских военных на радиальные авиационные моторы воздушного охлаждения не совсем чтобы оправдалась. Помимо того, что постепенно мощность мотора становилась не совсем чтобы достаточной, возникла потребность в дополнительных силовых установках. Первой ласточкой стал дизельный мотор GM 6046, являвшийся производной спарки автобусных двигателей. Еще более странной производной автомобильных моторов стал Chrysler A 57 Multibank. Ставился этот двигатель в средний танк M4A4, почти все они ушли как помощь союзникам. В большинстве случаев известен он больше как Sherman V, поскольку англичанам ушло почти 90% данных танков
Дополнительные возможности Chrysler Flathead
Для начала следует сказать, почему вообще Уильяму Кнудсену, главе Производственного управления, пришлось срочно поднимать тему альтернативных моторов. Связано это оказалось с растущими аппетитами военных, причем не только американских. В 1940 году на территории США стала действовать британская миссия, главной задачей которой стало получение танков для английской армии. Навязать выпуск Infantry Tank Mk.IIA не удалось, поэтому единственной альтернативой стало получение американских танков. Поначалу речь шла о Medium Tank M3. К началу 1941 года был подготовлен план о производстве данных танков. Согласно ему, ежедневно сдавалось 14,5 танков, или 435-450 в месяц. Из них 6,5 танков в день предназначалось англичанам. В апреле 1941 года план переиграли. Теперь ежемесячно ожидалось 1000 танков, что являлось пределом для моторного производства Continental.
Тревогу Кнудсен поднял в июне 1941 года. К тому моменту аппетиты американских и английских военных продолжали расти. Стало понятно, что моторов Continental R-975 попросту не хватит. Очевидным это стало в июле 1941 года. Теперь требовалось 2000 танков в месяц. За 1942 год ожидалось получить 25000 танков, в 1943 году их число составляло 45000 штук. Не дожидаясь таких жутких цифр, Кнудсен срочно отправился в турне по тем предприятиям, которые могли создать и массово выпускать танковые моторы. Помимо Guiberson, которая выпускала радиальные дизельные моторы воздушного охлаждения, в список целей попали Lycoming, Caterpillar, Ford, General Motors и Chrysler. Из них Lycoming, Caterpillar и Ford предложили наработки по авиационным моторам. В случае же с General Motors и Chrysler речь шла об адаптации готовых решений по линии автомобилестроения.
Для General Motors задача была проще. У корпорации имелась гамма дизельных моторов Detroit Diesel, в том числе и GM 6-71, созданный для автобусов. У Chrysler Corporation задача оказалась сложнее. Выпуском грузовиков занималось подразделение Fargo, которое действовало под маркой Dodge. Но ничего крупнее машин грузоподъемностью 3 тонны не имелось, а рядные 6-цилиндровые моторы развивали максимум 91 лошадиную силу. Даже в спаренном виде такой мотор не годился. Поэтому было решено пойти другим путем. Основным профилем Chryler было производство легковых автомобилей. Помимо V8, который ставился на машины классом повыше, использовался Chrysler Flathead, рядный 6-цилиндровый двигатель. Он существовал в разных версиях, отличавшихся объемом и мощностью. Более престижные Chryler получали мотор объемом 242 кубических дюйма (3,96 литров). В 1941 году был готов новый мотор, объемом 250,6 кубических дюймов (4,11 литра) и мощностью 120 лошадиных сил. Предназначался он для легковых машин моделей Windsor и Royal (заводское обозначение C-34). Их выпуск начался в 1942 году, быстро прекратившись. А вот у мотора оказалась другая судьба.
В июле 1941 года Chrysler представил первую концепцию мотора, позже получившего обозначение Chrysler A 57 Multibank. Первый тестовый образец двигателя, установленный в Medium Tank M3, отправился в пробег 15 ноября 1941 года. Если GM 6046 представлял собой два мотора, работающих параллельно, но мотористы Chrysler соорудили натурального монстра. Пять моторов, перенастроенных под новый режим работы и дефорсированных, насадили на единый блок. Больше это было похоже на «звезду», но нет, на самом деле это 5 независимых моторов. Мощность они передавали на шестеренчатую передачу, которая передавалась далее далее на главный вал, располагавшийся в передней части мотора. «Лучи» распределили так, что нижние блоки лежали горизонтально, тем самым несколько уменьшались габариты. Тем не менее, высота Chrysler A 57 Multibank получилась никак не меньше Continental R-975.
Положение усугублялось тем, что Chrysler A 57 Multibank представлял собой блок, в который также входила система охлаждения. На маховике, который крепился к главному фрикциону, установили вентилятор, чьи лопасти находились ниже уровня днища танка. Поэтому пришлось делать выступ, который уменьшал клиренс танка. За вентилятором находился радиатор системы охлаждения, который выпирал выше уровня крыши. Поэтому на крыше также имелся выступ, который прикручивался к надмоторной плите на болтах.
В иных условиях такое творение сумрачного детройтского гения никто бы не запустил в серию. Но было, мягко говоря, не до жиру. Мотор GM 6046 не мог в одиночку удовлетворить потребности танкостроения, кроме того, он понадобился еще и флоту. Наконец, при всей своей чудаковатости Chrysler A 57 Multibank имел ряд преимуществ. Во-первых, независимо работающие моторы увеличивали шанс функционирования двигателя при поломках. Даже выход из строя более трети из 30 цилиндров мотор продолжал работать. Во-вторых, двигатель получился мощнее, чем Continental R-975. Его эксплуатационная мощность составляла 370 лошадиных сил, а максимальная — 425 лошадиных сил. Конечно, в связи с большими габаритами силовой установки пришлось удлинять моторное отделение, что, разумеется, подняло боевую массу. Но более мощный мотор компенсировал рост массы. В-третьих, на тот момент мотор Continental R-975 потреблял авиационный бензин с октановым числом 91. Chrysler A 57 Multibank потреблял бензин с октановым числом не более 80. С точки зрения снабжения это явно плюс.
На этом фоне не стоит удивляться, что в декабре 1941 года танк с мотором Chrysler A 57 Multibank стандартизировали как Medium Tank M3A4, всего заказали 100 таких танков. В феврале пилотный образец танка прошел первые испытания, на которых мотор показал себя с положительной стороны. Впрочем, к тому моменту было уже очевидно, что время Medium Tank M3A4 уходит. В феврале 1942 год начался серийный выпуск Medium Tank M4A1. Поэтому во всё том же феврале 1942 года было принято решение об установке того же самого двигателя в Medium Tank M4. Комитет по Вооружениям стандартизировал его как Medium Tank M4A4.
В дополнение к другим «Шерманам»
Фактически работы по будущему Medium Tank M4A4 начались раньше февраля 1942 года. В начале января 1942 года с Chrysler (точнее, с Детройтским Танковым Арсеналом, или Chrysler Tank Arsenal, Уоррен, штат Мичиган) был заключен контракт на изготовление третьего пилотного образца Medium Tank T6. Именно он, в феврале 1942 года, и стал первым Medium Tank M4A4. При этом в обозначении осталось pilot #3, что может свести с толку. Это третий пилотный танк среди T6, и первый среди M4A4. Сдали танк с регистрационным номером U.S.A. W-3058315 к 9 мая 1942 года, а к 28 мая он оказался на Абердинском полигоне.
Довольно позднее появление танка привело к тому, что пилотный M4A4 не имел характерных для ранних M4 деталей. Корпус был уже без пары курсовых пулеметов. Башня получила обычный порт для перископического прицела, а не «скворечник», как на ранних машинах. Спереди этот танк вообще можно спутать с ранним M4A2. Очевидной разница была сбоку. Корпус получился длиннее на 160 мм, как и в случае с M3A4, удлиняли его в кормовой части. Аналогично M3A4, более широко расставили тележки опорных катков. По сравнению с M4 или другими танками семейства, на 4 трака увеличилась длина гусеничной ленты (до 83 траков). Наконец, боевая масса выросла до 31600 кг. Впрочем, поскольку длина опорной поверхности выросла, как и мощность, разница с M4A1 оказалась минимальной.
Пилотный образец M4A4 оказался весьма примечательной машиной. Судя по всему, это был первый танк, на котором установили резинометаллические траки T48. Так называемый «шевронный» трак получил своё обозначение за V-образный грунтозацеп, являвшийся единым целым с резиновым массивом. Появление этих траков объяснялось тем, что траки T51 обладали недостаточным сцеплением с грунтом. Появление T48 не означало, что на этом выпуск старых траков прекратится. И резинометаллические T51, и цельнометаллические T49 ставились как на M4A4, так и на другие танки.
Позже ввели и цельнометаллический «шевронный» трак T54E1, а его разновидность, T54E2, была эксклюзивной для M4A4. Дело в том, что производился он непосредственно Chrysler. Также Chrysler выпускал и цельнометаллический трак T62. Он напоминал T54E2, но имел клепаную конструкцию. 3 заклепки являлись характерным признаком этого трака.
Запуск в серию Medium Tank M4A4 происходил, можно сказать, с ходу. Так случилось, что первые Medium Tank M4A4 стали сдаваться Детройтским танковым арсеналом спустя всего месяц после начала выпуска Medium Tank M3A4. Удивляться такому повороту не стоит: M3A4 был скорее обкаткой перед началом выпуска более совершенного танка. Да и июль 1942 года, когда сдали первые M4A4, также выглядел скорее обкаткой. За этот месяц сдали всего 2 танка, а полноценное производство началось уже с августа. Как раз к этому моменту завершился выпуск M3A4, коих сдали 109 штук. Серийный M4A4 внешне почти не отличался от пилотного танка, тем не менее, имелось существенное внутреннее отличие. Вместо гидравлического привода поворота башни использовался гидроэлектрический поворотный механизм.
Первый производственный контракт, T-2593, предусматривал выпуск 1400 танков с серийными номерами 4805-6204 и регистрационными номерами U.S.A. W-3056615-3058014. Что серийный, что регистрационный номер первого танка были взяты по хитрой схеме. Серийный номер 4804 принадлежал последнему Medium Tank M4, выпущенному Alco по контракту T-3157 в июле 1943 года. Регистрационный номер U.S.A. W-305661 принадлежал последнему M4A2 (серийный номер 1404), выпущенному Pullman Standard по контракту T-3018 в сентябре 1942 года. В общем, не для слабонервных. А еще был 1401-й танк. Дело в том, что M3A4 должны были сдать 110 штук, но чего-то пошло не так. Танк «завис», а в апреле 1943 года Детройтский танковый арсенал сдал «лишний» M4A4. Должок!
Надо сказать, что арсенал довольно быстро задал темп по производству. Если в августе 1942 года сдали 167 танков, то в сентябре их было уже 502 штуки, с просадкой до 364 штук в октябре. Зато в ноябре 1942 года производство пошло вверх. Было сдано 335 танков по контракту T-2593, плюс 155 танков по контракту T-3333. По новому контракту сдавалось 4000 танков с серийными номерами 16555-20554 и регистрационными номерами U.S.A. W-3016861-3020860. Пик производства M4A4 пришелся на декабрь 1942 года: помимо 29 танков по контракту T-2593, арсенал сдал 878 танков по контракту T-3333. Итого 907, абсолютный рекорд ежемесячного выпуска танков на одном заводе. Конечно, до 1000 танков в месяц, как в 1942 году было сказано советский делегации, арсенал не добрался, но всё равно очень впечатляет.
Одновременно с запуском производства танков по контракту T-3333 произошли изменения внешнего вида M4A4. Еще в конце апреля 1942 года прошло совещание, на котором конструкцию с «ресничками» смотровых приборов на лобовом листе корпуса признали неудачной. Она оказалась уязвимой для пуль. Предлагалось от нее избавится, заменив на перископические приборы. По факту эта конструкция продержалась до конца исполнения контракта T-2593 (январь 1943 года). На M4A4 их заменили на перископы в удлиненных выступах для люков механика-водителя и его помощника.
Дальнейший выпуск Medium Tank M4A4 происходил уже не с такими рекордами, но всё равно объем впечатляет. В январе 1943 года сдали 625 танков, в феврале 665, в марте 678 и в апреле 612 штук. На тот момент главным получателем танков данного типа стали англичане. В мае 1943 года было сдано 378 танков по контракту T-3333 и 201 танк по контракту T-3603. Он был разделен на 2 части. Первая часть, основная, подразумевала выпуск 2077 танков с серийными номерами 20555-22631 и регистрационными номерами U.S.A. W-3029082-3031158. Под самый конец производства был еще маленький кусочек из 21 танков, с серийными номерами 22632-22652 и регистрационными номерами U.S.A. W-3031162-3031182. По большому счету, 21 танк — результат бюрократии.
Контракт T-3603 подразумевал более крупное изменение, чем замена «ресничек». Система с орудийной установкой M34 и перископическим прицелом M4 оказалась не самой удачной. Поэтому еще в 1942 году была разработана орудийная установка M34A1 с телескопическим прицелом M55. Ее легко можно отличить по широкой подвижной бронировке и глазку прицела с правой стороны. Башня с такой установкой сохранила индекс D50878.
Следующее изменение конструкции танка случилось летом 1943 года. Выяснилось, что танк имеет критичные для попаданий вражеских снарядов зоны на корпусе и башни. Это привело к появлению приварок на бортах корпуса в районе размещения боеукладок (1 слева и 2 справа), а также приварки на передней правой скуле башни. Получали ее танки по обоим контрактам, а в ходе капремонта и ранее выпущенные машины. Также появился стопор орудия по-походному, который крепился по центру верхнего лобового листа корпуса. Его также получали как ранее выпущенные танки, так и новые.
Выпуск танков по контракту T-3333 далее шел совсем недолго — 8 в июне, 1 в июле и 1 в сентябре 1943 года. Что же касается контракта T-3603, то в июне арсенал сдал 573 танка, в июле 654, а в августе 489. Падение выпуска было связано с тем, что выпуск M4A4 подошел к концу. Кризис с моторами уже миновал, Chrysler A 57 Multibank американцам оказался не нужен, а на Детройтском танковом арсенале начался выпуск Medium Tank M4. Первые 10 танков данного типа сдали как раз в августе, а в сентябре их было уже 100 штук. Что же касается M4A4, то в сентябре 1943 года по контракту T-3603 сдали 160+21 танк. Итого 7499 штук. Это сделало его вторым по массовости в семействе M4. По иронии судьбы, на первом месте оказался M4A2, также с «подменным» мотором, большинство этих танков также ушло на помощь союзникам.
Ненужная версия, оказавшаяся нужной англичанам
Первые отправки Medium Tank в войска состоялись в августе 1942 года. M4A4 оказались в Пустынном тренировочном центре (DTC, располагался в районе штатов Калифорния и Аризона), созданном для подготовки американских частей к войне в Северной Африке. Первые же испытания привели к тому, что американские военные быстро охладели к новинке. Нет, танк-то был надежный, а вот с обслуживанием Chrysler A 57 Multibank дела обстояли совсем не радужно. Мало того, что весил мотор около 2,5 тонн, обслуживать его оказалось неудобно. Особенным издевательством был доступ к помпам, если мотор не вынуть, до нижних узлов не добраться.
Результатом стало то, что весь объем заказа M4A4 американской армией составил всего 56 танков. Впрочем, на Chrysler излучали оптимизм. Если нельзя пристроить танк у себя, можно его впихнуть союзникам. Неспроста на Chrysler были так обходительны с советской делегацией. Это не особо помогло, поскольку поставка затянулась, а уже к началу 1943 года советские специалисты были слегка в курсе происходящего. По их информации, американские военные считали M4A4 худшим в семействе. Правда, эти же люди «забраковали» и M4A2, который оказался совсем не таким плохим. Примерно то же самое можно сказать и про M4A4, который, к осени 1942 года, уже обрел новых заказчиков — англичан.
Первая партия из 329 танков, получивших английское обозначение Sherman V, отправилась в Англию в сентябре 1942 года. Далее Детройтский танковый арсенал работал только на англичан. Почти. В общей сложности в Англию ушло 7167 танков данного типа (известны регистрационные номера 7180 танков, но там были и пробелы в нумерации). В январе 1943 года Chrysler был вынужден направить своих специалистов в Англию и на Ближний Восток, чтобы помочь английским механикам. У тех тоже возникло немало вопросов относительно эксплуатации мотора. Двигатель, кстати, по ходу производства доработали. Водяную помпу сделали единой, что упростило обслуживание.
В отличие от американских военных, англичане как-то подозрительно тепло встретили танк со столь монструозным мотором. Причины такого отношения следует искать в надежности мотора. В сентябре 1943 года ГБТУ КА получило информацию об эксплуатации «Шерманов» в Северной Африке. Согласно отчету, Sherman III (M4A2) проходил более 1500 миль без капремонта, а Sherman V — более 2000 миль. А вот Sherman II (M4A1) такого восторга не вызвали. Всего их поставили 942 штуки. Уже потом пошли Sherman I (M4), но у тех стояла немного другая версия мотора Continental R 975, более мощная и переведенная на бензин с октановым числом 80.
На этом фоне не стоит удивляться, что Sherman V стал самым «английским» из американских танков. Впервые они пошли в бой летом 1943 года во время сражения за Сицилию, а к моменту высадки в Нормандию это был самым массовый танк в английской армии. Уступая Cromwell по подвижности, Sherman V превосходил «крейсер» по ряду других параметров. Особенно ценили его надежность. Кроме того, большие объемы боевого отделения позволили установить 17-фунтовую (76 мм) пушку. Эта версия, обозначавшаяся как Sherman VC, также часто именуется как Sherman Firefly. Строили на базе Sherman V и различные инженерные машины.
Помимо англичан, эти танки шли еще и французам. 274 Medium Tank M4A4 выпуска января-февраля 1943 года попало в FFL. Часть этих танков получила орудийные установки M34A1. Что же касается англичан, то последние Sherman V отправились к ним в 1944 году. Часть из них прошла капитальный ремонт, в ходе которого получила орудийные установки M34A1, дополнительное бронирование и стопоры орудия по-походному. Одним словом, мотор A 57 Multibank оказался совсем не лишним. Всего их произвели 9965 штук, с запасом. Американской армии эти танки не пригодились, но англичанам позволили пересесть на более современные боевые машины.
Список источников
-
-
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- usautoindustryworldwartwo.com
- Sherman Minutia
- Архив автора
- US Signal Corps
-
источник: https://dzen.ru/a/Y-5wvJfIwUZfRITT