Юрий Пашолок. Самый совершенный из польских предвоенных танков

14

Юрий Пашолок. Самый совершенный из польских предвоенных танков

История польского легкого танка-разведчика PZInż. 140 (4 TP), который так и остался опытным

Содержание:

Состояние польского танкостроения в полной мере соответствовало тому, что из себя представляло польское машиностроение. Безусловно, польскую промышленность можно похвалить как минимум за то, что она смогла наладить серийное производство бронетанковой техники. Ряд «больших» стран, в межвоенный период, не смог сделать и этого. Вместе с тем, налицо пример Чехословакии, где довольно быстро перешли от копирования зарубежных аналогов к полностью собственным разработкам. Это касалось не только танков целиком, но и отдельных узлов и агрегатов. У Польши же с этим дела обстояли неважно. Даже 7TP — это английская «база», шведские башня и вооружение, а также швейцарский дизельный мотор. Вместе с тем, локальные успехи всё же имели место.

Опытный образец PZInż. 140 на испытаниях

Опытный образец PZInż. 140 на испытаниях

Несмотря на то, что основная часть польских разработок в области бронетанковой техники имела зарубежные корни, имелись и оригинальные образцы. Обычно перспективные машины ищут в проектах польских боевых машин, но настоящую революцию изготовили в металле. Речь идет о танке-разведчике PZInż. 140, часто именуемом как 4TP. Сама по себе концепция танка не была чем-то новым. В облике PZInż. 140 легко угадывается английский «патрульный» танк-разведчик. Это неудивительно, поскольку английская разработка числилась в концептуальных прародителях. Тем не менее, получилась самобытная и вполне удачная боевая машина. По ряду причин PZInż. 140 так и не стал серийным. Тем не менее, это лучшее, что смогла создать польская промышленность в межвоенный период.

Польский взгляд на танк-разведчик

Первоначально польские военные ориентировались на французскую школу танкостроения, но еще во второй половине 20-х стали едва ли не первыми, кто зачастил к англичанам. Во-первых, Renault FT, самый массовый польский танк на тот момент, не отличался высокой подвижностью. Во-вторых, изначально польских военных заинтересовали танкетки. В 1927 году польская делегация побывала на полигоне в Вуле, где они увидели не только танкетку Carden-Loyd, но и опытный образец Vickers 6-tonner. Поначалу они не обратили особого внимания на этот танк, но уже позже Viсkers Mk.E, так именовалась экспортная версия танка, оказался для польских военных целью №1. Не стоит удивляться, что основу польских бронетанковых соединений составляли боевые машины с английской родословной. Больше того, если посмотреть на программу разработки перспективных польских танков, там также легко находятся английские корни.

Один из Vickers 4-tonner, эти танки стали заменой танкеток, обладая более высокой подвижностью и вращающейся башней

Один из Vickers 4-tonner, эти танки стали заменой танкеток, обладая более высокой подвижностью и вращающейся башней

В первой половине 30-х годов основными приоритетами польского танкостроения стали танкетки и легкие танки сопровождения. Не оставляли поляки и попыток получить колесно-гусеничный танк, но на некоторое время эта активность затихла. Зато в сентябре 1932 года появились предпосылки для создания новых классов боевых машин. Пытаясь развить успешные отношения с польской стороной, Vickers-Armstorngs устроила в Польше демонстрацию своих новинок. В их числе были 4-тонный танк-разведчик, артиллерийский тягач на его базе, а также плавающий танк-разведчик A4E11. Демонстрация, проведенная в районе Модлина, впечатлила польскую сторону. В мае 1933 года полковник Тадеуш Коссаковский, начальник WIBI (Военный Институт Конструкторских Исследований) и ключевой человек в разработке польской бронетанковой техники, высказал предложения о закупке английских машин. Приоритетом становились 4-тонные танки-разведчики, их планировалось закупить 5 штук.

PZInż. 140 стал носителем технологий. В этом танке максимально реализовали промышленный потенциал Польши, в результате получилась крайне интересная боевая машина

PZInż. 140 стал носителем технологий. В этом танке максимально реализовали промышленный потенциал Польши, в результате получилась крайне интересная боевая машина

Главным препятствием в планах начальника WIBI стал вопрос цены. Собственно говоря, претензии по данному вопросу были и к Vickers Mk.E, но 16775 фунтов стерлингов за пучок легких танков (в среднем 2793 фунта за танк) — это перебор. Поэтому отказ польской стороны сложно назвать скупердяйством. Речь шла уже не про легкий танк поддержки, а фактически гусеничный аналог броневика-разведчика. На некоторое время тему танков-разведчиков отодвинули на второй план, сконцентрировавшись на локализации Vickers Mk.E. Это было правильной идеей, поскольку танк поддержки требовался армии куда сильнее. Кроме того, силами PZInż (Государственные Заводы Машиностроения, Варшава) выпускалась танкетка TK-S, которая занимала ту же нишу, что и танк-разведчик.

Изначально на танк ставился V-образный мотор PZInż.425

Изначально на танк ставился V-образный мотор PZInż.425

К теме танка-разведчика польская армия вернулась в 1935 году. К тому моменту англичане начали активно продавать свои 4-тонники, обзавелись ими, в том числе, Латвия с Литвой. Появилась и альтернатива в виде шведского танка-разведчика Landsverk L-100. Польские военные старались держать руку на пульсе, тем более что со шведами (а именно с Bofors) шло активное сотрудничество. Башня и вооружение пушечного 7TP имели шведское происхождение. Наверняка польская сторона знала и про Landsverk L-120. Это видно, в том числе, и по тактико-техническим требованиям на танк-разведчик, которые были составлены в 1935 году. В качестве вооружения машина получала 20-мм автоматическую пушку. Другие танки-разведчики в то время имели чисто пулеметное вооружение. Исключение составлял лишь Landsverk L-100, чьи ТТТ явно базировались на требованиях к исходному проекту Kleinetraktor (будущий La.S., он же Pz.Kpfw.I). И если Krupp воткнуть в танк-разведчик 20-мм автоматическую пушку не смог, то шведам это удалось. А позже и полякам.

В качестве вооружения предполагалась 20-мм автоматическая пушка nkm FK-A wz.38

В качестве вооружения предполагалась 20-мм автоматическая пушка nkm FK-A wz.38

Руководил работами по танку, получившему обозначение PZInż. 140, инженер Эдвард Габих. С его именем связаны наиболее совершенные образцы польской бронетанковой техники. И если танк-амфибия PZInż. 130, который разрабатывался примерно в то же время, был слишком похож на A4E11, то с PZInż. 140 ситуация выглядела иначе. Что именно послужило прототипом для польского танка-разведчика, не являлось секретом. Общая компоновка повторяла «коммерческие» 4-тонные танки разведчики Vickers. Вместе с тем, с точки зрения инженерных идей творение Габиха выглядело на голову выше. Если англичане использовали блокированную подвеску с листовыми рессорами (подвеска Хорстманна появилась уже потом), то Габих предложил оригинальную идею. На его танке применялась торсионная подвеска с 2 опорными катками, блокированными в тележку. Между балансирами разместили гидравлический амортизатор, который работал как дополнительный упругий элемент.

Болты и заклепки использовались только на опытной машине. Далее PZInż. 140 был бы сварным

Болты и заклепки использовались только на опытной машине. Далее PZInż. 140 был бы сварным

PZInż. 140 выглядел как своеобразная выставка достижений польской промышленности. Для танков-разведчиков был разработан мотор PZInż.425, танковая версия двигателя PZInż.405. V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 3.88 литра изначально создавался для легкового автомобиля PZInż.403 Lux Sport. В танковой версии он развивал мощность 95 л.с. при 3600 об/мин. Для танка боевой массой 4,33 тонны вполне приличная силовая установка. Остальные агрегаты моторно-трансмиссионной группы также имели польское происхождение. Толщина корпуса достигала в лобовой части толщины 15 мм, вполне достаточно для защиты от пуль винтовочного калибра. Помимо смотровых щелей со стеклоблоками, механик-водитель получал перископический смотровой прибор разработки Рудольфа Гундляха. Это обеспечивало неплохую обзорность.

Машина отличалась высокой подвижностью, что важно для танка-разведчика

Машина отличалась высокой подвижностью, что важно для танка-разведчика

Боевое отделение создавалось явно с учетом разработки 7TP. Если башня серийного 7TP получила кормовую нишу, то на PZInż. 140 оставили кормовой люк (еще один находился на крыше башни). Установка вооружения также была похожа на 7TP, но вместо 37-мм пушки Bofors ставилась 20-мм автоматическая пушка. Сама концепция вооружения была шведской (точнее, немецкой). Телескопического прицела не предусматривалось, использовался перископический прицел. Такую же систему можно видеть на шведских танках, а также Leichttraktor, откуда ее и взяли.

Думали, думали, и передумали

По разным причинам разработка PZInż. 140 затянулась. Окончательный вариант технической документации на танка был представлен Габихом в декабре 1936 года. Между тем, планы у польской армии на танки-разведчики были обширными. Именно они предполагались самыми массовыми. То, что танкетки TK-S устарели, новостью не являлось, выпускали их скорее за неимением иной альтернативы. Сложная ситуация заставила польских военных искать варианты. Именно поэтому они так зачастили в Швецию. В ноябре 1936 года польская делегация посетила Landscerk, а полноценный визит состоялся весной 1937 года. В апреле 1937 года польская комиссия во главе с полковником Патриком О’Брайеном де Ласи испытывала опытный образец шасси Landsverk L-120. Дело дошло даже до проектирования польской версии танка с 20-мм пушкой.

Испытания танка начались летом 1937 года

Испытания танка начались летом 1937 года

Активность польских военных, впрочем, особо не понадобилась. Будем честными, Landsverk L-120 был не только существенно дороже, но и хуже. Боевая масса танка составила 5,1 тонну, вместо 65 км/ч он развивал 50 км/ч, а в башню влез только пулемет. Опытный образец PZInż. 140 окончательно вышел на испытания к 15 августа 1937 года. Еще до начала испытаний была принята программа перевооружения польской армии, где PZInż. 140 занимал одну из ключевых позиций. В общей сложности за 1937-42 годы ожидалось получить 480 таких танков-разведчиков. Шли они на комплектование разведывательных танковых рот при пехотных дивизиях. Ожидалось, что всего ими будет оснащено 18 разведрот.

6-цилиндровый рядный мотор PZInż. 725, он предполагался на серийном танке

6-цилиндровый рядный мотор PZInż. 725, он предполагался на серийном танке

Испытания проходили не совсем гладко. Одной из ключевых проблем стала подвеска. Случаи ее поломки оказались не редкостью, также имелись претензии к плавности хода. Вместе с тем, следует отметить, что с торсионами «воевали» многие. У Krupp, например, схожая конструкция торсионной подвески получилась еще хуже, что вызвало в Эссене устойчивую торсионофобию (да и не только там). Требовалось некоторое время на доводку. Тем не менее, за 1937 год танк преодолел 1861 километр, вполне приличное расстояние. Да и скорость оказалась вполне адекватной — до 55 км/м.

Испытания шли с переменным успехом

Испытания шли с переменным успехом

К 1938 году наметились тенденции к модернизации машины. В числе изменений числился и новый мотор — PZInż. 725. Рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 5,18 литра должен был развивать мощность до 120 л.с. при 2800 об/мин. Это позволяло поднять удельную мощность до более чем 25 л.с. на тонну. Также в 1938 году окончательно определились с вооружением. Им стала 20-мм автоматическая пушка nkm FK model A (позже она стала FK-A wz.38A). Продолжились и испытания. По состоянию на май 1939 года опытный образец преодолел 4300 километров. Обсуждался вопрос серийного производства, но оно так и не состоялось.

Опытный образец артиллерийского тягача PZInż. 152

Опытный образец артиллерийского тягача PZInż. 152

Причиной такого решения стали исследования, проведенные в Генеральном Штабе польской армии. Там обобщили опыт Гражданской войны в Испании и пришли к грустным выводам. В момент, когда PZInż. 140 стали сходить с производственных линий, они уже выглядели бы устаревшими. Требовалось более мощное вооружение и броневая защита. Отчасти польские военные были правы, но так они оставили себя без танка-разведчика. Что им мешало, например, усилить лоб корпуса/башни до 30 мм, поставить 37-мм пушку wz.36 и усилить ходовую часть, неизвестно. Это стоило бы им лишней тонны боевой массы, с учетом мотора PZInż. 725, вполне терпимо. Возможно, так бы и случилось, но спустя несколько месяцев после решения об отмене серийного выпуска PZInż. 140 началась война. Она наглядно показала, что даже такой удачный образец, как PZInż. 140, действительно, имеет мало шансов на поле боя. Одной только подвижности оказалось недостаточно, а на польской машине еще и отсутствовала радиостанция. Тем не менее, PZInż. 140 стал лучшим, что разработала польская промышленность.

Список источников

      1. Czołg rozpoznawczy TK-S cz.2, Militaria I Fakty 31, AJAKS, 2006
      2. derela.pl

источник: https://dzen.ru/a/YzQoStk3WUDHEQy3

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account