Юрий Пашолок. Много амбиций…

15
Юрий Пашолок. Много амбиций...

Юрий Пашолок. Много амбиций…

81 год назад начала наиболее активная стадия штурма Варшавы немецкими войсками. Собственно говоря, первые немецкие подразделения подошли к польской столице еще 8 сентября, но тогда взять нахрапом не удалось. Поэтому немцы стали замыкать вокруг города кольцо обороны, накапливая ресурсы. К моменту, когда началась наиболее активная фаза штурма города, ситуация для Польши уже была безнадежной. Несмотря на то, что Франция и Великобритания объявили Германии войну, к наступлению они оказались не готовы, так что французы быстро захлебнулись. Собственная же армия не могла удержать немцев. Кроме того, к моменту, когда немцы окончательно сомкнули кольцо вокруг столицы, в ней польского правительства уже не было. В ночь с 16 на 17 сентября оно перебралось через румынскую границу.

Впрочем, всем этим событиям предшествовали не только действия Польши, которые отчасти и привели к началу Второй мировой войны, но и откровенное запаздывание с точки зрения развития собственной военной промышленности. Причем ладно бы немцы, все же одна из крупнейших военно-промышленных держав, так ведь и с той самой Чехословакией, у которой был оттяпан, под шумок, кусок Тешинской области, сравнение было совсем не в пользу Польши. Особенно существенным отставание оказалось с точки зрения бронетанковой техники. Тонким моментом было то, что Чехословакия разрабатывала собственное вооружение и военную технику, достаточно быстро прогрессируя. Польша же, по ряду позиций, занималась либо лицензионной сборкой, либо развитие конструкций, имевших зарубежное происхождение.

В результате всего происходящего стало то, что польские бронетанковые силы находились, к началу Второй мировой войны, в глубоком кризисе. Наиболее совершенными машинами являлись 7TP, которые были неплохи в середине 30-х годов, но откровенно уступали не то, что немецким средним танкам, а чехословацким легким танкам. Что еще хуже, Чехословакия, худо-бедно, всё же показала весьма высокий темп производства. Польша же такого не достигла даже в перспективе. Да и не было, собственно говоря, этих перспектив.

Безусловно, с точки зрения концепции легкого танка сопровождения пехоты 7TP являлся, на середину 30-х годов, весьма удачной машиной. Польские конструкторы поработали над улучшением обзорности, особенно удачным оказалось решение с перископическим прибором наблюдения, более известным как MK-IV. Да и использование дизельного мотора Saurer являлось очень правильным решением, как показали последующие испытания трофейного 7TP в СССР, экономические показатели стали существенно выше. Вполне неплохим было и вооружение, которое стало результатом сотрудничества Польши со шведской компанией Bofors. Собственно говоря, как раз благодаря Bofors у поляков случился существенный прогресс с артиллерией, особенно противотанковой.

Потерянный в ходе боев за Варшаву 7TP

Потерянный в ходе боев за Варшаву 7TP

Всё это хорошо, но за одним существенным исключением. Танк был хорош на середину 30-х годов. А вот ближе к концу 30-х уже не очень. Как раз в это время многие армии мира стали насыщаться новыми образцами бронетанковой техники, и в этом отношении поляки уже существенно проигрывали Чехословакии. С LT vz.35 им воевать не пришлось, а вот с тем же танком, уже называвшимся Pz.Kpfw.35(t) — очень даже, причем как раз в ходе боев за Варшаву. 18 сентября 1939 года состоялся бой с Pz.Kpfw.35(t) из состава 1-й Легкой дивизии, в пользу последней. Так вот, как показывают немецкие отчеты, далеко не всегда польская противотанковая артиллерия поражала чехословацкий легкий танк в лоб. А вот 7TP поражался практически всем ассортиментом противотанкового вооружения. Да и не только противотанкового. Pz.Kpfw.II, с которым часто сравнивают польский танк, ему уступал, но не то, чтобы сильно. Самое главное, что его 20-мм автоматическая пушка могла поражать польский танк на средних дистанциях. Вот только число Pz.Kpfw.II в немецкой армии было несравнимо больше.

Машина была неплохой, но уже слегка устаревшей и слишком малочисленной

Машина была неплохой, но уже слегка устаревшей и слишком малочисленной

Впрочем, качество танка можно было компенсировать количеством, но за этим явно не в Польшу. Производство 7TP началось в 1935 году, но фактически что-то похожее на серию стало появляться в 1938 году. Да и то, даже на фоне Чехословакии это выглядело несерьёзно. К началу Второй мировой войны выпустили всего 132 танка, из них реальную боевую ценность имели 110, имевшие двухместную башню и 37-мм орудие. На этом фоне агрессивное поведение польского руководства выглядело, скажем так, смелым, но несколько легкомысленным. Там всерьёз считали, что, в случае чего, помогут союзники, но у тех же французов и так с танками бела шли не очень, а уж про англичан вообще нет стоит ничего говорить. Всё очень плохо.

Поражение польского танка в корму

Поражение польского танка в корму

Еще одной проблемой было то, что сменщик 7TP так и не вышел дальше этапа создания корпуса. Да и «улучшенный 7TP», как он реально назывался, по сути был просто попыткой модернизации, а не новым танком. На этом фоне Польша всё равно уступало не то, что немцам, но и Чехословакии. И это разговор про перспективу, которую было попросту негде выпускать.

Изучение 7TP в СССР:

Юрий Пашолок. Лёгкий танк 7TP — модернизация 6-тонника по-польски

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13017971.html

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account