10

Юрий Пашолок. Самый ранний сохранившийся ИС

Рассказ о тяжёлом танке Объект 240, находящемся на территории Кировского завода

Порой так бывает, что по-настоящему уникальный танк стоит, мало кому интересный. За примерами далеко ходить не надо. Многострадальный Т-34 «Кантемировец», которого судьба занесла в музей «Дорога Жизни», оказался совсем не простым танком. Выяснилось, что это единственный сохранившийся до наших дней «генеральский» Т-34, который оснащался радиостанцией РСБ-Ф. Теперь бы его собрать воедино, но это уже дело второе. Самое интересное, что подобные истории случаются довольно часто. Танки, которые хорошо известны, оказываются машинами с крайне интересной судьбой.

Нынешнее состояние танка

Нынешнее состояние танка

На территории Кировского завода в Санкт-Петербурге находится танк-памятник ИС-2. Установлен он на постамент в 1947 году, машина эта достаточно известная. Она часто упоминается в различных публикациях, обычно ее определяют как ИС-2 самых ранних серий. На самом деле танк еще более интересный. Это один из родоначальников семейства ИС, чья судьба оказалась очень бурной. Стоит рассказать о нем в канун дня рождения Николая Фёдоровича Шашмурина, создателя этого танка.

Создатель машины - Николай Фёдорович Шашмурин, именно он сделал ИС таким, каким мы его знаем

Создатель машины — Николай Фёдорович Шашмурин, именно он сделал ИС таким, каким мы его знаем

История этого танка началась 5 мая 1943 года, когда И.В. Сталин подписал постановление ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Согласно ему, в танки КВ-1с и ИС-1 (более известен как Объект 233, но так его почти не именовали) ставились 85-мм орудия. Это стало для ИС-1 финальной точкой. К танку уже имелись претензии, связанные с ходовой частью и работой системы охлаждения. Таким образом, исходная концепция скоростного тяжелого танка КВ-13, с боевой массой и габаритами среднего класса, окончательно потерпела фиаско.

Так танк выглядел в исходном виде

Так танк выглядел в исходном виде

Шашмурин, который после смерти Н.В. Цейца, являлся ведущим инженером КВ-13 (ИС-1), изначально был против такой концепции. По его мнению, требовалось делать «полноценный» тяжелый танк. Теперь же у него для этого были все основания. Объект 237, работы по которому начались в мае 1943 года, стал прямым развитием ИС-1. Но теперь он являлся тяжелым танком по всем параметрам. Боевая масса достигла 44 тонн, а о скорости порядка 50 км/ч забыли окончательно. По подвижности танк был равнозначен КВ-1с, но при этом имел более мощную броневую защиту.

Далее он получил 85-мм пушку Д-5Т

Далее он получил 85-мм пушку Д-5Т

Танк, который ныне находится на Кировском заводе — это Объект 237, второй опытный образец. Изготовили его к 22 июля 1943 года, при этом первый пробег, в виду спешки, он прошел без башни. В дальнейшем на него установили башню с 85-мм танковой пушкой С-31. Она, впрочем, простояла на нем недолго. Уже в начале августа танк получил 85-мм танковую пушку Д-5Т. В таков виде оба образца Объекта 237 отправились на Гороховецкий АНИОП, где прошли испытания орудий. К тому моменту Д-5Т уже приняли на вооружение Красной Армии, испытания лишь подтвердили правильность решения.

Следующая ступень эволюции - Объект 240

Следующая ступень эволюции — Объект 240

После испытаний танк отправили в Москву, где 8 сентября 1943 года он участвовал в показе на территории Кремля. Согласно дневнику В.А. Малышева, наркома танковой промышленности, Объект 237 осматривал Сталин, причем он залезал на танк. Далее машина направилась в Челябинск, где ее ждала очередная метаморфоза. Пока первый образец проходил испытания, второй танк переделали в тяжелый танк Объект 240. В его башню установили опытный образец 122-мм орудия Д-25Т. На тестах дульный тормоз первого типа почти сразу разорвало, его обломки едва не попали в П.К. Ворошилова. Поэтому на ходовые испытания танк отправился с зачехленным стволом.

В дальнейшем танк получил вторую по счету башню и 122-мм пушку Д-25, оснащенную клиновым затвором

В дальнейшем танк получил вторую по счету башню и 122-мм пушку Д-25, оснащенную клиновым затвором

После того, как танк преодолел более 1250 километров ходовых испытаний, его снова отправили на Гороховецкий АНИОП. Туда же отправили новый дульный тормоз. Несмотря не некоторые недочеты, которые выявились в ходе испытаний, в целом их результаты признали успешными. Д-25Т приняли на вооружение Красной Армии, как и Объект 240. Он получил индекс ИС-122 (ИС-2). К концу октября 1943 года танк преодолел уже 1162 километра, и на этом его тесты далеко не завершились. Тестовое шасси стало долгожителем, которого ждали очередные метаморфозы.

Третья по счету башня, 100-мм пушка С-34, и фара на "ножке". Тогда танк именовался Объект 248

Третья по счету башня, 100-мм пушка С-34, и фара на «ножке». Тогда танк именовался Объект 248

Для начала, на танке стали испытывать различные узлы ходовой части, а также моторно-трансмиссионной группы. К концу декабря 1943 года машина прошла, в общей сложности 2584 километра. Еще 1354 километра она преодолел за январь 1944 года, на танк установили подбашенный погон без сепаратора верхних шариков, очередные подшипники, новые пробки баков и КПП с жестким креплением. С 1 по 6 февраля 1944 года на танк установили башню с пушкой Д-25Т, имевшей клиновой затвор, новый мотор и надмоторную плиту. В таком виде танк снова оказался на Гороховецком АНИОП.

Та самая фара на ножке

Та самая фара на ножке

Несколько месяцев Объект 240 оставался на Гороховецком АНИОП. По завершению испытаний танк вернулся на завод №100, где его ждала очередная метаморфоза. Танк прошел капитальный ремонт, в ходе которого появилась фара на характерной высокой «ножке». Башню снова заменили, теперь в ней находилась 100-мм пушка С-34. Поскольку данная система создавалась так, что заряжающий размещался слева, места командира и наводчика переместились вправо. Переделанный в июне 1944 года танк получил обозначение Объект 248.

По понятным причинам до танка просто так не добраться

По понятным причинам до танка просто так не добраться

После проведения 1-6 июля полигонных испытаний танк, наконец, перестал быть интересен как объект для тестов. Впрочем, метаморфозы не закончились. После возвращения в Челябинск танк получил уже четвертую по счету башню. Ее взяли от тяжелого танка КВ-122 (КВ-85 с башней ИС-2), которая стала ненужной. Вот в такой конфигурации танк ныне и стоит на постаменте.

Правда, моделистов следует разочаровать. С точки зрения матчасти этот танк вряд ли им поможет. Это опытная машина

Правда, моделистов следует разочаровать. С точки зрения матчасти этот танк вряд ли им поможет. Это опытная машина

В отличие от КВ-85 (на самом деле это Объект 239, опытный танк), который доступен всем, Объект 240 является одним из наименее доступных ИС. Причина в его расположении. Чтобы к нему попасть, надо оказаться практически в центре Кировского завода, куда, естественно, пускают далеко не всех. И это, надо сказать, существенно отличает состояние двух танков. Объект 240, которым на заводе занимаются, выглядит явно более «бодрым», чем его собрат.

Такая корма и выхлопные патрубки - признаки Объекта 237. Серийные танки выглядят иначе

Такая корма и выхлопные патрубки — признаки Объекта 237. Серийные танки выглядят иначе

Сам по себе этот танк является своеобразной ловушкой для моделистов и исследователей. До недавнего времени этот танк часто называли ИС-2 первых серий. Что является заблуждением. Такая кормовая плита, а также выхлопные патрубки, по типу Т-34, характерны только для Объектов 237. На первых же серийных танках патрубки поставили совсем другой конструкции, изменилась и корма корпуса.

Башня выпуска где-то весны 1944 года

Башня выпуска где-то весны 1944 года

Имеются отличия и по лобовой части корпуса. Как показали испытания, смотровой лючок механика-водителя стоял слишком низко, поэтому обзор из него был недостаточный. В ходе переделок лобовую часть корпуса доработали, это хорошо видно по следам сварки вокруг лючка. Также отличались и перископические смотровые приборы. Если у серийного танка стояли перископы в штатных бронировках, здесь имеются характерные козырьки. Оставался только вопрос, какой именно из Объектов 237 стоит на постаменте. Характерная длинная ножка крепления фары дала ответ на этот вопрос. Как и отметина с левой стороны подбашенной коробки.

Башня от КВ-122, с выемкой орудия через крышу башни

Башня от КВ-122, с выемкой орудия через крышу башни

Надо сказать, что именно этот танк я бы не советовал использовать стендовым моделистам как источник вдохновения. Как уже писалось выше, машина постоянно дорабатывалась. И даже после завершения испытаний метаморфозы продолжились. У танка, например, нестандартные крепления крыльев, при помощи бонок, почему так сделали, вопрос. Но на серийный танк это не похоже. Разве что ходовая часть у него серийная, правда, с нюансами. В последний раз ее дорабатали летом 1944 года. Но ради катков и траков лезть на режимный объект… «безумству храбрых поём мы песню».

На лобовую деталь корпуса траки перекочевали в 1944 году

На лобовую деталь корпуса траки перекочевали в 1944 году

Башня, к слову, серийной является относительно. С ней явно проводили какие-то опыты, скорее всего, по выемки орудия через крышу башни. На крыше башни имеются вырезы под лючок на месте перископического прицела. Сама башня была изготовлена на заводе №200 (г. Челябинск) весной 1944 года. Она всё еще имеет поручни старого типа, но уже получила пушку Д-25 с клиновым затвором. Орудийная установка под старый прицел, «ломающийся» ТШ-17 ставился в установку с более широкой орудийной маской.

Серийной является ходовая часть. На танке стоит ее модернизированный вариант, без холостых траков

Серийной является ходовая часть. На танке стоит ее модернизированный вариант, без холостых траков

Танк этот интересен, прежде всего, как историческая ценность. С него начался выпуск ИС-2, лучших советских тяжелых танков второй половины Великой Отечественной войны. Кроме того, этот танк сыграл важную роль в развитии конструкции серийных ИС-2. То, что он находится на Кировском заводе, очень правильная вещь. Те, кто его ставил на постамент, прекрасно понимали важность данной машины. В мире ИС-ов много, но этот — один.

Автор выражает признательность Михаилу Юрьевичу Великосельскому, начальнику управления внешних коммуникаций, связей с общественностью и СМИ ПАО «Кировский завод», за помощь в подготовке материала

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ

источник: https://dzen.ru/a/ZlTVAwRVI36QYqui

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account