Юрий Пашолок. Самый ранний сохранившийся ИС
Рассказ о тяжёлом танке Объект 240, находящемся на территории Кировского завода
Порой так бывает, что по-настоящему уникальный танк стоит, мало кому интересный. За примерами далеко ходить не надо. Многострадальный Т-34 «Кантемировец», которого судьба занесла в музей «Дорога Жизни», оказался совсем не простым танком. Выяснилось, что это единственный сохранившийся до наших дней «генеральский» Т-34, который оснащался радиостанцией РСБ-Ф. Теперь бы его собрать воедино, но это уже дело второе. Самое интересное, что подобные истории случаются довольно часто. Танки, которые хорошо известны, оказываются машинами с крайне интересной судьбой.
На территории Кировского завода в Санкт-Петербурге находится танк-памятник ИС-2. Установлен он на постамент в 1947 году, машина эта достаточно известная. Она часто упоминается в различных публикациях, обычно ее определяют как ИС-2 самых ранних серий. На самом деле танк еще более интересный. Это один из родоначальников семейства ИС, чья судьба оказалась очень бурной. Стоит рассказать о нем в канун дня рождения Николая Фёдоровича Шашмурина, создателя этого танка.
История этого танка началась 5 мая 1943 года, когда И.В. Сталин подписал постановление ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Согласно ему, в танки КВ-1с и ИС-1 (более известен как Объект 233, но так его почти не именовали) ставились 85-мм орудия. Это стало для ИС-1 финальной точкой. К танку уже имелись претензии, связанные с ходовой частью и работой системы охлаждения. Таким образом, исходная концепция скоростного тяжелого танка КВ-13, с боевой массой и габаритами среднего класса, окончательно потерпела фиаско.
Шашмурин, который после смерти Н.В. Цейца, являлся ведущим инженером КВ-13 (ИС-1), изначально был против такой концепции. По его мнению, требовалось делать «полноценный» тяжелый танк. Теперь же у него для этого были все основания. Объект 237, работы по которому начались в мае 1943 года, стал прямым развитием ИС-1. Но теперь он являлся тяжелым танком по всем параметрам. Боевая масса достигла 44 тонн, а о скорости порядка 50 км/ч забыли окончательно. По подвижности танк был равнозначен КВ-1с, но при этом имел более мощную броневую защиту.
Танк, который ныне находится на Кировском заводе — это Объект 237, второй опытный образец. Изготовили его к 22 июля 1943 года, при этом первый пробег, в виду спешки, он прошел без башни. В дальнейшем на него установили башню с 85-мм танковой пушкой С-31. Она, впрочем, простояла на нем недолго. Уже в начале августа танк получил 85-мм танковую пушку Д-5Т. В таков виде оба образца Объекта 237 отправились на Гороховецкий АНИОП, где прошли испытания орудий. К тому моменту Д-5Т уже приняли на вооружение Красной Армии, испытания лишь подтвердили правильность решения.
После испытаний танк отправили в Москву, где 8 сентября 1943 года он участвовал в показе на территории Кремля. Согласно дневнику В.А. Малышева, наркома танковой промышленности, Объект 237 осматривал Сталин, причем он залезал на танк. Далее машина направилась в Челябинск, где ее ждала очередная метаморфоза. Пока первый образец проходил испытания, второй танк переделали в тяжелый танк Объект 240. В его башню установили опытный образец 122-мм орудия Д-25Т. На тестах дульный тормоз первого типа почти сразу разорвало, его обломки едва не попали в П.К. Ворошилова. Поэтому на ходовые испытания танк отправился с зачехленным стволом.
После того, как танк преодолел более 1250 километров ходовых испытаний, его снова отправили на Гороховецкий АНИОП. Туда же отправили новый дульный тормоз. Несмотря не некоторые недочеты, которые выявились в ходе испытаний, в целом их результаты признали успешными. Д-25Т приняли на вооружение Красной Армии, как и Объект 240. Он получил индекс ИС-122 (ИС-2). К концу октября 1943 года танк преодолел уже 1162 километра, и на этом его тесты далеко не завершились. Тестовое шасси стало долгожителем, которого ждали очередные метаморфозы.
Для начала, на танке стали испытывать различные узлы ходовой части, а также моторно-трансмиссионной группы. К концу декабря 1943 года машина прошла, в общей сложности 2584 километра. Еще 1354 километра она преодолел за январь 1944 года, на танк установили подбашенный погон без сепаратора верхних шариков, очередные подшипники, новые пробки баков и КПП с жестким креплением. С 1 по 6 февраля 1944 года на танк установили башню с пушкой Д-25Т, имевшей клиновой затвор, новый мотор и надмоторную плиту. В таком виде танк снова оказался на Гороховецком АНИОП.
Несколько месяцев Объект 240 оставался на Гороховецком АНИОП. По завершению испытаний танк вернулся на завод №100, где его ждала очередная метаморфоза. Танк прошел капитальный ремонт, в ходе которого появилась фара на характерной высокой «ножке». Башню снова заменили, теперь в ней находилась 100-мм пушка С-34. Поскольку данная система создавалась так, что заряжающий размещался слева, места командира и наводчика переместились вправо. Переделанный в июне 1944 года танк получил обозначение Объект 248.
После проведения 1-6 июля полигонных испытаний танк, наконец, перестал быть интересен как объект для тестов. Впрочем, метаморфозы не закончились. После возвращения в Челябинск танк получил уже четвертую по счету башню. Ее взяли от тяжелого танка КВ-122 (КВ-85 с башней ИС-2), которая стала ненужной. Вот в такой конфигурации танк ныне и стоит на постаменте.
В отличие от КВ-85 (на самом деле это Объект 239, опытный танк), который доступен всем, Объект 240 является одним из наименее доступных ИС. Причина в его расположении. Чтобы к нему попасть, надо оказаться практически в центре Кировского завода, куда, естественно, пускают далеко не всех. И это, надо сказать, существенно отличает состояние двух танков. Объект 240, которым на заводе занимаются, выглядит явно более «бодрым», чем его собрат.
Сам по себе этот танк является своеобразной ловушкой для моделистов и исследователей. До недавнего времени этот танк часто называли ИС-2 первых серий. Что является заблуждением. Такая кормовая плита, а также выхлопные патрубки, по типу Т-34, характерны только для Объектов 237. На первых же серийных танках патрубки поставили совсем другой конструкции, изменилась и корма корпуса.
Имеются отличия и по лобовой части корпуса. Как показали испытания, смотровой лючок механика-водителя стоял слишком низко, поэтому обзор из него был недостаточный. В ходе переделок лобовую часть корпуса доработали, это хорошо видно по следам сварки вокруг лючка. Также отличались и перископические смотровые приборы. Если у серийного танка стояли перископы в штатных бронировках, здесь имеются характерные козырьки. Оставался только вопрос, какой именно из Объектов 237 стоит на постаменте. Характерная длинная ножка крепления фары дала ответ на этот вопрос. Как и отметина с левой стороны подбашенной коробки.
Надо сказать, что именно этот танк я бы не советовал использовать стендовым моделистам как источник вдохновения. Как уже писалось выше, машина постоянно дорабатывалась. И даже после завершения испытаний метаморфозы продолжились. У танка, например, нестандартные крепления крыльев, при помощи бонок, почему так сделали, вопрос. Но на серийный танк это не похоже. Разве что ходовая часть у него серийная, правда, с нюансами. В последний раз ее дорабатали летом 1944 года. Но ради катков и траков лезть на режимный объект… «безумству храбрых поём мы песню».
Башня, к слову, серийной является относительно. С ней явно проводили какие-то опыты, скорее всего, по выемки орудия через крышу башни. На крыше башни имеются вырезы под лючок на месте перископического прицела. Сама башня была изготовлена на заводе №200 (г. Челябинск) весной 1944 года. Она всё еще имеет поручни старого типа, но уже получила пушку Д-25 с клиновым затвором. Орудийная установка под старый прицел, «ломающийся» ТШ-17 ставился в установку с более широкой орудийной маской.
Танк этот интересен, прежде всего, как историческая ценность. С него начался выпуск ИС-2, лучших советских тяжелых танков второй половины Великой Отечественной войны. Кроме того, этот танк сыграл важную роль в развитии конструкции серийных ИС-2. То, что он находится на Кировском заводе, очень правильная вещь. Те, кто его ставил на постамент, прекрасно понимали важность данной машины. В мире ИС-ов много, но этот — один.
Автор выражает признательность Михаилу Юрьевичу Великосельскому, начальнику управления внешних коммуникаций, связей с общественностью и СМИ ПАО «Кировский завод», за помощь в подготовке материала
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
-
источник: https://dzen.ru/a/ZlTVAwRVI36QYqui