Юрий Пашолок. Потяжелевшее ответвление перед «Першингом»
История опытного танка Medium Tank T26, позже превратившегося в Heavy Tank T26
Ситуация вокруг программы создания американских средних танков, которые должны были заменить Medium Tank M4, выглядела крайне непросто. Исходная идея Medium Tank T20 выглядела интересно, но американских военных подвела как техника, так и чрезмерный перфекционизм. Достаточно сказать, что первыми построили не T20, а T23, оснащенные электромеханической трансмиссией. Данный вариант признали наиболее удачным, 6 мая 1943 года Комитет по Вооружениям рекомендовал изготовить 250 танков данного типа. Но при этом уже к тому моменту стало понятно, что танк надо развивать, как по вооружению, так и по броневой защите.
6 мая 1943 года Комитет по Вооружениям рекомендовал дополнительно изготовить 50 средних танков T23, получавших 90-мм танковую пушку T7. Данный вариант позже получил обозначение Medium Tank T25. Но и это было не всё. 10 танков из заказа решили изготовлять с утолщенной броней. В дальнейшем эти танки получили обозначение Medium Tank T26. Самое интересное, что в ходе работы по танку он не только прошел ряд метаморфоз, но и превратился из среднего танка в тяжелый.
Надо сказать, что на судьбу Medium Tank T26 очень сильно повлияло то, что происходило вокруг его прародителя, Medium Tank T23. Исходная концепция T26 выглядела довольно просто: тот же T23, но с 90-мм пушкой, а также с лобовой бронёй толщиной 4 дюйма (102 мм). Таким образом предполагалось, что по вооружению и броневой защите танк сравняется с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, но при этом подвижность будет на уровне среднего танка, как и масса (80000 фунтов, то есть 36,3 тонны). Собственно говоря, по этому показателю проект Medium Tank T26 можно считать первой попыткой создать основной танк. Но всё было красиво в теории, практика оказалась гораздо сложнее.
Для начала, предварительный расчет показал, что масса танка будет на 8000 фунтов (3,63 тонны) больше, чем предполагалось. То есть она вплотную приблизилась к 40 тоннам, с тенденцией к дальнейшему росту. Тем самым оригинальная ходовая часть Medium Tank T23 становилась бесполезной для использования. Она и так на испытаниях показывала сильный износ, а тут заметно более высокая масса. Также возникли проблемы с эксплуатацией электромеханической трансмиссией. По этой причине в дальнейшем появился вариант Medium Tank T26E1, который получал трансмиссию с гидротрансформатором. Помимо меньших проблем с эксплуатацией, такая трансмиссия также отличалась меньшей массой.
По итогу происходивших изменений Medium Tank T26 попал в такую же опалу, как и Medium Tank T25, ставший штучным товаром. 23 декабря 1943 года Комитет по вооружениям принял решение о пересмотре заказа на Medium Tank T26. Вместо 10 танков данного типа их число сократилось до 2. При этом они следовали в кильватере разработки не только Medium Tank T25, но и Medium Tank T26E1. При этом работы по изготовлению танков постоянно затягивались, поскольку вылезавшие проблемы старались решать за счет T25E1/T26E1. В то время, как первый T26E1 был готов еще в конце февраля 1944 года, работы по T26 всё не стартовали. Наконец, 6 мая 1944 года число выпускавшихся T26 сократилось до одного танка.
Почему нельзя было просто закрыть программу Medium Tank T26? Ответ на этот вопрос довольно простой. При всех недостатках электромеханической трансмиссии General Electric у нее имелось одно несомненное достоинство. Она работала. Да, тяжелая, уязвимая для пыли, но работающая. А вот с гидротрансформатором битва продолжалась и в 1944 году. Она, конечно, по итогам закончилась победой, но далеко не сразу. Поэтому и оставался запасной вариант в виде танка с электромеханической трансмиссией. Рост массы, к слову, продолжался. По этой причине 25 июля 1944 года Medium Tank T26 и Medium Tank T26E1 перевели в класс тяжёлых танков. Окончательно индекс Heavy Tank T26 ввели 1 августа 1944 года.
Итогом всего происходившего вокруг T26 стало то, что опытный образец Heavy Tank T26, получивший регистрационный номер U.S.A. W-30128307, сдали 26 октября 1944 года. При этом он получился совсем не таким, как предполагалось изначально. По планам, это должен был получиться аналогом T25, но с более толстой броней. На самом же деле даже корпус у танка получился другим. Лобовая часть корпуса была не только более толстой, но и несколько отличалась по форме. То же самое касалось и кормовой части корпуса. С боевой массой, кстати, не угадали. Она составила 43091 кг, что оказалось значительно выше, чем у Heavy Tank T26E1.
Связано это оказалось не только с тем, что электромеханическая трансмиссия получилась заметно тяжелее. В ходе разработки T26 получил торсионную подвеску, как наиболее перспективную. Правда, эта самая подвеска оказалась весьма капризной, заработала она уже на Heavy Tank T26E1. Собственно говоря, на Heavy Tank T26 поставили ходовую часть с одного из выпущенных ранее T26E1, как наиболее надежный вариант. Связано это оказалось с тем, что от танка требовалось получить чистые характеристики работы электромеханической трансмиссии, а не мучиться еще и с подвеской.
Более поздний срок изготовления Heavy Tank T26 в полной мере повлиял и на конфигурацию башни. Она стала соответствовать поздним T26E1. Это легко определить по лючку для выброса гильз, который появился на левом борту, ближе к кормовой нише. Также появилась корзина для камуфляжной сети на правом борту. Надо сказать, что именно башня особо не интересовала испытателей. Во-первых, ее развитие продолжалось, а во-вторых, Heavy Tank T26 был интересен исключительно как обладатель электромеханической трансмиссии.
Основным местом эксплуатации Heavy Tank T26 стал Форт-Нокс, куда танк отправили 28 октября 1944 года. Почти все имеющиеся снимки данного танка сделаны именно там. Испытания начались 30 октября, всего он прошел 2560 километров, а двигатель отработал 279 моточасов. Согласно выводам испытателей, у электромеханической трансмиссии имелись преимущества при езде по проселочной дороге и пересеченной местности. Танк разгонялся до 43 км/ч, для столь внушительной массы вполне неплохой показатель. Это, кстати, оказалось даже чуть больше, чем у Heavy Tank T26E1. Но вопросы обслуживания и защиты от грязи/пыли никуда не делись.

Одновременно он стал последним американским танком военного периода с электромеханической трансмиссией
Heavy Tank T26 стал последним американским танком времен Второй мировой войны, который оснащался электромеханической трансмиссией. Стоит отметить, что General Electric удалось создать надежную и удобную в работе систему. Но практика показала, что с войсковой эксплуатацией такой системы слишком много головной боли. Поэтому окончательным выбором стал силовой блок с гидротрансформатором.
Список источников:
- US NARA
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
источник: https://dzen.ru/a/ZqYhcBORpBFVrx-A