Юрий Пашолок. Немецкая танковая краска на пробах в Кубинке
Испытания немецкой танковой краски производства Herbig Haarhaus AG на НИБТ Полигоне летом 1941 года
На тему сотрудничества Советского Союза и Германии межвоенный период чего только не писали. Правда, реальность слегка так отличается от каноничного для некоторых «Фашистский меч ковался в СССР». Начиная с того, что сотрудничество шло с Веймарской республикой, которая слегка не Третий Рейх, и заканчивая вопросом, кто же на самом деле получил выгоду от данного сотрудничества. И вот тут выяснится, что станки для предприятий, которые выпускали советские танки, в значительной степени немецкие. И что советское танкостроение, благодаря немецкому опыту, получило мощный импульс. Не говоря о том что тот же Т-28 имел ходовую часть немецкого типа, немецкий мотор и немецкие идеи в плане технологии сварных корпусов.
После прихода нацистов к власти в Германии сотрудничество свернули. Но был, действительно, момент, когда оно возобновилось. С конца 1939 года и вплоть до лета 1941 года советская сторона снова получила доступ к немецкой технике, станкам и технологиям. Касалось это и вопросов, имевших отношение к бронетанковой технике. Интересовала ГАТУ КА и немецкая краска, которая использовалась на бронетанковой технике. Вплоть до того, что она проходила испытания на НИБТ Полигоне в 1941 году.
Интерес к немецкой краске был вполне объясним. В 1939 году для советской бронетанковой техники была утверждена краска 4БО, которая сменила ЗБ АУ, недолго продержавшуюся как заменитель защитного цвета (судя по всему, кое-где защитная так и оставалась базовой, пока ее не сменила 4БО). Данная краска была более удачной, поскольку не дешифровалась (в отличие от неудачной ЗБ АУ). Тем не менее, поиск продолжался, тем более что 4БО была не идеальной. У нее хватало своих недостатков, что, в итоге, привело к отказу от нее. Произошло это, правда, спустя долгое время — в 1952 году.
Впрочем, в данном случае интерес советской стороны возник не только по этой причине. Согласно заявлениям фирмы Herbig Haarhaus AG (ныне она известна как Herbol), их краска обладала повышенной маслостойкостью и жаростойкостью. В связи с этим командование Управления военно-химических войск дало указание о закупке образцов краски. Мелочиться не стали: речь шла о тоннах краски. Только ГАБТУ КА, для различных опытов, было выделено порядка 6 тонн краски, и вряд ли это была вся партия, которую закупили в Германии. Судя по переписке, приобрели ее где-то во второй половине 1940 года.
Отдельно стоит упомянуть ту краску, которую закупила советская сторона. Всего у нас купили три типа краски — грунт, базовый цвет и интерьерную краску. У нас как-то привыкли, что немецкие танки серые, но не всё так просто. Тёмно-серый цвет стал базовым на немецкой технике в 1938 году, а до того базой являлся Feldgrau Nr.3. Он, кстати, так и остался базовым цветом для многих предметов, включая немецкие каски. В нашей переписке базовый цвет именовался как «Хаки», но это однозначно именно Feldgrau Nr.3. В случае с интерьерной краской всё проще. Речь идет о RAL 1001, цвета слоновой кости. Такая краска была более практичной, чем белая.
Всего на опыты ГАБТУ КА было выделено 2550 кг грунта, 1260 кг базовой краски и 1258 кг интерьерной краски. В отличие от отечественной краски 4БО, которая шла в виде густотертой пасты, продукция Herbig Haarhaus AG была сразу готова к использованию, требовалось лишь разбавить ее 10-15% скипидара. Согласно инструкции, наносить краску рекомендовалось при помощи краскопульта, но можно было красить и кистью, главное, чтобы слой был равномерным. Одним из явных преимуществ краски было достаточно быстрое высыхание. По техусловиям, спустя 4 часа после нанесения грунт уже был сухой, как пыль, а через 6 часов можно было наносить базовую краску, которая имела схожее время высыхания. У наших красок период высыхания был сущесвенно больше.
Естественно, такой объем краски не использовался, всё оказалось гораздо скромнее. Летом 1941 года НИБТ Полигон провел сравнительные испытания зарубежной и отечественной красок. В качестве подопытного выступил корпус одного из трех ПБ-4. Бронемашине было уже нечего терять: еще в апреле 1941 года комиссия указала сдать данный броневик в металлолом. Смысл испытаний был в том, что на броневик нанесли отечественную и зарубежные краски, после чего несколько раз подожгли. Как показали испытания, при этом краска не горела, лишь обугливалась и вздувалась, при остывании ее свойства оставались прежними. Аналогичные результаты дали испытания образцов краски, которые нагревали паяльной лампой.
Также проводились испытания, в ходе которых проверялось время высыхания краски. Немецкая краска уже после 3 часов после нанесения не повреждалась при сильном нажатии на поверхность рукой. Через 6 часов она полностью высыхала. За это же время отечественная краска высыхала настолько, что при легком нажатии рукой она на прилипала. А вот на полное высыхание, при тех же условиях, требовалось 20 часов. Такие данные вполне соответствовали ситуации с 4БО. Она дейстительно довольно долго сохнет. Впрочем, главным было то, как краска работала с точки зрения стойкости и недешифруемости. А вот тут к 4БО вопросов не возникало, по крайней мере летом 1941 года.
Итоговый вердикт оказался вполне справедливым. По механическим свойствам отечественная краска, а также продукция Herbig Haarhaus AG, оказались равноценными. Разница по времени высыхания на тот момент мало кого волновала. Претензии к 4БО начались значительно позже — в конце 40-х годов. Поэтому и появились хлорвиниловые эмали, которые сохнут значительно быстрее, чем 4БО, в основе которой лежит охра и оксид хрома, а также олифа. Впервые такую краску стали применять в 1949 году, а окончательно перешли на нее в 1952 году.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Архив автора
источник: https://dzen.ru/a/ZvUULdMJVHgGEhga