Небольшая статья с телеграм-канала «Железный ветер»
Обход по подземным коммуникациям становится доброй традицией. Применялся он, конечно, и в Великую Отечественную. Вспоминается сразу история со станцией «Берзе»(«Биржа») в Берлине буквально в последние дни войны.
286-й гв. стрелковый полк 94-й гв. стрелковой дивизии 5-й ударной армии 30 апреля 1945 г. встретил упорное сопротивление на станции «Берзе». Противник простреливал сильным огнем подступы к станции. Оборона «Берзе» облегчалась наличием высокой (до 6 м) железнодорожной насыпи. Еще один объект в полосе наступления полка, телеграфная станция, была построена уже во время войны и должна была выдерживать попадания авиабомб среднего калибра. Толщина стен станции достигала трех метров.
Опросом пленных и местных жителей было установлено, что от складов в 300 м от «Берзе» идет подземный ход к станции. В районе станции подземный ход входит в тоннель метро, проходящий в районе центральной телеграфной станции.
Было принято решение воспользоваться подземными сооружениями для выхода в тыл ст. «Берзе». Входы в подвальные помещения были быстро найдены и расчищены.
По подземным коммуникациям в тыл противника были направлены два стрелковых батальона по 50 — 60 активных штыков в каждом. Танки и артиллерия оставались перед станцией и открыли по ней огонь, под прикрытием которого была имитирована фронтальная атака. По красной ракете, пущенной прошедшими по подземельям батальонами, огонь артиллерии был прекращен и начался штурм станции. Атакой с фронта и тыла станция Берзее, а затем телеграфная станция были захвачены.

Поле брани. Объекты на фото подписаны. На фрагменте плана г. Берлин кружком обведена станция «Берзе», объект 92 слева от нее это Центральная телеграфная станция. Объект 105 внизу в левой части карты это Рейхстаг
источники: