Мечты о параде, который не получится

13

Мечты о параде, который не получится

Почему мечты о полноценном историческом Параде Победы на Красной площади являются слабо реализуемой идеей

Грезить, как известно, не причиняет вреда, так же как и раздавать дельные (или не столь дельные) рекомендации. Этот жанр особенно популярен в наших краях, ведь неспроста мы раньше назывались Страной Советов. В этом, по сути, нет ничего плохого, довольно часто и рекомендации, и грёзы имеют здравый смысл. Однако, добрые намерения зачастую сталкиваются с суровой реальностью. Поэтому воплотить задуманное не удастся, даже если у дающей стороны появится желание сделать нечто подобное.

Большое количество исторической техники было на параде 24 июня 2020 года. Первую репетицию запомнят многие

Большое количество исторической техники было на параде 24 июня 2020 года. Первую репетицию запомнят многие

Одна из периодически возникающих предложений в различных кругах — это проведение настоящего исторического парада в честь Дня Победы. Речь идет о параде исключительно с боевой техникой времен Великой Отечественной войны. Нужно сказать, что с такими предложениями опоздали лет на 60. К тому же, эта идея частично уже реализовалась. Но важно понимать, что есть несколько причин, по которым проведение подобного мероприятия на Красной площади невозможно. По крайней мере, не в том смысле, в котором это видят инициаторы. Сегодня мы обсудим ряд объективных причин, по которым это неосуществимо.

Маневр "асфальт шатал"

Маневр «асфальт шатал»

Для начала стоит разобраться, что собой представляет Парад Победы, как и аналогичные мероприятия в целом. Это гораздо больше, чем просто демонстрация техники и прохождение колонн пешком. По сути, это напоминает проведение военной операции. Именно поэтому предварительно проводятся многочисленные репетиции в Алабино, затем пара вечерних репетиций, и в завершение генеральная репетиция. Помимо этого, предусмотрена отдельная репетиция для водителей-механиков. В этом зрелище крайне важно, чтобы все участники четко сработали. Ответственность колоссальная, и если что-то идет не по плану, как это было с внештатной ситуацией танка Т-14 на одной из репетиций, последствия известны.

Типичный "парадный" Т-34-85 обр.1985 года

Типичный «парадный» Т-34-85 обр.1985 года

В такой ситуации машины-участники не могут рассчитывать на какие-либо условности или снисхождения. Весь транспорт, участвующий в параде, должен быть в безупречном состоянии, включая светотехнику и средства связи. К светотехнике предъявляют конкретные требования. Тот, кто считает, что для «ветеранской» техники существуют привилегии, серьезно заблуждается. Иногда такую технику доставляют первой, но это связано скорее с другими обстоятельствами, например, для сохранения асфальта.

Такие танки можно отличить по характерным деталям

Такие танки можно отличить по характерным деталям

На Параде Победы неизменно демонстрируется историческая техника, что позволяет установить основные требования к другим \»ветеранам\». Т-34-85 и СУ-100, участвующие в параде, не так просты, как кажутся. Эти машины носят названия Т-34-85 обр.1985 года и СУ-100 обр.1985 года. Они подверглись модернизации для участия в Параде Победы 1985 года. В числе прочих доработок была усовершенствована светотехника, и на крыше башни появился конвойный фонарь. Подобная модернизация была проведена и с бывшими лаосскими Т-34-85. Обратите внимание на заднюю часть башни – там также был установлен конвойный фонарь.

Сейчас "парадные" танки обр.1985 года либо порезали, либо, по большей части, раздали по музеям

Сейчас «парадные» танки обр.1985 года либо порезали, либо, по большей части, раздали по музеям

Конечно, существуют исключения из правил. Так, однажды по Елисейским Полям проехали старинные Schneider CA1 и Saint Chamond. Однако они именно потому и являются исключениями. Никто не планировал проводить исключительно исторический парад. Ведь это мероприятие превращается в своеобразную лотерею, где никто не может гарантировать, что музейный танк не выйдет из строя посреди Красной Площади или не заведется в самый ответственный момент. Например, лаосские Т-34-85 прошли капитальный ремонт на 61-м БТРЗ, поэтому их агрегаты функционируют относительно надежно. И это совсем не музейные экспонаты.

Сейчас вместо них по Красной площади ездят Т-34-85 чехословацкого производства, глубоко послевоенные. Те самые, что взяли в Лаосе

Сейчас вместо них по Красной площади ездят Т-34-85 чехословацкого производства, глубоко послевоенные. Те самые, что взяли в Лаосе

Нечто похожее на то, что предлагают желающие увидеть «аутентичный» парад, пытались делать в ходе мероприятий 7 ноября на Красной площади. Но в дальнейшем там всё свелось к тому, что техника проходила несколько десятков метров до заранее отведенной точки. На полноценный парад это было не очень-то похоже. Безусловно, часть машин вполне могла преодолеть ту же дистанцию, что и Т-34-85 обр.1985 года, но так рисковать вряд ли будут. Кроме того, возникает вопрос связи, а также конвойного света. То есть снова дело упирается в то, что необходимо соответствие определенным нормам.

Историческая техника по Красной площади ездит, но 7 ноября. Точнее, раньше ездила

Историческая техника по Красной площади ездит, но 7 ноября. Точнее, раньше ездила

Отдельная песня — это то, как поддерживать технику времен Великой Отечественной войны в ходовом состоянии. Особенно это касается государственных музеев. Если кто-то думает, что самый умный, и он первый пришел с идеей отправить старую технику на парад, должен сильно расстроить. Впервые эта гениальная идея реализовывалась еще в начале 60-х годов, другой вопрос, с какими последствиями. Такого количества изуродованных раритетов за раз более наша история не знала. Несколько десятков машин из Кубинки было «приведено в порядок»: выкинуты родные моторы, часть интерьера, приборы итд. Зато да, поехали. Правда, на парад в честь 20-летия Победы они так и не попали.

Парады в День Победы с аутентичной военной техникой - это уже давно не мечта, а реальность. Но не на Красной площади

Парады в День Победы с аутентичной военной техникой — это уже давно не мечта, а реальность. Но не на Красной площади

Недавняя история с «Кантемировцем», которого «отреставрировали», оторвав родную башню и поставив ее на шасси не менее раритетного Т-34-85 — яркая демонстрация «реставрации» по-военному. И вы зря собрались возмущаться. Это армия, она действует по своим законам. Есть приказ, есть сроки, а дальше уже никого не волнует, как вы будете приказ исполнять. Кстати, и ремзавод — это не про реставрацию. Его задача поставить машину на ход, а как это сделано, вопрос десятый. Едет? Едет! Всё, приказ исполнен. А что там в условном КВ-1 стоит мотор от Т-55, мало волнует.

Они проводятся в разных музеях, а также в разных городах

Они проводятся в разных музеях, а также в разных городах

Музейная машина — это не игрушка для покатушек, а историческая ценность, порой сохранившаяся в единственном экземпляре. Даже если она ездит, это совсем не обязательно, что ее нужно отправлять на парад, или на съемку очередной нетленки. Если танк куда-то поехал раз в год (проехать несколько сотен метров, например, на День Танкиста), уже хорошо, больше и не надо. А главное, что ваши душевные порывы насчет исторического парада оценят всего несколько процентов аудитории. Более 90 процентов зрителей зелененький танчик от серенького отличает, и ладушки. Причем эти самые 90% будут реагировать на заглохший раритет примерно так же, как на ту самую «Армату».

Но это всё частные инициативы. Для Главного парада всё это не годится

Но это всё частные инициативы. Для Главного парада всё это не годится

Возможен ли исторический парад в принципе? На этот вопрос ответ утвердительный. В Ногинске, например, подобные парады проводились (сейчас, по ряду причин, на паузе). Кроме того, уже несколько лет Музей Техники Вадима Задорожного проводит парады в разных городах. Для этого используются машины, собранные из кусков, по большей части на современных агрегатах. Другой вопрос, что всё это проводится частными коллекционерами и музеями, по совершенно отличному от военного регламенту. К тому же чего-то тяжелого на таких парадах обычно нет. А если кто-то думает, что обыватель различит СУ-85 от СУ-100, или Т-34 с 76-мм пушкой от чехословацкого послевоенного Т-34-85, у меня для вас плохие новости.

Техника-то есть, но насколько она сможет пройти несколько репетиций, и сам парад - хороший вопрос

Техника-то есть, но насколько она сможет пройти несколько репетиций, и сам парад — хороший вопрос

По моему личному мнению, о чем-то, напоминающем полноценный парад на Красной площади, ближайшие лет 5-10 можно даже не думать. Постепенно всё сводится к тому, что такой парад может проводиться как коммерческое мероприятие, то есть с привлечением частников. А у них пока что набор техники довольно скромный (хотя уже сейчас 30-40 танков и САУ наберется легко). При этом дистанция, которая будет проходиться такой техникой — это от Манежной площади до Васильевского спуска. Главный вопрос — нужен ли вообще парад в таком формате? Логика подсказывает, что нет. Историческую технику в движении сейчас на 9 мая можно увидеть много где. А для главного Парада Победы хватит и нескольких Т-34-85 во главе колонны.

источник: https://dzen.ru/a/Zi8y9A4VRhAneEGb

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account