Юрий Пашолок. Харьковская импровизация на тракторном шасси
История бронетрактора ХТЗ-16, принятого на вооружение Красной Армии 80 лет назад
Импровизированная военная техника впервые появилась еще в годы Первой мировой войны. Больше того, первый воевавший отечественный образец бронетанковой техники, который отчасти можно назвать танком, являлся бронетрактором. Речь идет о бронированном тракторе Гулькевича, построенном на шасси полугусеничного трактора Allis Chalmers. Как и другие боевые машины подобного типа, машина обладала рядом недостатков, что не помешало ей некоторое время послужить. Далее, разумеется, работы шли уже по полноценным танкам, тем не менее, импровизированная база нет-нет, да всплывала. Например, в начале 30-х годов появилась целая линейка бронированных тракторов, на базе которых строили САУ, машины поддержки и бронетранспортеры. Одним из инициаторов их появления являлся Тухачевский, впрочем, от его идей довольно быстро отказались. На некоторое время бронированные тракторы пропали, но не навсегда.
Как показала практика, появлению импровизированных образцов бронетанковой техники обычно способствовали разгорающиеся боевые действия. В условиях небольшого выбора военной техники их строили сами. Это отлично показала Гражданская война в Испании. Очень быстро воюющие стороны обзавелись самодельными броневиками разных размеров. Строили и бронированные тракторы, причем это касалось и республиканцев, и националистов. В виду характера местного ТВД большого распространения бронетракторы не получили, поскольку колесные машины тут выглядели более выигрышно. Вместе с тем, Испания дала массу пищи для размышлений. Вторая мировая война оказалась не столь богатой на такие машины, тем не менее, локальный всплеск строительства самопальной бронетехники вполне наблюдался. В том числе и на территории Советского Союза.
Сразу после начала Великой Отечественной войны планы по выпуску военной техники стали стремительно меняться. Еще сильнее они стали меняться в июле 1941 года, когда стало понятно, что бронетанковые силы Красной Армии понесли тяжелейшие потери. Требовались быстрые решения, порой импровизированные. Первым таким решением стало принятие на вооружение Красной Армии малого танка Т-30, случилось это 17 июля 1941 года. Спустя несколько дней, 20 июля 1941 года, на вооружение Красной Армии приняли упрощенный вариант танка, более известный как Т-60. Об этой машине, которой сегодня исполнилось 80 лет, мы еще поговорим. А сегодня стоит вспомнить о другой боевой машине, которая также отмечает сегодня юбилей. Речь идет о бронетракторе ХТЗ-16. Это единственный случай, когда такая машина не просто была построена, а прошла полигонные испытания, а ее производство регламентировалось постановлениями ГКО.
Импровизации, подобные ХТЗ-16, в первый год Великой Отечественной войны были совсем не редкостью. Импровизированные боевые машины, в том числе и на тракторных шасси, строили в Прибалтике, а также в Одессе. В Ленинграде, на Ижорском Заводе, оперативно спроектировали импровизированные бронегрузовики ПБ и ЗП, выпускавшиеся, соответственно, на базе ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Вместе с тем, история ХТЗ-16 выглядит на их фоне вещью совсем другого уровня. Дело в том, что создавалась эта машина силами сразу двух предприятий. Первым являлся НАТИ (Научный Автотракторный Институт), а вторым ХТЗ (Харьковский Тракторный Завод). НАТИ и ХТЗ были плотно связаны друг с другом по программе совместной разработки тракторов. На ХТЗ шел выпуск сельскохозяйственного трактора СХТЗ-НАТИ, название которого прямо намекало на общие интересы. Не менее важно то, что ХТЗ и НАТИ работали над сменщиком быстроходного трактора СТЗ-5, поскольку Сталинградский Тракторный Завод откровенно завалил работы по модернизации машины. Последний факт был важен, поскольку для создания бронетрактора «чистое» шасси СХТЗ-НАТИ не годилось. Скорость этого трактора не превышала 8 км/ч, для боевой машины такое вообще не годилось. Посему разработка НАТИ и ХТЗ представляло собой шасси с агрегатами СХТЗ-НАТИ, но уже с более существенными данными по скорости передвижения. В этом было преимущество проекта. Если другие импровизированные машины использовали готовые шасси, будущий ХТЗ-16 получал специальное шасси. Понятное дело, что всё равно эрзац, но хотя бы измененный под новую задачу.
Еще одним тонким моментом является то, что работы по ХТЗ-16 начались задолго до постановления ГКО №219сс. Кто именно стал изначальным инициатором создания трактора, вопрос открытый, но уже в начале июля 1941 года в переписке указывается «задание В.А. Малышева». Нарком среднего машиностроения активно участвовал в организации разработки и производства машины. В НАТИ работы по созданию бронетрактора возглавил В.Я. Слонимский, создатель СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5, он же вел работы и по созданию сменщика СТЗ-5. Одну из ведущих ролей играл Е.Г. Попов, который, вместе со Слонимским, активно занимался тракторной тематикой, также в работах принимали участие А.М. Черепин и А.В. Сапожников. Со стороны ХТЗ работы возглавил главный конструктор М.С. Сидельников, позже создатель знаменитого ДТ-54 (последний имел к будущему ХТЗ-16 прямое отношение). Ведущая роль в разработке ХТЗ-16 отошла к НАТИ, где сначала подготовили эскизный проект машины. При этом там ориентировались на установку вооружения танка Т-26, как наиболее распространенную и освоенную.
К 20 июля, когда было подписано постановление ГКО №219сс, эскизный проект бронетрактора был уже готов. И вот тут случилась ситуация, которая во многом усугубила ситуацию. Дело в том, что в тот же день было подписано постановление ГКО №222сс «Об изготовлении 10 тысяч легких танков». Согласно ему, на ХТЗ-16 организовывалось производство малых танков Т-60, при этом сначала в серию запускался бронетрактор, а далее танк. В случае с Харьковом решение откровенно ошибочное. Во-первых, машина для завода была абсолютно новой, более того, не существовавшей в металле. Во-вторых, не совсем понятно, о чем думали наверху, когда на одно предприятие свалили сразу два типа боевых машин, изначально вообще не пересекающиеся. Для понимания сути проблемы, в случае с Ижорским заводом производство бронированных грузовиков одобрили с условием, что оно не будет мешать выпуску основной продукции. Тут же, на пустом месте, создали конкурентную борьбу. Больше того, было очевидно, какую машину выберет завод в качестве приоритетной. Поэтому не стоит удивляться тому, что происходило далее, и почему производственный график выглядел далеким от реальности.
Изначально предполагалось, что уже в июле 1941 года будет сдано 50 бронетракторов, но имелся целый ряд факторов, который препятствовал такой скорости его освоения. Главным сдерживающим фактором, как не странно прозвучит, являлся жесткий контроль темы ХТЗ-16 сверху. В Одессе тракторы переделывали безо всяких утвержденных проектов, в Харькове же только по шасси предстояло переделать 27 чертежных групп. Согласно спецификации, переделке подверглось 349 деталей. Кроме того, добавлялось 5 новых чертежных групп: корпус (131 деталь), установка системы (50 деталей), смотровые приборы (96 деталей), укладки (55 деталей) и щитки (4 детали). Итого еще 336 деталей. Над заводом дамокловым мечом висел вопрос запуска в серию Т-60, поэтому пришлось заниматься унификацией двух машин. На всякий пожарный, документацию по Т-60 (060) завод №37 закончил только 28 июля 1941 года, после чего стал рассылать на заводы. В таких условиях как-то наивно ожидать исполнения сроков. При этом сам ХТЗ к вопросу производства бронетракторов отнесся очень серьёзно. По состоянию на 18 августа уже имелось 329 шасси, без гусениц и электрооборудования, но под конец месяца число готовых, в разной степени, шасси ХТЗ-16 достигло 1037. Но — на тот момент сдали всего один опытный образец, который прошел полигонные испытания.
Собирали опытный образец в ситуации, когда пришлось импровизировать. По этой причине «полноценным» его можно назвать условно. Толщина бортовой брони составляла 10 мм вместо 13, а сам корпус собирался из неброневой стали. Нередко можно слышать оценку ХТЗ-16 как эрзац-САУ, но в ГАБТУ КА его считали эрзац-танком. Это же можно заметить и по дальнейшему распределению выпущенных машин. Естественно, что боевые характеристики машины выглядели явно хуже обычного танка. Боевая масса ХТЗ-16 достигала 8,6 тонн, и это при форсированном моторе мощностью 58 лошадиных сил. В ходе испытаний танк разгонялся до 17-18 км/ч по шоссе, и 8-9 км/ч по проселку. В ходе ходовых испытаний наблюдался перегрев силовой установки, это оказалось связано и с не самой лучшей проработкой системы охлаждения. Впрочем, представители завода отмечали, что часть испытаний проводилось в условиях сложной местности, это влияло и на скорость, и на тепловой режим. Влияла на тепловой режим и жаркая погода. В ходе испытаний, которые проводились в период с 12 по 28 августа 1941 года, температура воздуха гуляла в пределах 20-28 градусов. По их итогам бронетрактор преодолел 470 километров. Комиссия выявила 22 пункта недостатков, которые требовалось устранить на серийных машинах. Впрочем, особое мнение представителей ГАБТУ КА четко говорило о том, что думали «танкисты» насчет ХТЗ-16. Там считали, что бронетрактор является не более чем временной мерой, а ХТЗ должен в кратчайшие сроки освоить выпуск «полноценных» танков, то есть Т-60.
Откровенно говоря, происходившее вокруг ХТЗ можно охарактеризовать как «отрыв от реальности». Во-первых, само по себе решение об организации выпуска совершенно новых танков на заводе, никогда их не производивших, выглядело крайне наивным. Особенно в условиях приближающегося к Харькову фронта. Во-вторых, проведение испытаний в период до 28 августа, при том, что на фронте творилась беда — это саботаж. Иначе назвать никак. Тут либо шашечки, либо поехать. Туда, куда ГАБТУ КА и прочие организации свой нос засунуть не смогли, вопрос решали гораздо быстрее. Особенно это хорошо видно по Ижорскому Заводу, который свои броневики ПБ и ЗП делал по заказу Военного Совета фронта. А ему, в свою очередь, было откровенно плевать, что там за программа испытаний, или какие ГАБТУ рисует тактико-технические требования. Да, эрзацы, зато много. Наконец, по поводу «полноценных танков» можно только улыбнуться. ХТЗ-16 было далеко не так плох, как это изобразили в отчете. Да, полноценным танком его назвать сложно, но и Т-60, будем честными, был такой же временной мерой. Причем у ХТЗ-16 хотя бы имелась 45-мм пушка, да и броня 30 мм, а не 20, как у Т-60. Не говоря уже о том, что реальное производство Т-60 началось с октября 1941 года.
То, что решение выпускать одновременно ХТЗ-16 и Т-60 в Харькове было стратегической ошибкой, хорошо показывает и ситуация с корпусным производством. Согласно постановлениям ГКО, смежниками по обоим машинам выступали Ворошиловградский и Ново-Краматорский заводы. Так вот, к 1 сентября 1941 года они не подали ни одного корпуса. Дело было в производственных проблемах, посему первые 33 бронетрактора пришлось делать с корпусами из неброневой стали. А дальше, когда производство уже наладили, время стало неумолимо тикать. И вот тут решение по двум типам машин сыграло ключевую роль. Вместо ХТЗ-16, который имел гораздо более простой корпус, заводам пришлось делать корпуса и башни для двух типов танков. Причем Т-60 получался сложнее. Итог вполне ожидаемый. К 14 сентября 1941 года на территории ХТЗ находилось 1528 шасси, из них 717 без гусениц, 1334 без баков и 1304 без электрооборудования. Танков же сдали 36 штук, из них с полноценными корпусами всего 3 штуки. В общей же сложности ХТЗ смог сдать 142 бронетрактора. Винить в такой ситуации НКСМ и ГАБТУ могут только сами себя. Вместо того, чтобы организовывать выпуск Т-60 там, где оно не пересекалось (или почти не пересекалось) с другими машинами, они запороли выпуск обоих танков, при этом, до самого конца, давили на Харьков, требуя выпускать Т-60. Стоило ли оно того, при условии, что по итогам ХТЗ сдал аж 7 Т-60, вопрос риторический. И это отнюдь не послезнание. История выпуска Т-60 на заводе №264, куда, кстати говоря, уехала часть производства ХТЗ, отличное тому подтверждение. Специфика Т-60 была в том, что основные агрегаты делались совсем другими заводами, а далее требовалась сборочная площадка. При размерах и массе танка судоверфь справилась с заданием ничуть не хуже, чем тракторный завод. Вот и возникает закономерный вопрос, что было важнее — амбиции ГАБТУ КА, не нужные в столь тяжелой ситуации, или пара-тройка сотен «лишних» бронетракторов, которые ХТЗ мог сдать, помимо упомянутых 142 штук.
В ГАБТУ КА еще не учитывали тот факт, что между выпуском и получением матчасти проходило время. Т-16, так ХТЗ-16 именовали в войсках, первыми получила 12-я танковая бригада. Но это по документам: завод отчитался, что сдал 14 танков, а 23 сентября 1941 года бригада пишет в боевом донесении, что они еще не получены. Только с конца месяца бронетракторы начинают действовать в составе бригады, участвуя в боях за Красноград. Фактически ХТЗ-16 в бой пошли с самого конца сентября, при этом 8 машин ушло в 14-ю танковую бригаду, 1 в 13-ю танковую бригаду, 5 в 7-ю танковую бригаду. Больше всего ХТЗ-16 ушло в 133-ю танковую бригаду. Согласно документам, туда ушло 36 машин данного типа, впрочем, сколько там оказалось реально, вопрос интересный. Как показывает практика, часто заводские отправки и реальность несколько не пересекаются друг с другом.
Естественно, что наиболее массово ХТЗ-16 (Т-16) активно применялись частями, которые сражались за Харьков, либо в его окрестностях. Соответственно, и «ареал» применения бронетракторов в основном ограничивался Юго-Западным фронтом. Вместе с тем, в истории ХТЗ-16 не всё так просто. Например, обладавшая наибольшим числом этих боевых машин 133-я танковая бригада действовала в составе 13-й армии, а далее уже в составе 3-й армии. Оперативно это тоже ЮЗФ, но севернее. В ходе боевых действий бронетанковые части армии периодически пополнялись за счет друг друга, что привело к одной забавной истории. Согласно «каноничной» версии, последние Т-18, они же МС-1, воевали в составе 150-й танковой бригады. А на самом деле… да, всё верно, это были Т-16. Появились они там по итогам пополнения матчасти, причем первый из них состоялся еще в конце октября 1941 года. Так что чуда не произошло: вместо МС-1 в составе 150-й танковой бригады действовали бронетрактора.
Продолжали присутствовать ХТЗ-16 в составе частей Юго-Западного Фронта и в 1942 году. При этом иллюзий по поводу боевых качеств бронетракторов там не испытывали. Например, всё та же 150-я танковая бригада 28 января 1942 года имела в своём составе 2 бронетрактора. Двигаясь своим ходом, они от подразделений бригады отстали и быстро исчезли из донесений. Т-16 весной 1942 года почти исчезли из донесений фронта, вместе с тем, какие-то машины еще успели по воевать в ходе неудачного контрнаступления под Харьковом и оборонительных боев лета 1942 года. На этом использование ХТЗ-16 как боевых машин закончилось окончательно. Впрочем, основная фаза их применения закончилась гораздо раньше — в конце 1941 года. Совсем другой историей является использование шасси ХТЗ-16 как тракторов, о которой есть смысл поговорить в отдельном материале.
Ныне оригинальных ХТЗ-16 не сохранилось. Существует несколько рам этих тракторов, которые есть в частных коллекциях. Впрочем, скорее всего, в прошлой жизни они скорее были немецкими тракторами, которые стоили в Харькове из задела. Кроме того, для музейного комплекса УГМК была изготовлена реплика такого бронетрактора, отчасти автор материала имеет к ней отношение. Хотя бы в таком виде ХТЗ-16 можно видеть в музее. Эта машина оказалась своеобразной лакмусовой бумажкой. Да, явно хуже обычного танка, ХТЗ-16 был скорее нужен для восполнения количественного пробела. В ГАБТУ КА и НКСМ совершили ошибку, поставив отчасти на качество. В случае с эрзац-машинами это далеко не самое правильное решение. Итогом стало то, что ХТЗ-16 почти никак не сработали. Будь их хотя бы четверть от задуманного плана, определенные проблемы они вполне могли создать. Самоходная противотанковая пушка с не самой тонкой броней всё же лучше, чем ничего.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- Фотоархив автора
- eBay