История Pz.Kpfw.35 R (f), как именовали в немецкой армии трофейные французские легкие танки Renault R 35
Содержание:
Итоги боевых действий французской армии в кампании мая-июня 1940 года можно охарактеризовать словами «как потерять всё и ничего не понять». У французского командования было 20 лет и развитая промышленность для того, чтобы создать преемников самых массовых и лучших по конструкции танков. В результате новые танки появились, но с массой нюансов. Французы умудрились сначала раскормить Renault FT до полноценного среднего танка, а затем забросить его массовый выпуск. При этом они же летом 1933 года запустили конкурс на создание 2-местного легкого танка боевой массой 6 тонн. Уже в ходе изготовления опытных образцов требования переиграли, в результате все без исключения участники конкурса получили перегруженные конструкции. И нельзя сказать, что танк-победитель этого конкурса как-то смог существенно повлиять на итоги боевых действий. Французская армия проиграла, а победителям достались ее танки.
Первые французские танки на службе в немецкой армии появились еще в мае 1940 года. Среди матчасти, которая доставалась немцам по итогам боёв, хватало вполне боеспособных танков, которые тут же пускали в дело. Среди них оказались и Renault R 35, самые массовые французские танки нового поколения. Довольно быстро их записали в немецкую армию, где они изначально именовали как и ранее — Renault R 35. Чуть позже появился индекс Panzerkampfwagen 35 R 731(f), но по факту он применялся крайне ограничено. Чаще всего трофейные французские легкие танки именовались как Pz.Kpfw.35 R (f). Досталось их много, но нельзя сказать, что немцы долго радовались новому приобретению.
Когда много — не хорошо
Трофейные Renault R 35 доставались немцам по-разному. Имели место случаи, когда удавалось захватить в целости эшелон с такими танками, особенно это касалось финальной стадии кампании мая-июня 1940 года. Часть танков было явно брошено, чаще всего в виду механических проблем. Болячек у французского легкого танка хватало, особенно что касалось моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. Значительную часть трофеев составляли поврежденные танки. Здесь плюсом выступала «модульная» конструкция танка. За счет того, что корпус собирался из крупных сегментов, которые соединялись друг с другом на болтах, вполне можно было собрать из трех выведенных из строя танков один работоспособный.
В общей сложности немецкой армии досталось от 800 до 840 легких танков Renault, то есть половина от общего выпуска. Следует отметить, что эта цифра не только условная, но и с массой других нюансов. В нее, например, входили и Renault R 40. Кроме того, речь идет о всех танках, включая поврежденные. Поначалу основными операторами были пехотные дивизии, которые хватали всё, что плохо лежит. Именно они впервые применили трофейные танки. Уже к июлю 1940 года немецкое командование начало всерьёз заниматься учетом и организацией обслуживания свалившегося на него счастья. С последним дела обстояли относительно неплохо. Помимо танков, достался и завод AMX, а также Renault. Это несколько упрощало задачу по снабжению запчастями.
Отдельно стоит упомянуть то, как именно обозначали эти танки в немецкой армии. Каноничным считается индекс Panzerkampfwagen 35 R 731 (f), его приводят в ряде справочников. Вот только сами немецкие военные от этих справочников, скорее всего, удивились бы. Источником обозначения Panzerkampfwagen 35 R 731 (f) является инструкция D 50/12 Kennblätter fremden Geräts, Heft 12: Kraftfahrzeuge от 20 марта 1941 года. Она представляла собой справочник по зарубежной военной техники, который постоянно обновлялся. Так вот, его составители присваивали зарубежной технике еще и трехзначный код. Номера с 730 по 740 получила французская бронетанковая техника. Но одно дело справочник, а другое реальная жизнь. 31 марта была издана немецкая инструкция D 658/15 по эксплуатации трофейным французским легким танком. Она представляла собой перевод и дополнение французского руководства. Там этот танк обозначался как Panzerkampfwagen 35 R (f). Чаще использовали сокращенное Pz.Kpfw.35 R (f), иногда даже без (f). Поэтому если вам кто-то будет писать Panzerkampfwagen 35 R 731 (f), можете смело требовать у собеседника осетра урезать. То есть писать без лишних циферок, в армии они по факту не использовались.
Пиком использования трофейных Renault R35 в немецкой армии стала вторая половина 1940 года. В это время танки применялись как есть, то есть безо всяких переделок. Немецкая армия спешно готовилась к операции «Морской Лев», целью которой являлась высадка в Англии. Кто-то считает, что никакой высадки не было бы, поскольку немцы не имели необходимых средств. На самом деле если вы посмотрите на то, чем и как немцы пользовались в ряде успешных кампаний первых двух лет войны, узнаете для себя много нового. Они по факту много к чему оказались не готовы, правда, противнику от этого легче не становилось. Немецкая шутка про то, что имперским символом должен стать кенгуру, потому как он коричневый и может резко прыгать вперед на длинные дистанции, шуткой является отчасти. Немецкое командование хотело развивать успех, пока владело инициативой. В числе атакующих Англию сил были и части, вооруженные трофейными Renault R 35.
Высадка так и не состоялась, поскольку немецкая авиация не смогла обеспечить тотальное превосходство в воздухе. Между тем, ближе к концу 1940 года наверху появилось понимание, что трофейные легкие танки Renault совсем не подарок. Если у Hotchkiss H 39 и H 39 имелась хотя бы более-менее приличная подвижность (скорость до 36,5 км/ч), то Renault R 35 не мог разогнаться выше 20 км/ч. По проселку средняя скорость составляла 8,7 км/ч, что вообще никуда не годилось. Не считая того, что машина получилась тесная, а 37-мм пушка SA 18 мало на что была способна. В результате Pz.Kpfw.35 R (f) стал быстро рассматриваться как машина второй линии. При этом Hotchkiss H 35 и особенно H 39 вполне себе повоевали в танковых батальонах.
Одним из признаков того, что Pz.Kpfw.35 R (f) перестал рассматриваться как танк первой линии, стала волна его переделок в различные спецмашины. Наиболее известной среди них стал истребитель танков 4.7 cm Pak (t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731 (f). Работы по данной боевой машине запустили в декабре 1940 года, всего таким образом переделали 200 танков. Как потом выяснилось, Alkett не удалось провернуть тот же фокус, который Альфред Беккер совершил с шасси трофейных английских танков Light Tank Mk.VI. Сама идея истребителя танков была неплохой, но в 6-м отделе Департамента Вооружений не знали, что шасси Renault R 35 оказалось перегружено еще на стадии опытного образца. 4.7 cm Pak (t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731 (f) оказалась еще более тяжелой, чем базовый танк. Неудивительно, что вылезли такие проблемы.
Тем не менее, на советско-германский фронт Pz.Kpfw.35 R (f) всё же попали, и не только как истребители танков. Как уже говорилось выше, первыми на трофейные французские танки позарились пехотные дивизии. Помимо танков, им были позарез нужны тягачи. В ряде случаев даже тяжелые 149-мм гаубицы sFH 18 приходилось таскать при помощи лошадей. 18 февраля 1941 года была отдана команда переделать 250 Pz.Kpfw.35 R (f) в тягачи для 211-мм тяжелых гаубиц Mörser 18. Действовали немцы оперативно — к 22 февраля 1941 года 110 танков переделали подобным образом.
Конверсия в артиллерийский тягач оказалась предельно простой. С танка скидывали башню, одновременно выбрасывалось всё лишнее изнутри, а подбашенный погон прикрывали брезентом. Иногда экипажи возили что-то из скарба. Самое интересное, что такая конверсия пошла Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f) на пользу. За счет того, что выкинули башню, вооружение и боезапас, танк стал легче. Естественно, таскать 21 cm Mörser 18 было нелегкой задачей, но именно таким образом машина вполне себе нормально эксплуатировалась. Кроме того, часть тягачей таскала более легкую 15 cm sFH 18. По состоянию на март 1942 года еще 52 тягача на базе Pz.Kpfw.35 R (f) числилась во фронтовых частях.
Еще одной конверсией, которая была очень похожа на Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f), стала Bergeschlepper 35 R (f). Рецепт был почти такой же, как и в случае с тягачом, разница состояла только в возлагавшихся задачах. Машина использовалась как эвакуационный тягач, также ее могли применять в качестве подвозчика боеприпасов. В ходе эксплуатации часть Bergeschlepper 35 R (f) дорабатывалась, например, вместо люка механика-водителя ставили ветровой щиток. В атаку ему всё равно не ходить, а так обзорность становилась лучше.
Вероятнее всего, именно такие конверсии послужили базой для пары аппаратов, которые в своё время наделали много шума. Первым стал танк, на который взгромоздили коническую башню советского легкого танка Т-26. Выглядела эта фотография как фотомонтаж, именно таким образом она обычно и фигурирует. Но дальше вылезла еще одна фотография, где на шасси Pz.Kpfw.35 R (f) взгромоздили цилиндрическую башню Т-26. Причем на фото виден еще и Т-26 с такой же башней. В этот момент теория по поводу фотомонтажа треснула по швам. Совсем не удивлюсь, если вылезут дополнительные снимки. eBay не перестает удивлять.
В своё время и сам считал эту машину фотомонтажом. Но с учетом новых фактов следует признать, что танк вполне настоящий. Башни, скорее всего, просто приварены. Вероятнее всего, это Bergeschlepper 35 R (f), на которые, для большего эффекта, приделали трофейные башни. Сильно они массу танка не подняли, а внешне вполне себе грозный аппарат. Тут стоит вспомнить похожую конверсию Bergepanther из 653-го дивизиона истребителей танков. Там к эвакуатору зачем-то приделали башню от Pz.Kpfw.IV. Так что на творчество фронтовых кулибиных эти конверсии вполне похожи.
Для второстепенных ТВД и карателей
Волна переделок Pz.Kpfw.35 R (f) в спецмашины совсем не означала, что на этом эксплуатация танка, в чистом виде, прекратилась. Вероятнее всего, планы по полной переделке вполне могли существовать, но летом 1941 года случился конфуз. Дивизионы истребителей танков быстро сдали свои 4.7 cm Pak (t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731 (f) и перешли на буксируемые орудия. Больше заявок на тягачи и эвакуаторы не было. К концу 1941 года осталось 125 Pz.Kpfw.35 R (f), которые уже не переделывали. Для них нашлась работа.
Шанс на применение как танк у Pz.Kpfw.35 R (f) появился в конце мая 1941 года. Для охраны французского побережья поначалу было решено использовать Pz.Kpfw. FT 18 (f), но уже в мае 1941 года пошли жалобы. Для патрулирования старичок не годился от слова совсем, поэтому было решено направить на эти цели Pz.Kpfw.35 R (f). Первыми прибыли 10 танков, далее прибыло еще 30 Pz.Kpfw.35 R (f). Последние распределили по 302-й (8 штук), 332-й (12 штук) и 336-й (10 штук) пехотным дивизиям.
Машины эти довольно активно эксплуатировались, но пока не несли никаких следов переделок. Между тем, эксплуатация Pz.Kpfw.35 R (f) вызвала немало негативных отзывов. Немецким танкистам очень не понравилась французская смотровая башенка, мало на что годящаяся. Вместе с тем, средней скорости 18 км/ч по шоссе пехоте вполне хватало, а проходимость по пляжам Нормандии оказалась достаточной. Отсутствие радиостанции было фактом неприятным, но терпимым. Одним словом, при некоторых доработок Pz.Kpfw.35 R (f) годился для использования на второстепенных ТВД.
В дополнение к танкам для охраны побережья 20 Pz.Kpfw.35 R (f) было решено использовать в Париже. Сформировали 4 учебные роты 10 июля 1941 года. Наконец, 20 сентября 1941 года было решено направить на Балканы французские танки для полицейских частей и СС-овцев. Всего туда уехало около трех десятков танков. Примерно с этого времени начались метаморфозы, по итогам которых Pz.Kpfw.35 R (f) приобрел «классический» вид. Смотровую башенку срезали, поставив вместо нее двухстворчатый люк. Частенько этот люк использовали и для того, чтобы вылезать/залезать. Тяжеловато, но делать это вполне можно, автор материала проверял. Также минимум часть танков получила немецкие радиостанции и штырьевые антенны. Следует отметить, что срезали смотровые башенки не всем танкам, есть и те, что сохранились в первозданном виде.
В Югославии, где орудовала 12-я танковая рота специального назначения, Pz.Kpfw.35 R (f) показал себя с положительной стороны. В гористой местности подвижность была не самым главным параметром, зато танк вполне уверенно шел вперед и вверх. Также наличие легкой противоснарядной брони оказалось плюсом, у югославских партизан с противотанковыми средствами долгое время дела были не очень. По состоянию на 31 мая 1943 года в роте еще имелось 22 таких танка (21 в боеспособном состоянии), а прослужили они до конца 1944 года.
Гораздо больше таких танков оставалось во Франции. По состоянию на 1 марта 1943 года 50 Pz.Kpfw.35 R (f) числилось в 100-й танковой бригаде, к 31 мая их число снизилось до 46. В 9-й дивизии СС имелось 2 учебных танков, еще 12 было в составе пехотных дивизий. 1 июля 1943 года была сформирована 224-я танковая рота, куда ушло 23 Pz.Kpfw.35 R (f). В апреле 1944 года легкие танки оттуда убрали, судя по всему, они оказались во Франции. Во Франции же состоялось и последнее массовое применение трофейных французских танков. Случилось это летом 1944 года. Боевая ценность Pz.Kpfw.35 R (f) была почти нулевая, что не уничтожили союзные войска, то бросили экипажи. Несколько танков оказалось в составе FFL.
Если в случае с трофейными FCM 36 можно хоть как-то сослаться на изношенность машин, то для Pz.Kpfw.35 R (f) такое оправдание вряд ли подойдет. Танк оказался откровенно плохим, в случае с немцами он годился разве что на борьбу против партизан. И это самый массовый французский новый танк на май 1940 года. Во многом становится понятно, почему французская армия, имевшая самый большой парк бронетанковой техники (исключая СССР), оказалась колоссом на глиняных ногах.
Список источников
- Panzer Tracts No.19–1 Beute-Panzerkampfwagen — Czech, Polish, and French Tanks Captured from 1939 to 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- eBay
- beutepanzer.ru
- US NARA
источник: https://dzen.ru/a/Y7LYNdtsdHkUBBWg