История Pz.Kpfw.IV Ausf.H, самого массового немецкого танка выпуска 1943 года
Содержание:
Случаи, когда одновременно на вооружении одной армии находилось минимум два типа танков, имевших очень схожие характеристики, не являются уникальными. На этом фоне больше всех отметились англичане. Осенью 1939 года в производстве находилось аж три крейсерских танка — A9 Mk.I, A10 Mk.I и A13 Mk.I. В первом случае в «крейсера» записали исходно средний танк, во втором выпускался «тяжелый крейсер» с 30-мм броней, а A13 Mk.I являлся первым «настоящим» крейсерским танком. Потом англичане повторили этот фокус, приняв на вооружение Covenanter и Crusader. Впрочем, более веселая история случилась у немцев. К началу Второй мировой войны у них выпускался Pz.Kpfw.III, являвшийся «основным» средним танком, и Pz.Kpfw.IV, выполнявший роль танка поддержки. При этом несколько попыток избавится от Pz.Kpfw.IV ни к чему не привели.
В начале 1942 года случилась история, которая сильно повлияла на развитие немецкой бронетанковой техники военного периода. Попытка установить на Pz.Kpfw.III башню Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой KwK 40 L/43 закончилась неудачей. Выяснилось, что при установке новой башни и вооружения шасси будет перегружено. В связи с этим выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.K отменили. Зато начался выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, который позже переименовали в Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Как не упирались наверху, но к концу 1942 года стало понятно, что Pz.Kpfw.IV с «длинной рукой» необходим в больших количествах. Pz.Kpfw.IV Ausf.F2/G сдали более 1900 штук. Успех оказался закреплен следующей версией — Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Он стал третьим по массовости немецким танком, уступив лишь Pz.Kpfw.Panther Ausf.G и Pz.Kpfw.IV Ausf.J.
Рост объемов выпуска вместо модернизации
Несмотря на то, что шасси Pz.Kpfw.IV имело больший запас по модернизации, к осени 1942 года и тут наметились проблемы. Возможности увеличить толщину лба башни до 80 мм не имелось, поэтому у Pz.Kpfw.IV Ausf.G, как и более поздних версий, башня так и осталась с толщиной лба 50 мм. Кроме того, и башня с подбашенной коробкой имели броню под прямым углом. Ее стойкость была недостаточной. 21 ноября 1942 года Krupp подготовил чертеж W1460, который являлся попыткой улучшить броневую защиту корпуса. От съемной подбашенной коробки отказывались, верхний лобовой лист делали под углом наклона 55 градусов от вертикали, а его толщина составляла 40 мм. Толщина бортовых листов осталась 30 мм, но они увеличивались до полной габаритной ширины корпуса, а угол наклона составлял 30 градусов от вертикали. Это позволяло защитить борта от огня противотанковых ружей, которые стали причиной больших проблем. Советские ПТР-щики доставляли немало неприятностей немецким танкистам огнем по бортам.
Общая масса модернизированного корпуса увеличивалась на 850 кг (127+230+450 кг). С другой стороны, технологичность такого корпуса была выше. Механик-водитель получал смотровой лючок по типу Pz.Kpfw.Panther, а стрелок-радист — более совершенную установку курсового пулемета MG 34. Для доступа к тормозам имелось 2 маленьких лючка. В работу этот вариант не пошел, поскольку побоялись чрезмерного роста боевой массы. Откровенно говоря, странная позиция, с учетом того, что далее боевая масса Pz.Kpfw.IV всё равно поднялась, с 23,5 до 25 тонн. И без особенного роста броневой защиты.
Самое смешное в том, что история с чертежом W1460 имела продолжение. 22 января 1943 года Krupp представил новый чертеж — W1466, а также лист W1467 с расчетами. Фактически тот же W1460, но уже под обозначением Pz.Kpfw.IV Ausf.H и индексом 9./B.W. (9.Serie/B.W.). Верхнюю лобовую деталь утолщали до 50 мм, а наклонные бортовые листа — до 45 мм. Поскольку масса корпуса вырастала весьма существенно, было решено ставить уширители траков Winterketten. Тем самым ширина трака увеличивалась до 560 мм. А вот боевая масса возрастала до 28,26 тонн. Катки не меняли, что вызывает некоторое недоумение, поскольку у Krupp имелся подходящий проект — Pz.Sfl.IVc. По неизвестным причинам данную ходовую часть использовать не стали, при том, что боевая масса 28 тонн не оставляла опорным каткам Pz.Kpfw.IV шансов на выживание.
Смерть проекта Pz.Kpfw.IV Ausf.H, впрочем, произошла по другой причине. 17 февраля 1943 года состоялось совещание с участием Танковой Комиссии, представителей Krupp, Alkett и 6-го управления Департамента Вооружений. На нем обсуждали танковую программу «Адольф Гитлер», по ней выпуск Pz.Kpfw.IV резко возрастал. К октябрю 1943 года выпуск танка на Grusonwerk возрастал с 80 до 140 штук ежемесячно, а на Nibelungenwerk — с 90 до 250 штук. К весне 1944 года ожидалось дополнительно получить 1200 танков данного типа. Обсудили и 9./B.W., рост боевой массы с 25 до 28,26 тонн вызвал недоумение. Комиссия рекомендовала не трогать конструкцию танка, поскольку существовал риск сорвать план по выпуску Pz.Kpfw.IV. Тем не менее, в дальнейшем модернизация Pz.Kpfw.IV или его замена всплывала еще не раз.
Сами обозначения 9.Serie/B.W. и Pz.Kpfw.IV Ausf.H остались, но теперь они означали совсем другое. Поскольку выпуск Pz.Kpfw.Panther запаздывал, требовался другой танк. Этим и объяснялся резкий рост выпуска Pz.Kpfw.IV в первой половине 1943 года. Если в январе Krupp, VOMAG и Nibelungenwerke сдали 163 танка, то в мае их сдали 272 штуки. Как раз с мая стал резко расти объем производства на Nibelungenwerk. Именно в этот момент начался выпуск 9-й серии B.W., которая не имела никакого отношения к тому, что предлагалось в начале 1943 года. С виду это был тот же Pz.Kpfw.IV Ausf.G, особенно что касается продукции VOMAG. Первые 30 танков новой версии полностью повторяли облик предшественника, поскольку имелся задел по деталям.
В идеале внешность самых ранних Pz.Kpfw.IV Ausf.H имела следующие отличия по поздних Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Во-первых, от составных листов лба корпуса и подбашенной коробки (50+30 мм) переходили к монолитным листам толщиной 80 мм. Во-вторых, усиливались кожухи бортовых передач и внедрялось ведущее колесо с двойными «лучами». В-третьих, на командирской башенке появлялся вертлюг для зенитного пулемета, а от дымовых мортирок на борту башни отказывались. В-четвертых, толщина листов крыши башни выросла с 10 до 16-20 мм, поскольку сверху стало прилетать от самолетов. В-пятых, рост массы заставил перенастроить главную передачу, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч (средняя скорость осталась примерно той же). Наконец, исчезали смотровые лючки в бортах подбашенной коробки. Они оказались уязвимы для огня противотанковых ружей, а появление бортовых экранов лишило их установку смысла.
Это в теории, на практике же дела обстояли совсем иначе. В виду того, что танк менялся минимально, выполнение контрактов на выпуск 9.Serie/B.W. шло с использованием задела. Часть танков выпуска мая-августа 1943 года имело лобовые листы башни и подбашенной коробки толщиной 50 мм и дополнительной 30-мм броней, прикрученной на болтах. При этом подбашенная коробка могла быть новой, а корпус старый, и наоборот. Боковые лючки с подбашенной коробки и вовсе исчезли в сентябре 1943 года. Внедрение новых элементов также могло «гулять». При этом на танках появились и те изменения, которые изначально не планировались. Например, в июне 1943 года перестали ставить правую фару Bosch. В Германии потихоньку начинался режим экономии. Также в июне появились новые буксирные серьги, имевшие форму буквы C. Пара серьг появилась возле левой фары.
Большая производственная программа подразумевала и большие объемы заказов. Контракт с Grusonwerk подразумевал выпуск 500 танков 9-й серии с номерами шасси 84401-84900. Еще 400 танков с номерами шасси 85351-85750 производились Nibelungenwerke. Хотя сразу было понятно, что это только разминка. Австрийский завод мог выпускать больше танков. Что же касается VOMAG, то с ним заключили контракт на выпуск 450 танков, имевших номера шасси 84901-85350. Надо сказать, поначалу имелась небольшая просадка по выпуску танков. В июне сдали 253 танка, а в июле 244. Но это впечатление обманчивое. Nibelungenwerk постепенно набирал обороты. Еще в мае он стал ведущим производителем Pz.Kpfw.IV, а в июне-июле постепенно наращивал выпуск. В августе 1943 года завод сдал 141 танк из 283 выпущенных Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Также наращивал выпуск и VOMAG, он обогнал Grusonwerk в июне 1943 года. Неудивительно, что далее Nibelungenwerk и VOMAG получили дополнительные контракты.
Ликвидация одной из двух фар стала лишь первым из упрощений, которые стали вводиться на новой версии Pz.Kpfw.IV. Валом они пошли с осени 1943 года. В сентябре 1943 года литые ступичные крышки опорных катков заменили на кованые, а литые ограничители балансиров стали сварными. В октябре стали вводить литой ленивец, хотя старые ленивцы встречаются до конца выпуска Pz.Kpfw.IV. Проблемы с резиной привели к тому, что с октября 1943 года стали вводить цельнометаллические поддерживающие катки. Были и улучшения. По опыту эксплуатации бортовых экранов в сентябре 1943 года появились экраны второго типа. Добавили дополнительную секцию, защищавшую ведущее колесо. Спустя месяц ее чуть подрезали снизу, поскольку она мешала работе с ведущим колесом.
Еще одним нововведением сентября 1943 года стало внедрение заводского нанесения циммерита. Впервые о нем заговорили в марте 1943 года. Вопреки расхожим домыслам, создавался циммерит именно для борьбы с магнитными минами. То, что их у противника не было, немецких военных не смутило. Попытка отправлять емкости с циммеритом в войска ничем хорошим не закончилась. Наносили его абы как. Поэтому теперь его наносили прямо на заводах.
Смена места нанесения циммерита ситуацию улучшило, но не сразу. Поначалу вместо бортов башни и подбашенной коробки его наносили на экраны, а также элементы, которые явно не требовали обмазки (например, крылья). Какой-то порядок с нанесением циммерита появился ближе к началу 1944 года. Впрочем, всё зависело от завода. Кое-где неуставное нанесение циммерита было и в 1944 году. Сильно много он, конечно, не весил, но всё равно лишняя масса. Зависело от завода не только то, как наносился циммерит. В октябре 1943 года на Nibelungenwerk внедрили установку двух запасных траков на корме корпуса.
Последние изменения облика Pz.Kpfw.IV Ausf.H датированы началом 1944 года. С декабря 1943 года произошли небольшие упрощения корпуса, окончательно их внедрили к началу 1944 года. С января было решено ставить казнозарядный миномет в крыше башни. Как выяснилось, мортирки, которые могли кидаться и осколочными минами, были совсем не лишними. Правда, миномет внедрили уже с февраля 1944 года. С того же момента исчезли дополнительные воздушные фильтры. Всё шло к упрощению, что привело, в итоге, к появлению версии, которая сменила Pz.Kpfw.IV Ausf.H в производстве. Также пришлось менять и планы по выпуску. В ноябре 1943 года бомбежке подвергся Alkett, что потребовало от Grusonwerk начать срочный выпуск StuG IV. Поэтому там выпустили всего 391 танк, последние 30 штук сдали в январе 1944 года.
Изменение ситуации повлияло и на другие заводы. Например, Nibelungenwerk пришлось направить 30 шасси на выпуск StuG IV, еще 60 пошло на производство Sturmpanzer. Тем не менее, в декабре 1943 года заводы сдали 324 танка. В январе 1944 года сдали еще 300 штук, а в феврале случилась просадка. VOMAG стал постепенно переходить на выпуск Jagdpanzer IV, сдав в феврале 45 истребителей танков и 52 танка. Тем не менее, по второму контракту на выпуск 450 танков (номера шасси 86151-86600) смог сдать 243. Основная нагрузка постепенно ложилась на Nibelungenwerk. Отметку в 200 машин здесь преодолели еще в декабре 1943 года.
В общей сложности было выпущено 2414 Pz.Kpfw.IV Ausf.H, включая 90 шасси. Из них 1330 сдал Nibelungenwerk (в это число входит упомянутые 90 шасси). Австрийский завод смог переварить второй контракт на 500 танков (номера шасси 86601-87100), а из 1500 танков с номерами шасси 89101-90600 по третьему контракту сдал 430. Начиная с номера шасси 89531 в Санкт-Фалентине начался выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.J. На VOMAG первый танк данной версии имел номер шасси 86394. На тот момент мало кто мог подумать, что следующая версия Pz.Kpfw.IV станет самым массовым немецким танком в пределах одной версии.
Главный немецкий аргумент второй половины войны
Появление проекта модернизации Pz.Kpfw.IV, а затем и принятие в работу программы «Адольф Гитлер» однозначно говорило о том, что в немецком танкостроении было не всё гладко. Законы войны одинаковы для всех, а в 1942 году стало очевидно — фронт необходимо заваливать железом. В Советском Союзе поставили на Т-34, выпустив за 1942 год 12,5 тысяч танков данного типа. В США началось производство Medium Tank M4, причем за первый же год выпуска их произвели в количествах, которые оказались сопоставимы с Т-34. Немцы же слишком долго держались за Pz.Kpfw.III, а затем строили воздушные замки с планами на выпуск Pz.Kpfw.Panther.
Вплоть до конца 1942 года Pz.Kpfw.IV, несмотря на очевидное превосходство над Pz.Kpfw.III, оставался бедным родственником. Иначе не объяснить нелепую ситуацию, когда лучший на тот момент немецкий танк перешагнул отметку в 100 машин за месяц в ноябре 1942 года. В том же ноябре Pz.Kpfw.III сдали 206 штук, а в декабре — 221. «Четверка» вызывала у соответствующих служб Waffenamt явную неприязнь. Ну что же, большое им спасибо за это. Благодаря такой ситуации самый опасный для советских, американских и английских боевых машин немецкий танк 1942 года выпускался в относительно небольших объемах. Не провели и его модернизацию, хотя возможности для этого имелись. Лишь в феврале 1943 года, благодаря вмешательству «дурака и художника» ситуация стала меняться.
Даже принятый план выглядел не совсем чтобы удачным. Если его расшифровать, то общая концепция выглядела следующим образом. К Pz.Kpfw.IV всё еще была неприязнь, но с Pz.Kpfw.Panther наблюдались производственные проблемы (фактически даже танки январского выпуска сдали только в мае). Поэтому, тяжело вздохнув, 6-й отдел Департамента Вооружений согласился с тем, что пока единственным способом насытить войска средними танками являлось наращивание производства Pz.Kpfw.IV. К концу 1943 года выпуск Pz.Kpfw.Panther должен был дойти до необходимых объёмов, а в 1944 году наверху явно собирались «прибить» выпуск «четверки».
После того, как выпуск Pz.Kpfw.IV «спустили с цепи», результат не заставил себя долго ждать. В период с июня по декабрь 1943 года было сдано 1959 танков данного типа. Могли их сдать и больше, но в конце 1943 года появилась необходимость переключить 2 завода из 3 на дополнительную продукцию. За это же время сдали 1444 «Пантеры», причем в определенный момент их сдавало аж 5 заводов. В феврале 1944 года шасси Pz.Kpfw.IV «умными головами» из 6-го отдела Департамента Вооружений было признано устаревшим. Но вот ведь удивительно — выпуск «устаревшего» танка и машин на его базе продолжался до самого конца войны. А шасси Pz.Kpfw.Panther, на которое так ставили, породило всего одну самоходную артиллерийскую установку, выпускавшуюся серийно.
Так или иначе, но к лету 1943 года сложилась ситуация, когда Pz.Kpfw.IV стал самым массовым немецким танком. Таковым он был и на Курской Дуге, куда успели и первые Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Обычно в случае с Курской Дугой вспоминается немецкий «зверинец», но основная тяжесть боев легла на «четверки». По состоянию на лето 1943 года эти машины имели некоторое превосходство над Т-34, прежде всего за счет орудия. Дистанция поражения Т-34 и КВ-1с на тот момент составляла около километра, а усиление лба немецкого танка снизило дистанцию его поражения 76-мм пушками до нескольких сотен метров. Конечно, поражение в лоб башни было совсем не нулевой вероятностью, но тем не менее. Примерно схожая ситуация была и с Medium Tank M4. В случае с советскими танками дистанцию удалось отодвинуть только после появление СУ-85 и КВ-85, они могли поражать Pz.Kpfw.IV на дистанции до 1,5 километров.
Имелось у немецкого танка и преимущество по обзорности, особенно это касалось сравнения с Т-34. Даже появление на советском танке командирской башенки первое время не давало больших преимуществ. Расчет башни остался те же 2 человека, у немецкого танка командир был отдельным членом экипажа. Ситуация изменилась только весной 1944 года, когда на фронт пошли Т-34-85. В то время, как советские и американские танки совершенствовались, самый массовый немецкий танк только упрощали. Отказ от модернизации, которая могла быть проведена малой кровью, стоил немцам дорого.
После появления Т-34-85 и Medium Tank M4A1(76) преимущество было потеряно, окончательно и бесповоротно. Тем не менее, выпуск Pz.Kpfw.IV продолжили, потому как получить необходимый объем «Пантер» не удалось, да и надежность танка всё еще была не идеальной. Естественно, несли «четверки» куда большие потери, но, правда, тут стоит учитывать тот факт, что только в 1944 году «Пантеры» сравнялись по количеству. Да и потери, на самом деле, оказались сопоставимыми. Пик потерь, по немецким данным, пришелся на сентябрь 1944 года, когда списали 752 Pz.Kpfw.IV и 692 Pz.Kpfw.Panther. В тот момент «четверка» была уже едва ли не худшим танком в своём классе, тем не менее, разница по потерям оказалась не такой и большой.
Не менее интересной была послевоенная ситуация. После окончания Второй мировой войны выяснилось, что именно Pz.Kpfw.IV является наиболее подходящим для службы танком бывшей немецкой армии. А вот «Пантера» вызывала мучения, потому быстро ушла в тень. Среди «четверок», которые служили после войны в армиях других государств, немалый процент составляли Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Хватало их и среди T-40/75N, так этот танк именовался в чехословацкой армии. Именно эти танки прослужили дольше всего. Из полутора десятка Pz.Kpfw.IV Ausf.H, доживших до наших дней, основная масса имеет чехословацкое и испанское происхождение. Одним словом, получилась вполне себе неплохая «рабочая лошадка». Увы (а на самом деле к счастью), наверху часть времени занимались противодействием развитию этого танка и не смогли полностью развить его потенциал. Ну что можно сказать, плохо быть ими. Зато сколько потом можно было написать «утерянных побед», обвиняя «бесноватого фюрера».
Список источников
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- Panzer Tracts No.4-3 Panzerkampfwagen IV Ausf.H/Ausf.J, 1943 to 1945, Hilary Louis Doyle, Lukas Friedli, Thomas L. Jentz, 2016
- PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- eBay
- Фотоархив автора
источник: https://dzen.ru/a/Y_mwnMsRFC4_93Vr