Самоходная артиллерия переживала в США несколько взлетов и падений. Первоначально работы шли, прежде всего, по крупнокалиберным САУ, как наиболее уязвимым, с точки зрения мобильности, боевым единицам. Дело в том, что дороги времен Первой мировой войны были ничуть не лучше того, что у нас называли одной из двух бед. И если легкая и средняя артиллерия как-то справлялась, то с тяжелыми орудиями была беда. Естественно, именно тяжелую артиллерию первой старались снабдить средствами механической тяги, а самые первые классические САУ были именно под нее (колесные шасси для зениток не в счет, они все же не совсем то). То же самое было и в США, но после окончания Первой мировой войны потихоньку работы затихли.
Казалось бы, у началу Второй мировой войны работы должны были быстро возобновиться, ан нет. Командование американской полевой артиллерии к тому моменту имело иное видение вопроса. По их мнению, тяжелых грузовиков, а позже быстроходных гусеничных тягачей, вполне хватало для повышения подвижности тяжелой артиллерии. В чем-то оно было право, ибо пушка, тем более не новая, плюс тягач — получается дешевле. Но дешевизна эта была нужна не всегда. Опыт показывал, что у буксируемой артиллерии теряется масса времени на приведение в боевое положение, и наоборот. Эти драгоценные минуты нередко стоили слишком дорого. Но до определенной поры позиция командования американской полевой артиллерии оставалась незыблемой. Несмотря на то, что первые подвижки по второй волне механизации 155-мм пушки M1918, на тот момент основной тяжелой американской системы, начались в июне 1941 года, некоторое время это являлось исключительно инициативой Департамента Вооружений. Согласно концепции, предложенной Департаментом Вооружений, орудие ставилось на базу Medium Tank M3, который как раз в это время запустили в серию. В качестве разработчиков машины, получившей обозначение GMC T6, выступили структуры в Департаменте вооружений и Арсенале Рок-Айленд. Первый образец машины был готов в феврале 1942 года, а уже в июле его стандартизировали как GMC M12. Тем не менее, машина имела сложную судьбу. Лобби артиллеристов привело к тому, что дебют машины случился спустя почти 2 года после принятия на вооружение, а серия составила всего 100 машин.
Надо сказать, что поставить столь громоздкую и тяжелую систему на не очень-то большое шасси оказалось задачей нетривиальной. Тем не менее, с ней вполне справились. Не трогая общую геометрию машины, создатели GMC M12 провели перекомпоновку. В результате силовую установку сместили в центр машины. В связи с этим выхлопную систему вывели через борта возле ходовой части корпуса. Это существенно осложнило доступ к силовой установке (впрочем, и на других самоходках аналогичного назначения для доступа к мотору требовалось разобрать половину машины). Здесь же требовалось снять качающуюся часть орудия. После этого доступ оказывался даже лучше, чем у Medium Tank M3. Иного варианта при кормовом размещении боевого отделения у создателей машины не было, но справились они с задачей вполне успешно. По итогам дальнейших переделок удалось разместить боекомплект из 10 выстрелов. При этом боевая масса GMC M12 составила 27 тонн, что сделало машину очень подвижной, не в пример другим машинам подобного типа.
Специфичным оказалась и концепция применения машины. Если на других САУ подобного типа старались разместить расчет внутри машины, то американцы изначально избрали совсем иную идею. Внутри боевого отделения был только наводчик, остальные номера размещались либо на платформе позади орудия, либо вообще на земле. Вроде неудобно, но на самом деле нет. Основной боекомплект всё равно был в подвозчике, а так расчет не толпился внутри боевого отделения. Ну и заряжающим получалось работать куда проще. Скорострельность GMC M12 составляла впечатляющие 4 выстрела в минуту, как раз за счет такого размещения расчета. Можно себе представить, на что была способна батарея подобных машин, ведущая залповый огонь. Это не говоря о том, какая получилась подвижность. Еще на испытаниях в Форт-Брегг опытный образец GMC T6 показал, в чем разница между САУ и буксируемым орудием. Если САУ для перемещения на новую позицию, находившуюся в 9,6 км от предыдущей точки, хватало 35 минут, то буксируемой M1918A1 на это требовалось 3 часа. Хотя артиллеристов это всё равно не сильно впечатлило, но уже они были вынуждены признать, что машину стоит принять на вооружение.
Логично было бы провести фронтовые испытания, они многое могли показать. Но командование полевой артиллерии сознательно тормозило данный процесс. Только под предлогом необходимости штурма Линии Зигфрида в начале 1944 года было дано согласие на отправку. Боевой дебют машин произошел в июне 1944 года, к тому времени машины прошли модернизацию. Ее прошли 74 пары САУ GMC M12 и подвозчиков боеприпасов Cargo Carrier M30. Типовым боевым подразделением, где воевали M12, стали артиллерийские дивизионы. В них входило по 2 батареи, в каждой из которых находилось по 6 САУ данного типа. Всего сформировали 6 таких дивизионов. В первых же боях выявилась реальная боевая эффективность тяжёлой самоходной артиллерии. Благодаря высокой подвижности батареи GMC M12 могли быстро перебрасываться на новые позиции, являясь при этом отличным средством поддержки частей. Это выявилось и в ходе штурма Шербура, и во время операции «Кобра». О такой подвижности части, вооружённые буксируемыми орудиями, не могли и мечтать. Собственно, только после этого артиллеристы начали что-то подозревать.
Несмотря на то, что у машины всё же имелись некоторые недостатки, в целом GMC M12 оказалась удачной машиной. Она использовалась и для ведения огня прямой наводкой, раз работая по Линии Зигфрида. Вместе с тем, в бой их надо было пускать как минимум на год раньше. Глядишь, и серия была бы не 100 штук.
Статья по GMC M12:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12993580.html
+++++
сеть барахлила; фотографии вставил
++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!!
+++++++
++++. возможно кто нибудь выложит это к чехам, по любому есть чешский сайт альтернатившиков (альтернативщиков) поправьте как правильно))))
А что, не написали ещё нынешние брехуны статью «РОНА освободитель Варшавы».
Блин, немцы использовали в критические дни мая 1945 РОА как прокладку между собой и РККА, те поняли что им уготовано и героически драпанули навстречу «западным спасителям», пробиваясь сквозь ряды своих «бывших спасителей», в общем «спасайся кто может, кто последний тому кирзачом под зад». Но «западные спасители» рассудив здраво, что ссорится со своим электоратом в хаки, который уже насмотрелся на прелести «нового порядка», заради кучки «зольдат лёгкого поведения» себе дороже, а уж тем более с хоть и тоталитарным но верным союзником сорится в преддверии окончательного решения самурайского вопроса вообще глупость, попросту брезгливо отгребли от себя прикладами «гарандов» этих «спасителей славян во славу рейха».
++++++++
Всё-таки, до чего противная рожа у этого Власова… Именно тот случай, когда сразу понятно, что негодяй.
В истории с так называемой «Русской Освободительной Армией» есть маленький ньанс:
c) Бульба-Боровець Т. Армія без держави: слава і трагедія українського повстанського руху. Вінніпег, 1981, Товариство «Волинь», страница 310.
http://diasporiana.org.ua/wp-content/uploads/books/2416/file.pdf
(Оригинал на мове)
+++++++++++++++