19
Юрий Пашолок. Бантик как тачанка

Юрий Пашолок. Бантик как тачанка

Американская противотанковая 37-мм самоходная артиллерийская установка Gun Motor Carriage T2/T2E1 на базе Bantam BRC 40.

Появление такого чуда технической мысли, как автомобиль, довольно быстро подстегнуло военных к установке на него вооружения. Поначалу, естественно, речь шла про установку пулемета, но быстрый рост автомобилей быстро позволил сделать платформу, подходящую для установки орудия. В случае с американской армией такой опыт имел место еще в 1904 году. Впрочем, достаточно быстро дело свелось к использованию грузовиков как лафетов для зенитной артиллерии. К подобной концепции пришли многие страны, даже в России самоходные зенитные установки применялись относительно широко. Что же касается более легкой артиллерии, то она поначалу у американцев не особо прижилась. Типовым решением была установка пулеметов, иногда даже на лишенное брони легковое шасси. Подобные эксперименты в межвоенный период то затухали, то вновь активизировались. В конце концов, всё свелось к концепции Scout Car, который, пройдя в 30-е годы долгий путь эволюции, превратился в Scout Car M3/M3A1, самый массовый броневик Второй мировой войны. Стоявший на нем крупнокалиберный пулемет Browning M2HB вполне решал большую часть задач, в том числе и с легкобронированными целями. С бронепробитием, которое достигало порядка 20-25 мм, «Скаута» вполне хватало для решения основных задач, что на него возлагались.

37-мм противотанковая пушка M3 и ее предшественница, 37-мм пехотная пушка M1916. Данная противотанковая система была типовой для начального периода войны, хотя кое-где у американцев послужила и дальше

37-мм противотанковая пушка M3 и ее предшественница, 37-мм пехотная пушка M1916. Данная противотанковая система была типовой для начального периода войны, хотя кое-где у американцев послужила и дальше

Вместе с тем, еще во второй половине 30-х годов американцы начали экспериментировать с истребителями танков. Поначалу речь шла о гусеничных боевых машинах с круговым вращением башни, но 6 июня 1940 года последовало распоряжение о разработке истребителя танков на шасси Scout Car M3A1. В качестве вооружения предполагалось использовать 37-мм противотанковую пушку M3, разработанную под руководством Гладеона Барнса. Это орудие, создававшееся с оглядкой на 3,7 cm Pak, существенно превзошло идейного вдохновителя по огневой мощи. Это же орудие стало и типовым танковым вооружением. Между тем, в 1940 году на испытания вышли три легкие полноприводные машины — Bantam BRC 60, Ford Pigmy и Willys Quad. Победу одержал Bantam, вскоре появилась более совершенная модель — BRC 40. Данная машина, как и ее конкуренты, рассматривались и как легкие артиллерийские тягачи, штатным орудием для нее была как раз 37-мм противотанковая пушка. После того, как BRC 40 пошел в крупную серию, машину распробовала и кавалерия.

Bantam BRC 60 в ходе испытаний возкой 37-мм противотанковой пушки M3

Bantam BRC 60 в ходе испытаний возкой 37-мм противотанковой пушки M3

Небольшая и шустрая машина, с легкостью преодолевавшая бездорожье, быстро привлекла внимание. Между тем, 37-мм противотанковая пушка M3 вполне подходила для того, чтобы использоваться не только на шасси Scout Car M3A1. Небольшие габариты, а также небольшая масса, позволяли ее, с небольшими переделками, установить и на столь легкое шасси. Весной 1941 года в командовании кавалерии началось обсуждение данного вопрос. Правда, мнение разделилось насчет того, как именно использовать данное орудие. Имелось два противоположных мнения: с одной стороны, вполне логичным выглядела установка орудия вперед по ходу движения. Это существенно уменьшало время приведения в боевого положение, да и маневренность огня получалась выше. С другой стороны, имелся и другой взгляд на этот вопрос. Если орудие поставить стволом назад, как на тачанке, то увеличивался сектор. Конечно, требовалось развернуться назад, но считалось, что такой пируэт для Bantam BRC 40 не является проблемой.

Gun Motor Carriage T2 в исходной конфигурации

Gun Motor Carriage T2 в исходной конфигурации

По итогам обсуждения было принято соломоново решение — строить оба варианта, а уже совместные испытания покажут, какая машина лучше. Вариант с установкой машины вперед получил обозначение Gun Motor Carriage T2, данную конструкцию решили изготовить партией из шести машин. С точки зрения разработки данный вариант выглядел наиболее простым. В кузове машины, между сиденьями водителя и переднего пассажира, устанавливалась небольшая тумба, базировавшаяся на идеях полковника Байрона Джонса, личности весьма неординарной. Ставилась она с небольшим смещением вправо, дабы не мешать водителю. При изготовлении тумбы использовались части оригинального лафета, что, в случае запуска GMC T2 в серию, упрощало бы производство.

После первого этапа испытаний машину переделали. Заряжающего переместили назад, а орудийный ящик, наоборот, вперед

После первого этапа испытаний машину переделали. Заряжающего переместили назад, а орудийный ящик, наоборот, вперед

Одной из особенностей данного варианта стало наличие развитого орудийного щита. Состоял он из двух половинок, верхняя, во время движения, откидывалась. Откровенно говоря, выглядел этот щит как фиговый листочек, но тут уже разработчики решили, что без щита никак. При этом сохранялись оригинальные углы наведения орудия. Боезапас размещался сзади, как и наводчик орудия (его роль выполнял водитель, которому следовало переместиться назад). Снарядная укладка (2 короба по 20 выстрелов в каждом) оказалась под орудием, что несколько усложняло процесс заряжания. Это же показали и первые испытания, которые проходили на территории Форт-Мид, а также на Абердинском полигоне. Помимо не очень удачного расположения укладки, выяснилось, что и тумба получилась недостаточно прочной. Проще говоря, в ходе испытаний стрельбой она сломалась.

Одновременно расчет вырос до 3 человек

Одновременно расчет вырос до 3 человек

По итогам испытаний было решено Gun Motor Carriage T2 переделать. На испытания улучшенная версия машины вышла в начале августа 1941 года. Боевая масса достигла 1320 кг, что для 45-сильного моторчика было уже многовато. Впрочем, боевые характеристики машины от переделки явно улучшились. Для начала, вместо сиденья переднего пассажира поставили укладку на 40 выстрелов, которой было пользоваться не в пример удобнее. Расчет переместился на заднее сиденье, слева наводчик, справа заряжающий (на исходном T2 экипаж был 2 человека). В целом конструкция получилась более менее-удачной, но с точки зрения орудийной части. Ходовые испытания показывали, что машина уже несколько перегружена, посему работы было решено прекратить, взяв за основу более крупное и мощное шасси.

С точки зрения удобства работы машина стала лучше, но при этом и потяжелела

С точки зрения удобства работы машина стала лучше, но при этом и потяжелела

Сам полковник Байрон Джонс, являвшийся одним из инициаторов идеи создания Gun Motor Carriage T2, вариант с наиболее простым исполнением лафета считал неудачным. С самого начала он выступал за облегченное шасси, с установкой орудия стволом назад. Как раз такая концепция и была использована на Gun Motor Carriage T2E1, которая появилась практически одновременно с GMC T2. Самый первый образец машины выглядел и вовсе брутально: кузов BRC 40 был снят почти полностью, даже крышки капота не было. Идеей-фикс Джонса был почти круговой сектор обстрела, теоретически это можно было сделать, правда, на некоторых углах горизонтальной наводки мешал водитель. Впрочем, в дальнейшем машины выглядели более цивильно. Аналогично исходному T2, экипаж у T2E1 изначально составлял 2 человека. При этом наводчик сидел прямо на полу, а водитель выполнял роль заряжающего. Боезапас находился в ящике на месте переднего пассажира.

Gun Motor Carriage T2E1 в ходе испытаний в Форт-Брегг

Gun Motor Carriage T2E1 в ходе испытаний в Форт-Брегг

Потенциально орудие могло стрелять вперед, но тут против GMC T2E1 начинала играть идея Джонса о максимально низком силуэте. Он действительно обеспечивался при стрельбе назад, но при повороте вперед углы вертикальной наводки оказались лимитированы. Кстати, и стрельба в правый задний сектор тоже была не самой простой затеей, потому что мешало сиденье водителя. Одним словом, идея-то была неплохой, вот исполнение подкачало. Тем не менее, часть Gun Motor Carriage T2E1 продолжало испытываться вплоть до конца 1941 года. Всего таких машин было построено 11 штук, они проходили испытания в нескольких местах — Форт-Мид, Форт-Брегг, где располагалось командование американской полевой артиллерии, а также на Абердинском полигоне. Общий вывод от испытаний был везде примерно одинаковый.

Тачанка полковника Джонса вызвала неоднозначную реакцию. Особенно у испытателей

Тачанка полковника Джонса вызвала неоднозначную реакцию. Особенно у испытателей

В середине июля 1941 года на Абердинском полигоне начались испытания переделанной версии Gun Motor Carriage T2E1. По большому счету, это была уже новая самоходка, поскольку отличия между старой и новой машиной оказались существенными. За основу был взят серийный Bantam BRC 40, в задней части которого поставили тумбу. Такой вариант больше подходил для серийного производства. Боезапас вырос до 53 выстрелов, обеспечивался уровень горизонтальной наводки по 30 градусов влево и вправо, но… По большому счету, и эта концепция получилась ничуть не лучше GMC T2. Во-первых, расчет снова составлял 2 человека, при стрельбе водитель снова становился заряжающим. Во-вторых, боевая масса выросла до запредельных 1665 кг, для Bantam BRC 40 это просто неподъемная ноша. Нет, ехать-то он мог, но по дорогам. Вполне понятно, что с таким «счастьем» исход работ по GMC T2E1 был предопределен.

Переделанная машина, с использованием штатного варианта Bantam BRC 40, была более удачно, но и существенно более тяжелой. Так что идея не взлетела

Переделанная машина, с использованием штатного варианта Bantam BRC 40, была более удачно, но и существенно более тяжелой. Так что идея не взлетела

Окончательно программу Gun Motor Cariage T2 прикрыли 14 января 1942 года. Вердикт был вполне ожидаемым — слишком слабое шасси для такого орудия. Хотя дело тут было далеко не в одном шасси. Машину откровенно перегрузили, особенно странно выглядела идея с развитым орудийным щитом. Да и «тачанка» Джонса тоже не выглядела разумной идеей. Впрочем, имелась и еще одна деталь. Вместо Bantam BRC 40 в 1941 году основной машиной стал Willys MB. Хотя в его истории есть подковерные игры, будем честными — «Виллис» был лучше. 60-сильный мотор Willys L134 позволял больше, тащил он тоже больше, одним словом, победа оказалась заслуженной. Да и возможностей для создания самоходки у него было больше. Вот только американских военных понесло совсем не в ту степь. Посчитав, что нужна платформа побольше, они создали серию странных машин, большая часть которых дальше опытных серий не продвинулась. Хотя исходная идея была вполне реальной с точки зрения реализации. В конце концов, на Willys MB орудия всё же появились, но уже безоткатные.

Источники

  1. US NARA
  2. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bantik-kak-tachanka-5f8c87ee5284e336e5bc89da

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account