В конце 30-х годов, японская разведка получила информацию о старте проектирования в США сверхтяжелых крейсеров типа «Аляска» с артиллерией главного калибра 305-мм и скоростью более 30 узлов. После изучения имеющейся информации по основным тактико-техническим характеристикам американских кораблей практически сразу начались ответные работы. Результатом работы японских проектировщиков стал проект сверхтяжелых крейсеров типа «супер А» (проект B-65).
Их проектирование стартовало летом 1939 года. Первые два корабля проекта B-65 даже были включены в «Пятую программу пополнения флота 1941—1942 гг.» под номерами 795 и 796, и уже с августа 1940 года они значились в списках «Соединения ночного боя».
Но спустя два месяца спустя началась Вторая мировая война и достройка линейных крейсеров получила приоритет. С другой стороны верфи были заняты строительством новых эсминцев, эскортных и десантных судов. Другой причиной, сорвавшей постройку новых линкоров, являлись большие сроки разработки новых артиллерийских систем. В 1939 года 310/60-мм орудие для строящихся тяжелых крейсеров В-65, существовало только в чертежах. Таким образом, срок вступления в строй головного корабля «Ивате» отодвигался на 1943 год, на что Япония пойти не могла.
В сложившейся ситуации вспомнили про лежавшие на складах шестнадцать башен с 356-мм орудиями снятые с линейных крейсеров типа «Конго» (последние по условиям Вашингтонского соглашения были списаны). В октябре 1939 года от отдела стратегического планирования поступило предложение достроить «Ивате» с тремя такими башнями. Через месяц был готов официальный доклад, в котором говорилось, что затраты на подобное переоборудование будут незначительными, а стройки достройки будут уменьшены. Однако, 6 356-мм орудий, делали японские корабли откровенно слабыми в бою с одноклассниками (например, французским «Дюнкерком»).
Результатом, стали работы по перепроектированию, а фактически воссозданию линейного крейсера типа «Конго» на новом уровне. Надстройка, по сравнению с первоначальными замыслами, была смещена ближе к центру. Тем, не менее, удалось сохранить (пусть и пожертвовав защитой в носовой части) высокую скорость.
Вступившие в строй в 1945 году (что поделаешь война), корабли типа «Ивате» принял символическое участие во ВМВ, оказавшись в тени прославленных линкоров «Нагато», «Амаги» и «Ямато». Следующие корабли этой серии – «Адзумо», «Издумо» и «Якумо», были достроены уже после войны. В немалой степени длительность достройки диктовалась как близостью окончания войны (а раз так то зачем достраивать, итак справились), так и развитием авиации, а потом и появлением ракетного вооружения, что делало артиллерийские корабли устаревшими. Поэтому, «Издумо» и «Якумо» были достроены как первые ракетоносцы, а «Аздумо» — достраивался с сильным авианосным вооружением (носитель вертолетов).
По иронии судьбы, но «Ивате», смог пережить своих более поздних, и технические развитее систершипов.
«Адзумо» в 1959 году начали перестраивать в полноценный вертолетоносец, но учитывая, как оказалось высокую стоимость переделок, тихо разрезали на металл.
«Ивате» был списан в 1960 году, после тяжелых повреждений вызванных взрывом находящихся на борту ракет.
«Якумо», в связи с тяжелой экономической обстановкой, в 1975 году, был так же исключен из списков флота, и потоплен как мишень.
Долгая жизнь «Ивате», во многом объяснялась, что корабль использовался как императорская яхта. В то время, как главы государств СССР, Франции и США прибывали с дипломатическим визитом используя крейсера, японцы могли позволить себе прибыть на линкоре (попытка США показать «кто круче», и использовать для дипломатии линкор «Миссури» провалилась с грандиозными репутационными потерями).
Проплавав с 1945 по 1982 год в роли “императорской яхты”, «Ивате» неожиданно принял участие в боевых действиях. В 1982 году разгорелся конфликт между Японией и Индонезией. К этому моменту, флот Японии со второго в мире, уже отошел на третье место, и то по причине, что остальные соперники (Франция, Италия) были слишком слабы. Экономический кризис больно ударил по Стране Восходящего Солнца, заставив списать множество кораблей (собственно первая волна ударила в 60-е годы, убрав из флота довоенные линкоры). Поэтому, когда началась война, в строй пришлось ставить все что можно.
Как показала практика, артиллерийский корабль с мощной системой ПВО, является неплохим цементом, связывающим как авианосцы, так и ракетные корабли. Артиллерийское вооружение гораздо лучше (дешевле чем ракеты и бомбы) справляется с поддержкой десанта на берегу. К тому же толстая броня (относительно современных эсминцев и авианосцев), прекрасно защищала от индонезийских ракет и бомб. Так, согласно распространенному мнению, линкор получил три ПРЯМЫХ попадания французских ракет типа «Экзосет», но не утратил боеспособности; что привело к распространённому мифу, что современные противокорабельные ракеты против хорошо защищенных линкоров, подобны бутылкам, брошенным в дощатый забор.
В действительности, ПВО линкора смогла перехватить две ракеты, и лишь незначительные обломки долетели до корабля (с ракурса фотографов на других кораблях взрывы «Экзосетов» в воздухе получились красочные, и были приняты за ракетные попадания), и только одна ракета попала в корабль, и хотя броню не пробила, внешний взрыв доставил множество хлопот команде.
В 2000 году, линкор «Ивате» был исключен из списков боевого флота, и превращен в корабль-музей, увидеть который можно на вечной стоянке в Токийском заливе.